Специфика социальной политики в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Как известно, Украина в соответствии с Конституцией в 1996 г. провозгласила себя социальным государством, то есть таким, в котором создаются условия для достижения высокого материального благосостояния граждан, внедрения действен­ной системы социальной защиты для всех без исключения членов общества, для свободного и всестороннего развития, а также максимально возможные шансы для самореализации, сохраняя тем самым стабильность в обществе.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………….......3
Раздел 1 Сущность социальной политики и ее основные направления…….....5
Раздел 2 Основные черты социальной политики Украины на современном этапе………………………………………………………………………………......9
Раздел 3 Пути совершенствования социальной политики в условиях современной Украины………………………………………………………….….13
Выводы…………………………………………………………………………..….17
Список литературы…………………………………………………………….…..19

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 217.80 Кб (Скачать)

              К сожалению, компенсационные мероприятия из индексации заработной платы и социальных выплат существенным образом отстали от роста потребительских цен. Многочисленные льготы, социальные выплаты нередко предоставлялись за ведомственным признаком, без учета реального материального положения разных слоев населения, их возможностей обеспечить свое благосостояние. Это породило социальные издержки в обществе и уменьшило возможности предоставления помощи тем, кто ее в самом деле нуждается. Затем ухудшилась социальная защита более уязвимых слоев населения: детей, пенсионеров, инвалидов, уединенных людей, многодетных семей и безработных.               Снизился уровень социально-трудовых прав и социальных гарантий многих граждан.

              Вместе с тем проблема построения новой социальной политики заключается не только в усилении социальной защиты отдельных категорий населения (пенсионеров, студентов, инвалидов, многодетных семей и т.п.). При рыночных условиях каждый трудоспособный человек должен сам обеспечить благосостояние своей семьи. Тем не менее, для построения системы материального самообеспечения необходимы надлежащие макроэкономические предпосылки. Создание таких предпосылок - важная составляющая государственного регулирования социальной политики.

              Во время перехода Украины к рыночным отношениям социальная политика государства основывается на том, чтобы соответственно имеющимся финансовым возможностям обеспечить органическое объединение макроэкономической трансформации с социальной направленностью реформ.

              Процесс повышения уровня жизни населения предусматривает связь и согласование ряда обобщенных и отдельных показателей. Это демографические, социально-демографические (количество населения, социальное положение, особенности воспроизведения и миграции населения); обобщенные стоимостные показатели благосостояния народа (национальный доход на душу населения, совокупные ресурсы для потребления и непроизводственного строительства, объем основных фондов непроизводственного назначения); показатели, которые характеризуют условия и оплату труда (количество рабочих, занятых ручной работой, повышение квалификации рабочих и специалистов, оплата труда занятых в народном хозяйстве); показатели развития сферы услуг; показатели роста доходов и потребление населения (динамика и структура реальных доходов населения, объем продажи товаров на душу населения, потребление важнейших продуктов питания и непродовольственных товаров).

              Показателями результативности социальной политики в Украине, как и во всём мире - есть уровень и качество жизни населения. Основными критериями уровня жизни являются: уровень и структура потребления материальных благ (продуктов питания и непродовольственных товаров); уровень потребления услуг учреждений бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры; уровень обеспечения жильем.


Раздел 3 Пути совершенствования социальной политики в условиях современной Украины

 

 

              Основными мероприятиями реализации определенной стратегии является принятие и введение в действие новой законодательно-нормативной базы в сфере социальной политики и адекватное ее финансовое обеспечение.

              То есть, на современном этапе научно - обоснованное реформирование законодательно-нормативной базы является важной составляющей усовершенствования социальной политики в Украине и в конечном итоге повышения жизненного уровня населения и конкурентоспособности экономики и социальных достижений страны в целом.

Сфера

Приоритетные направления

Политическая

Осуществление административной реформы, усовершенствование правового определения деятельности органов гос.власти.

Обеспечение политической, социальной стабильности, гражданского взаимопонимания и взаиморегулирования интересов различных социальных групп общества.

Развитие гражданского общества и демократических институтов для обеспечения прав и свобод граждан.

Развитие Украины как активного члена международных отношений, обеспечение интегрирования Украины в мировое экономическое сообщество, ЕС.

Правовая

Разработка действенных механизмов реализации конституционных прав и свобод человека. Развитие у населения потребности самозащиты собственных прав.

Четкое разграничение ответственностей между органами государственной власти за нарушение трудового законодательства.

Сбалансированность реформирования хоз.механизма с реформированием трудовой сферы; координация содержания Хозяйственного, Налогового, Бюджетного, Гражданского, Трудового кодексов.

Содействие развитию социального партнерства и договорного регулирования социально-трудовых отношений, повышение уровня компетентности субъектов социально-трудовых отношений, усовершенствование процедуры подписания коллективных договоров и соглашений, контроль за их исполнением.

Экономическая

Создание самодостаточной, конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики; обеспечение сбалансированности социально-экономического развития регионов.

Создание благоприятных социально-экономических условий и правовых задатков для детенизации национальной экономики, ограничение экономической преступности, криминализация социально-экономической сферы, стимулирование легализации теневых доходов.

Построение и утверждение инновационной модели развития, сохранение и повышение научно-технического потенциала, проведение политики улучшения инвестиционного климата, повышение эффективности инвестиционных процессов.

Осуществление приемов, направленных на ликвидацию скрытой безработицы, проведения политики продуктивной занятости.

Социальная

Приближение реальных возможностей социальной защиты к потребностям работающих, развитие системы социального страхования рисков

Экономическое стимулирование субъектов социально-трудовых отношений к созданию безопасных, благоприятных условий труда, переориентация национальной политики в сфере охраны работы и производственной гигиены на ликвидацию причин социальных рисков, общий характер профилактических мероприятий здравоохранения , жизни и труда.

Содействие развитию социальной, жилой инфраструктуры с привлечением иностранных инвестиции, распространение применения кредитов под приобретение жилья и предметов долгосрочного

употребления (в особенности льготных для молодежи и малообеспеченных семей с детьми).

Обеспечение опережающего развития социальных институтов (образования, медицины культуры и т.п.) и соответствующего возрастания социальных инвестиций, непосредственно направленных на развитие человека

Демографическая

Проведения взвешенной демографической политики, направленной на создание условий для расширенного воспроизведения человеческого потенциала, обеспечение устроенности демографической политики в социальную.

Реализация эффективного социального-экономического механизма удовлетворения потребностей семьи в детях законодательно закрепленное в заработной плате (социальных платежах)

обоснованной части для содержания и достойного воспитания здорового поколения.

Обеспечение равных возможностей для поддержания здоровья, сохранения трудового потенциала снижение социально обусловленных отличий в физическом состоянии разных групп населения.

Формирование нормативной-правовой базы стимулирования здорового образа жизни, ограничение рекламы алкоголя и табака, борьба с наркоманией.

Ориентация деятельности служб здравоохранения на помощь населению в сохранении своего здоровья и улучшении его качественных характеристик; достижение высокого уровня культуры самосохранения украинцев.

Создание эффективных механизмов повышения качества и доступности медицинского обслуживания.

Экологическая

Создание надежных гарантий экологической безопасности, обеспечение охраны окружающей среды, применение действенных инструментов для воспроизведения и рационального

использования природных ресурсов.

Внедрение в производство современных ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, практики утилизации отходов.

Улучшение экологического образования, ответственности общества за результаты хозяйственной деятельности в экологической сфере.

Внедрение действенных мероприятий снижения отрицательного влияния экологической глобализации на состояние окружающей среды.

Обеспечение информацией населения о состоянии экологической безопасности и экологические угрозы.

Духовная

Содействие сохранению и обогащению украинских культурно-исторических традиций, воспитание почтительного отношения к национальным святыням, украинского языка, а также истории и культуры всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине, формирование культуры межэтнических и межличностных отношений.

Воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям, культуры народов мира.

Формирование у детей и молодежи современного мировоззрения, моральных ценностей.

             

              Таким образом, нынешней власти следует приложить много усилий, направленных, в первую очередь, на повышение благосостояния граждан и преодоление бедности. Мероприятия социальной политики в нашей стране должны быть также направлены на сохранение и воспроизведение трудового потенциала народа, утверждение необходимой мотивации продуктивной работы, предотвращение массовой безработицы.


Выводы

 

 

              Социальная политика государства - прежде всего это часть экономики, связанная с потребностями людей и по­треблением ими благ и услуг. Социальная политика на современном этапе должна изучать, исследовать, анализировать природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, семьи, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребнос­тей и потребителей. В зону действия социальной политики попадают доходы различных слоев и групп населения. В данной работе мы рассматривали, что уровень жизни населения является обобщающим показателем проводимой социальной политики в стране.

              Система социального обеспечения в Украине вообще не отвечает требованиям необходимого уровня социальной защиты населения. Это связано, как с общим социально-экономическим кризисом, так и с недостатками самой системы социального обеспечения. Ведь она до сих пор несет на себе отражение бывших административно-распределительных отношений. Действующий механизм реализации реформ не лишен устаревших отношений распределительного характера, т.е. не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков взносов, страхователи отстранены от участия в управлении фондами, размеры страховых выплат не связаны с уровнем профессиональных и социальных рисков.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.


Список литературы

 

 

1. Батурин Л. А., Бутов В. И. Социальная сфера в рыночной экономике. Минск: Издательство «Слово», 1997. – 342 с.

2. Жуков В. И. Потенциал человека: Индекс социального развития // Семья в России. - № 3, 1996. – с. 34 – 40.

3. Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.:

Издательский центр «МарТ», 2005. – 528 с.

5. Пешихонов Ю. В., Водопьянов С. В. Современные проблемы

финансирования социальной сферы // Финансы. - № 3, 2001. – с. 20 – 39.

6. Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.

7. Смирнов С. С., Исаев Н. А. Социальная политика. Новый курс // Вопросы экономики. - № 2, 1999. – с. 21 – 29.

8. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.

9. Тетерский И. О. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - 4-е изд. – М.: Академический проект, 2004.- 496 с.

10. Тишин Е. А. Актуальные проблемы социального развития // Экономист.– № 4, 1997. – с. 15 – 19.

11. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.:

Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 692 с.

12. Холостова Е. И. Теория социальной работы: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.

13. Шаронов А., Ильин И. Формирование системы государственных

минимальных социальных стандартов // Экономист.- №1, 1999.–с. 48-55.

14. Шаронов А. Социальная сфера и социальная политика, умеренная

либерализация // Российский социально-политический вестник. - №1,

1998.– с. 19 - 26.



Информация о работе Специфика социальной политики в Украине