Специализация морских портов и эффективность их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:32, реферат

Описание работы

Морские порты являются важной составляющей транспортного бизнеса. Они служат связующими звеньями между морской и наземной частями транспортного процесса. Работа морских портов зависит от множества факторов: общего экономического состояния стран и регионов, тарифной политики собственника, отношений с властями города, в котором расположен порт (довольно распространены в мире города-порты) и, конечно, человеческого фактора, который особенно силен в портах Украины и России.

Содержание

Вступление
Деятельность морских портов
Специализация морских портов
Специализация основных морских портов Украины
Развитие портового хозяйства Украины
Функционирование морских портов
Проблемы развития морских портов
Вывод
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

регионал экономика.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА  УКРАИНЫ

ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ 
 
 

Кафедра менеджмента 
 
 

Реферат

По  дисциплине «Региональная экономика»

По  теме: «Специализация морских портов и  эффективность их функционирования» 
 
 
 

                Выполнила: студентка II курса

                Группы КМС

                Кожемякина А.Ю.

                Проверил: преподаватель Пожидаев А.Е. 
                 
                 
                 
                 

Луганск

2011

 

      План:

    Вступление 

    1. Деятельность морских портов
    2. Специализация морских портов
    3. Специализация основных морских портов Украины
    4. Развитие портового хозяйства Украины
    5. Функционирование морских портов
    6. Проблемы развития морских портов

    Вывод

    Список  использованной литературы

 

    Вступление

     Порты являются связующим звеном между морским и сухопутным транспортом. Они служат для перевалки грузов с морских судов на средства внутреннего транспорта и наоборот. Для возможности решения этой задачи порты должны быть оснащены мощной перегрузочной техникой, иметь сооружения, отвечающие требованиям различных средств транспорта, а также хорошие пути сообщения, как с морской, так и с сухопутной стороны.

     Морские порты являются важной составляющей транспортного бизнеса. Они служат связующими звеньями между морской и наземной частями транспортного процесса. Работа морских портов зависит от множества факторов: общего экономического состояния стран и регионов, тарифной политики собственника, отношений с властями города, в котором расположен порт (довольно распространены в мире города-порты) и, конечно, человеческого фактора, который особенно силен в портах Украины и России. 

 

      1. Деятельность морских портов

     Транспортные средства должны не простаивать, а быть в движении. Поэтому время пребывания в порту морских судов, а также железнодорожных вагонов, грузовых автомашин и речных судов должно быть минимальным. Однако в этом деле необходима определенная иерархия. Большое, дорогостоящее морское судно должно обрабатываться в первую очередь, т. е. для него должен быть обеспечен непрерывный подвоз и отвоз грузов. Отсюда вытекает еще одна важная задача — оперативное складирование грузов в порту для выравнивания диспропорций между темпами грузовых операций на морских судах и пропускной способностью внутреннего транспорта. Таким образом, в морском порту должны иметься складские помещения с внутрискладским транспортом, учитывающие особенности обрабатываемых грузов. К этому необходимо добавить, что перед отправкой судна в очередной рейс должны выполняться различные операции, связанные с контролем качества экспортных и импортных грузов. Это также оказывает влияние на техническое оснащение порта, предполагая наличие специализированной техники и хорошей организации работ.

     Многообразие сооружений и оборудования является лишь одной характерной особенностью деятельности портов. Не менее важный аспект – возможность модернизации всех этих сооружений и оборудования, у которых часто более длительный срок службы, чем у транспортных средств. Быстрый прогресс на транспорте время от времени приводит к необходимости модернизировать портовое оборудование и сооружения. Это связано с определенными трудностями, потому что необходимые для такой модернизации капиталовложения обычно очень велики, а проведение этих работ требует много времени. Не следует также недооценивать степень риска, связанного с такими капиталовложениями. Для того чтобы они могли окупиться, требуется равномерная загрузка нового оборудования в течение продолжительного срока эксплуатации. Это предполагает наличие долгосрочных устойчивых грузопотоков, т. е. должно иметь место согласованное развитие внешней торговли, морского судоходства и портового хозяйства. 

     2. Специализация морских портов

     Для морских портов существенную роль играет растущая специализация судов и других транспортных средств, а также перегрузочных устройств. Такой специализации способствует (и в то же время делает ее необходимой) углубляющееся и расширяющееся международное экономическое сотрудничество. Современное положение в портах многих развивающихся стран, характеризующееся крайне медленной обработкой судов и связанными с этим «пробками» - скоплениями судов в ожидании свободных причалов, показывает, что именно этим странам необходимо оказать экономическую и научную помощь в реконструкции морского хозяйства, в первую очередь морских портов. Первостепенное значение морских портов при проведении больших технических и технологических преобразований на морском транспорте сегодня стало очевидным. Это обусловлено тем, что на порты приходится существенная часть общего времени транспортировки грузов и значительная доля общих транспортных расходов. Сухогрузные суда обычного типа в настоящее время все еще вынуждены до 50% эксплуатационного времени проводить в портах. Все это показывает, что будущее развитие судоходства должно быть тесно увязано с морскими портами. 

     3. Специализация основных морских портов Украины

     Наиболее значительными из морских торговых портов Украины являются расположенные неподалеку друг от друга (в северо-западной части Черного моря) Одесский, Ильичевский и Южный порты. На их долю суммарно приходится около 70% всего грузооборота украинских морских портов. Эти порты имеют наилучшие морские подходы (осадка принимаемых судов от 11,5 до 14 метров), в то время как другие в состоянии принимать суда со значительно меньшей осадкой.

     В Одесском и Ильичевском торговых портах находятся и крупнейшие в Украине контейнерные терминалы. На северном побережье Азовского моря расположены Бердянский и Мариупольский морские торговые порты, для которых характерна близость к наиболее промышленно-развитым районам Украины – Донбассу и Приднепровью. Экспорт металла и другой продукции этих регионов и обеспечивает основную загрузку портов. 

     4. Развитие портового хозяйства Украины

     Направление развития портового хозяйства Украины предусматривает большее привлечение частного капитала. Речь идет о приватизации коммерческих функций в морских торговых портах, цель которой такая же, как и в других отраслях народного хозяйства страны: сэкономить деньги и повысить качество портовых услуг. Приватизация – это прежде всего перевод предприятия, находящегося в собственности или под контролем государства, в условия конкурентной борьбы на рынке. В пользу этого процесса выступает три основных аргумента:

  • расширение номенклатуры услуг, которые предлагаются грузовладельцам, судовладельцам и другим клиентам, и увеличение грузооборота;
  • увеличение объемов финансирования строительства портовых сооружений и приобретения оборудования на основе привлечения к этому процессу частного капитала;
  • повышение эффективности управленческой деятельности.
 

     5. Функционирование  морских портов

     Проблемы  функционирования морских портов относятся к многофакторным, неоднозначным и требуют особого подхода, так как здесь затрагивается как интересы государства в силу четкого положения, так и интересы предприятий портовой деятельности в результате того, что на территории портов функционируют предприятия других форм собственности.

     Последствиями ошибочных решений в транспортной отрасли являются значительные потери в объемах работы, денежных средств, ухудшение репутации морских  портов, транзитной репутации морского региона и страны в целом. Эффективность ее функционирования оказывается существенное влияние на формирование валового внутреннего продукта страны и реализацию внешнеэкономических связей государства.

     Морские порты являются ведущим элементом  морехозяйственного комплекса страны и потому, что с ними связана деятельность практически всех предприятий и организаций, относящихся к морскому бизнесу страны. Поэтому, от того, как организована производительная деятельность самих морских портов, от того, насколько эффективна их работа зависит в значительной степени и работа смежных структур.

     В настоящее время, как показывает статистика, мировая экономика постепенно выходит из кризиса. Транспортная система  Украины не является исключением.

     Темпы восстановления экономики Украины являются более быстрыми по сравнению с ее конкурентами на Черном море, за исключение России. Так, рост Болгарии в 2010 составил 0,2 %, Румынии – 0,8 %, Грузии 2%, России – 4 %. Если сравнивать темпы восстановления наиболее динамичной составляющей грузооборота морских портов – контейнерную грузопереработку – то контейнерная динамика Украины наиболее высокая. Так, прирост переработки контейнеров в Украине составил 20 %, по сравнению с 2009 годом, в то время как ее конкурентов: Болгарии – 0,01%, Грузии – 9 %, России – 15 %, Румынии – 16 %.

     Современные морские торговые порты Украины  имеют достаточно развитую материально-техническую  и кадровую базу для обеспечения  сервиса грузов, судов и пассажиров. Однако, развитие только производственной базы (расширение причального фронта, техническое переоснащение и проч.) не может обеспечить привлекательность украинских портов в качестве центров транзита и трансшипмента по типу. Констанцы, которая является основным конкурентом отечественных портов на Черном море. 

     6. Проблемы развития морских портов

     В настоящее время перед руководством транспортной отрасли нашей страны стоит вопрос выбора путей развития портового хозяйства. В качестве альтернативных вариантов могут рассматриваться:

  • создание единой вертикально интегрированной портовой компании, или, как говорил бывший министр транспорта и связи, единого порта под названием «Украина»;
  • региональная специализация портовых комплексов, т. е. установление вышестоящим органом управления единой по всей стране специализации морских торговых портов, которой должны придерживаться грузовладельцы при выборе маршрута следования своих товаров;
  • передача в частное управление перегрузочных комплексов портов;
  • передача инфраструктуры портов в коммунальную (муниципальную) собственность и др.

 

      Вывод

     В настоящее время морские порты  Украины самодостаточны. Они способны обеспечить высокий уровень эффективности  работы. Но им приходится работать в  неблагоприятной нормативной и  законодательной среде. Нормативные  документы не всегда отвечают экономическим  интересам развития портов и наносят ущерб всему портовому хозяйству станы. Портам приходится противостоять как корпоративным интересам, так и чрезмерному государственному регулированию, не допуская вмешательства в производственно-хозяйственную и коммерчискую деятельность. Морские порты, как и другие государственные предприятия, ощущают тенденцию усиления централизации в управлении, несмотря на постоянную декларацию о необходимости расширения их самостоятельности.

 

      Список использованной литературы:

  1. http://www.blackseatrans.com/article.php?articleID=770 – Владимир Иванов, 3/2006;
  2. http://www.business.ua/blogs/transport/kuzmenko_blog/122/ - Андрей Кузьменко, 17.09.2010;
  3. Журнал “Транспорт”, №14 (598), - Олег Кутателадзе;
  4. Винников В.В. проблемы комплексного развития морского транспорта / Винников В.В. – Одесса: Феникс, 2005. – 300с.
  5. Чекаловец В.И. К вопросу о месте и роли транспорта в системе общественного производства / Миюсов М.В., Примачев Н.Т., Винников В.В., Винником С.В., Примачева Н.Н. – Одесса: Автограф, 2006. – 243с.

Информация о работе Специализация морских портов и эффективность их функционирования