Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:32, реферат
Морские порты являются важной составляющей транспортного бизнеса. Они служат связующими звеньями между морской и наземной частями транспортного процесса. Работа морских портов зависит от множества факторов: общего экономического состояния стран и регионов, тарифной политики собственника, отношений с властями города, в котором расположен порт (довольно распространены в мире города-порты) и, конечно, человеческого фактора, который особенно силен в портах Украины и России.
Вступление
Деятельность морских портов
Специализация морских портов
Специализация основных морских портов Украины
Развитие портового хозяйства Украины
Функционирование морских портов
Проблемы развития морских портов
Вывод
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА УКРАИНЫ
ЛУГАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Кафедра
менеджмента
Реферат
По дисциплине «Региональная экономика»
По
теме: «Специализация
морских портов и
эффективность их
функционирования»
Выполнила: студентка II курса
Группы КМС
Кожемякина А.Ю.
Проверил:
преподаватель Пожидаев А.Е.
Луганск
2011
План:
Вступление
Вывод
Список использованной литературы
Вступление
Порты являются связующим звеном между морским и сухопутным транспортом. Они служат для перевалки грузов с морских судов на средства внутреннего транспорта и наоборот. Для возможности решения этой задачи порты должны быть оснащены мощной перегрузочной техникой, иметь сооружения, отвечающие требованиям различных средств транспорта, а также хорошие пути сообщения, как с морской, так и с сухопутной стороны.
Морские
порты являются важной составляющей транспортного
бизнеса. Они служат связующими звеньями
между морской и наземной частями транспортного
процесса. Работа морских портов зависит
от множества факторов: общего экономического
состояния стран и регионов, тарифной
политики собственника, отношений с властями
города, в котором расположен порт (довольно
распространены в мире города-порты) и,
конечно, человеческого фактора, который
особенно силен в портах Украины и России.
1. Деятельность морских портов
Транспортные средства должны не простаивать, а быть в движении. Поэтому время пребывания в порту морских судов, а также железнодорожных вагонов, грузовых автомашин и речных судов должно быть минимальным. Однако в этом деле необходима определенная иерархия. Большое, дорогостоящее морское судно должно обрабатываться в первую очередь, т. е. для него должен быть обеспечен непрерывный подвоз и отвоз грузов. Отсюда вытекает еще одна важная задача — оперативное складирование грузов в порту для выравнивания диспропорций между темпами грузовых операций на морских судах и пропускной способностью внутреннего транспорта. Таким образом, в морском порту должны иметься складские помещения с внутрискладским транспортом, учитывающие особенности обрабатываемых грузов. К этому необходимо добавить, что перед отправкой судна в очередной рейс должны выполняться различные операции, связанные с контролем качества экспортных и импортных грузов. Это также оказывает влияние на техническое оснащение порта, предполагая наличие специализированной техники и хорошей организации работ.
Многообразие
сооружений и оборудования является лишь
одной характерной особенностью деятельности
портов. Не менее важный аспект – возможность
модернизации всех этих сооружений и оборудования,
у которых часто более длительный срок
службы, чем у транспортных средств. Быстрый
прогресс на транспорте время от времени
приводит к необходимости модернизировать
портовое оборудование и сооружения. Это
связано с определенными трудностями,
потому что необходимые для такой модернизации
капиталовложения обычно очень велики,
а проведение этих работ требует много
времени. Не следует также недооценивать
степень риска, связанного с такими капиталовложениями.
Для того чтобы они могли окупиться, требуется
равномерная загрузка нового оборудования
в течение продолжительного срока эксплуатации.
Это предполагает наличие долгосрочных
устойчивых грузопотоков, т. е. должно
иметь место согласованное развитие внешней
торговли, морского судоходства и портового
хозяйства.
2. Специализация морских портов
Для
морских портов существенную роль играет
растущая специализация судов и других
транспортных средств, а также перегрузочных
устройств. Такой специализации способствует
(и в то же время делает ее необходимой)
углубляющееся и расширяющееся международное
экономическое сотрудничество. Современное
положение в портах многих развивающихся
стран, характеризующееся крайне медленной
обработкой судов и связанными с этим
«пробками» - скоплениями судов в ожидании
свободных причалов, показывает, что именно
этим странам необходимо оказать экономическую
и научную помощь в реконструкции морского
хозяйства, в первую очередь морских портов.
Первостепенное значение морских портов
при проведении больших технических и
технологических преобразований на морском
транспорте сегодня стало очевидным. Это
обусловлено тем, что на порты приходится
существенная часть общего времени транспортировки
грузов и значительная доля общих транспортных
расходов. Сухогрузные суда обычного типа
в настоящее время все еще вынуждены до
50% эксплуатационного времени проводить
в портах. Все это показывает, что будущее
развитие судоходства должно быть тесно
увязано с морскими портами.
3. Специализация основных морских портов Украины
Наиболее значительными из морских торговых портов Украины являются расположенные неподалеку друг от друга (в северо-западной части Черного моря) Одесский, Ильичевский и Южный порты. На их долю суммарно приходится около 70% всего грузооборота украинских морских портов. Эти порты имеют наилучшие морские подходы (осадка принимаемых судов от 11,5 до 14 метров), в то время как другие в состоянии принимать суда со значительно меньшей осадкой.
В
Одесском и Ильичевском торговых портах
находятся и крупнейшие в Украине контейнерные
терминалы. На северном побережье Азовского
моря расположены Бердянский и Мариупольский
морские торговые порты, для которых характерна
близость к наиболее промышленно-развитым
районам Украины – Донбассу и Приднепровью.
Экспорт металла и другой продукции этих
регионов и обеспечивает основную загрузку
портов.
4. Развитие портового хозяйства Украины
Направление развития портового хозяйства Украины предусматривает большее привлечение частного капитала. Речь идет о приватизации коммерческих функций в морских торговых портах, цель которой такая же, как и в других отраслях народного хозяйства страны: сэкономить деньги и повысить качество портовых услуг. Приватизация – это прежде всего перевод предприятия, находящегося в собственности или под контролем государства, в условия конкурентной борьбы на рынке. В пользу этого процесса выступает три основных аргумента:
5. Функционирование морских портов
Проблемы функционирования морских портов относятся к многофакторным, неоднозначным и требуют особого подхода, так как здесь затрагивается как интересы государства в силу четкого положения, так и интересы предприятий портовой деятельности в результате того, что на территории портов функционируют предприятия других форм собственности.
Последствиями
ошибочных решений в
Морские порты являются ведущим элементом морехозяйственного комплекса страны и потому, что с ними связана деятельность практически всех предприятий и организаций, относящихся к морскому бизнесу страны. Поэтому, от того, как организована производительная деятельность самих морских портов, от того, насколько эффективна их работа зависит в значительной степени и работа смежных структур.
В настоящее время, как показывает статистика, мировая экономика постепенно выходит из кризиса. Транспортная система Украины не является исключением.
Темпы восстановления экономики Украины являются более быстрыми по сравнению с ее конкурентами на Черном море, за исключение России. Так, рост Болгарии в 2010 составил 0,2 %, Румынии – 0,8 %, Грузии 2%, России – 4 %. Если сравнивать темпы восстановления наиболее динамичной составляющей грузооборота морских портов – контейнерную грузопереработку – то контейнерная динамика Украины наиболее высокая. Так, прирост переработки контейнеров в Украине составил 20 %, по сравнению с 2009 годом, в то время как ее конкурентов: Болгарии – 0,01%, Грузии – 9 %, России – 15 %, Румынии – 16 %.
Современные
морские торговые порты Украины
имеют достаточно развитую материально-техническую
и кадровую базу для обеспечения
сервиса грузов, судов и пассажиров.
Однако, развитие только производственной
базы (расширение причального фронта,
техническое переоснащение и проч.) не
может обеспечить привлекательность украинских
портов в качестве центров транзита и
трансшипмента по типу. Констанцы, которая
является основным конкурентом отечественных
портов на Черном море.
6. Проблемы развития морских портов
В настоящее время перед руководством транспортной отрасли нашей страны стоит вопрос выбора путей развития портового хозяйства. В качестве альтернативных вариантов могут рассматриваться:
Вывод
В настоящее время морские порты Украины самодостаточны. Они способны обеспечить высокий уровень эффективности работы. Но им приходится работать в неблагоприятной нормативной и законодательной среде. Нормативные документы не всегда отвечают экономическим интересам развития портов и наносят ущерб всему портовому хозяйству станы. Портам приходится противостоять как корпоративным интересам, так и чрезмерному государственному регулированию, не допуская вмешательства в производственно-хозяйственную и коммерчискую деятельность. Морские порты, как и другие государственные предприятия, ощущают тенденцию усиления централизации в управлении, несмотря на постоянную декларацию о необходимости расширения их самостоятельности.
Список использованной литературы:
Информация о работе Специализация морских портов и эффективность их функционирования