Введение
В системе международных
экономических отношений немаловажную
роль играют валютно-финансовые организации.
Они создают условия для накопления
и перераспределения международного
валютного капитала, что позволяет
использовать его целенаправленно
и эффективно.
Международный
валютный фонд играет значительную
роль, как в развитии экономик
стран-участников, так и в развитии
мировой экономики в целом.
Международный Валютный Фонд — межправительственная
организация, предназначенная для регулирования
валютно-кредитных отношений между государствами–членами
и оказания им финансовой помощи при валютных
затруднениях, вызываемых дефицитом платежного
баланса, путем предоставления кратко–
и среднесрочных кредитов в иностранной
валюте. Фонд - специализированное учреждение
ООН - практически служит институциональной
основой мировой валютной системы. Первоначально
Фонд кредитовал преимущественно Западные
страны. В середине 70-х гг. промышленно-развитые
и развивающиеся государства получили
от него примерно равные суммы, а с 80-х
годов МВФ переключился почти целиком
на кредитование последних. Этот поворот,
в значительной степени, обусловлен тем,
что получение кредитов Фонда в основном
связанно с принятием определенных обязательств
в области макроэкономической политики.
Поэтому западные страны предпочитают
заимствовать ресурсы на покрытие дефицита
платежного баланса на мировом рынке ссудных
капиталов. Ни одна другая международная
организация не подвергалась столь резкой
критики со стороны развивающихся стран
как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие
на социально-экономические процессы
в этих регионах, особенно в условиях долгового
кризиса. Однако без активного вмешательства
Фонда в долговой кризис последствия его
для развивающихся стран и мировой кредитной
системы было бы гораздо более серьезным.
Международный финансовый кризис, начавшийся
в 1997 г. в Юго-Восточной Азии и получивший
мировой резонанс, вызвал повышенный интерес
к МВФ. МВФ подвергается критике с разных
сторон. Наследники кейнсианских, дирижистских
традиций упрекают его в том, что он недостаточно
эффективно противодействовал спекулятивным
операциям частных финансовых структур,
практически потакал им. Приверженцы либеральных
концепций, напротив, обвиняют Фонд в чрезмерном
вмешательстве в деятельность рыночных
механизмов.
1.
Создание МВФ.
Основные задачи
и направления
деятельности.
Международный валютный
фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - международная
организация, предназначенная для
регулирования валютно-кредитных
отношений между государствами-членами
и оказания им финансовой помощи при
валютных затруднениях, вызываемых дефицитом
платежного баланса, путем предоставления
кратко- и среднесрочных кредитов
в иностранной валюте. Фонд имеет
статус специализированного учреждения
ООН. Практически он служит институциональной
основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой
конференции ООН (1 - 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе
(США, штат Ныо - Гэмпшир). Конференция приняла
Статьи соглашения (Articles of Agreement) МВФ, которые
выполняют роль его устава. Этот документ
вступил в силу 27 декабря 1945 г. Практическую
деятельность Фонд начал в мае 1946 г., имея
в своем составе 59 стран-членов; к валютным
операциям он приступил с 1 марта 1947 года.
СССР принял участие в Бреттон-Вудской
конференции. Однако впоследствии в связи
с "холодной войной" между Востоком
и Западом он не ратифицировал Статьи
соглашения МВФ. По той же причине на протяжении
50 - 60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия
и Куба. В результате глубоких социально-экономических
и политических реформ, имевших целью
переход от централизованно планируемой
экономики к рыночной и интегрирование
национальных экономик в мировое хозяйство,
в начале 90-х годов бывшие социалистические
страны, а также государства, входившие
ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за
исключением Корейской Народно-Демократической
Республики и Республики Кубы). Россия
стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные
страны, СНГ и страны Балтии - на протяжении
периода с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан
- в апреле 1993 г.). В 1999 г. (по состоянию на
январь) число стран -членов МВФ составляло
182. Кроме того, после завершения всех требуемых
процедур место бывшей Социалистической
Федеративной Республики Югославии может
занять Федеративная Республика Югославия
(в составе Сербии и Черногории). Постоянное
местопребывание руководящих органов
- Вашингтон (США). Помимо того, имеются
отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария),
Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке. Кыргызская
Республика (Кыргызстан) стала членом
Международного валютного фонда 8 мая
1992 года с первоначальной квотой 43 млн.
СДР (около 59 млн. долларов США). В 1995 году
квота Кыргызстана увеличилась до 64,5 млн.
СДР (около 96 млн. долларов США) и в 1999 году
– до 88,8 млн. СДР (около 122,5 млн. долларов
США). Кыргызская Республика приняла обязательства
в рамках Статьи VIII Статей cоглашения МВФ
в марте 1995 года. В рамках данных обязательств,
Кыргызская Республика берет на себя обязательства
воздерживаться от установления ограничений
на обменный курс при осуществлении платежей
и переводов по текущим международным
операциям или установления дискрминационных
валютных режимов или практики множественных
валютных курсов, без одобрения МВФ.Управляющим
от Кыргызстана в МВФ является г-н Марат
Алапаев, Председатель Национального
банка Кыргызской Республики. Исполнительным
директором Кыргызстана в МВФ является
г-н Томас Мозер (Швейцария); в группу стран,
представляемых им, также входят Азербайджан,
Польша, Швейцария, Таджикистан, Туркменистан,
Узбекистан, а также Сербия и Черногория.
Роль
МВФ
Своевременные и
хорошо скоординированные меры международного
сообщества помогли экономике Кыргызской
Республики избежать намного более
глубокого спада. МВФ, совместно
с Всемирным банком и Азиатским
банком развития, играл ведущую роль,
содействуя стране в преодолении
проблем, с которыми она столкнулась
после событий, произошедших в апреле
и июне 2010 года. Персонал МВФ, вместе
с персоналом Всемирного банка и
Азиатского банка развития, возглавил
две миссии по составлению совместной
экономической оценки. Сотрудники Фонда
также явились соавторами доклада
по совместной экономической оценке,
который был представлен донорам
на состоявшейся в конце июля 2010
года в Бишкеке конференции доноров.
Кроме того, МВФ оказывал обширную
техническую помощь для содействия
стране в преодолении банковских
проблем. В середине сентября Исполнительный
совет МВФ утвердил выделение
средств в рамках РСФ, с тем
чтобы поддержать чрезвычайную экономическую
программу, разработанную официальными
органами для решения возникших
после кризиса неотложных проблем.Недавно
утвержденная договоренность по ЕСФ
основана на приоритетах официальных
органов и поддерживает их действия,
направленные на восстановление макроэкономической
стабильности и буферных резервов для
проведения экономической политики, содействие
охватывающему широкие слои экономическому
росту в условиях низкой инфляции, достижение
среднесрочной консолидации бюджета,
преодоление недостатков в финансовом
секторе, наращивание резервов и активизацию
критически важной донорской поддержки.
Власти Кыргызской Республики воспользуются
также технической помощью от МВФ и других
доноров в сфере управления государственными
финансами, налоговой политики и налогового
администрирования и проблем финансового
сектора.
Цели.
· Содействие
международному сотрудничеству в валютной
сфере;
· Содействие
расширению сбалансированному росту
международной торговли и соответственно
росту занятости и улучшению
экономических стран-членов;
· Обеспечение
функционирования международной валютной
системы путем согласования и
координации валютной политики и
поддерживания валютных курсов и
обратимости валют стран-членов;
обеспечивать упорядоченные отношения
в валютной области между странами-членами;
· Определение
паритетов и курсов валют; не допускать
конкурентного обеспечения валют;
· Оказание
содействия в создании многосторонней
системы платежей по текущим операциям
между странами-членами и в
устранении валютных ограничений;
· Оказание
помощи странам-членам путем предоставления
займов и кредитов в иностранной
валюте для урегулирования платежных
балансов и стабилизации валютных курсов;
· Сокращение
длительности и уменшение степени
неуровновешенности международных
платежных балансов стран-членов;
· Предоставление
консультационной помощи по финансовым
и валютным вопросам странам-членам;
· Осуществление
контроля за соблюдением странами-членами
кодекса поведения в международных
валютных отношениях.
По мере эволюции
мировой валютной системы, а также трансформации
деятельности МВФ Статьи соглашения трижды
пересматривались. Первая серия поправок
была осуществлена в 1968 -1969 гг., в связи
с образованием механизма специальных
прав заимствования (СДР), во второй, произведенной
в 1976 - 1978 гг., были определены основные
принципы нового, Ямайского международного
валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую
валютную систему, третья поправка (1990
- 1992 гг.) предусматривала введение санкций
в виде приостановки права участвовать
в голосовании в отношении стран-членов,
не выполнивших свои финансовые обязательства
перед Фондом. Кроме того, в стадии ратификации
странами-членами находится принятая
Советом управляющих поправка к уставу,
касающаяся специального, разового выпуска
СДР. Готовятся также поправки, накладывающие
на страны-члены обязательства по либерализации
международного движения капиталов.
II.
Структура управления
МВФ.
Высший руководящий
орган МВФ - Совет управляющих (Board
of Governors), в котором каждая страна-член
представлена управляющим и его
заместителем. Обычно это министры
финансов или руководители центральных
банков. В ведение Совета входит
решение ключевых вопросов деятельности
Фонда, таких, как внесение изменений
в Статьи соглашения, прием и исключение
стран-членов, определение и пересмотр
величины их долей в капитале, выборы
исполнительных директоров. Управляющие
собираются на сессии обычно один раз
в год, но могут проводить свои
заседания, а также голосовать по
почте в любое время. В МВФ действует
принцип "взвешенного" количества
голосов, который предполагает, что возможность
стран-членов оказывать воздействие на
деятельность Фонда с помощью голосования
определяется их долей в капитале МВФ.
Каждое государство имеет -250 "базовых"
голосов, независимо от величины его взноса
в капитал, и дополнительно по одному голосу
за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса.
Такой порядок обеспечивает решающее
большинство голосов наиболее крупным
государствам. Самым большим количеством
голосов в МВФ обладают (на 30 апреля 1998
г.): США - 17,78%; Германия - 5,53%; Япония - 5,53%;
Великобритания - 4,98%; Франция - 4,98%; Саудовская
Аравия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%. Доля
15 стран - участниц ЕС - 28,8%, 29 промышленно
развитых государств (страны - члены Организации
экономического сотрудничества и развития,
ОЭСР) имеют в совокупности 63,4% голосов
в МВФ. На долю остальных стран, составляющих
свыше 84% количества членов Фонда, приходится
лишь 36,6% голосов. Решения в Совете управляющих
обычно принимаются простым большинством
(не менее половины) голосов, а по наиболее
важным вопросам, имеющим оперативный
либо стратегический характер, - "специальным
большинством" (соответственно 70% или
85% голосов стран-членов). В интересах ведущих
стран Запада в нынешнем уставе выделены
53 подобных вопроса (против 9 при создании
МВФ). Несмотря на некоторое сокращение
в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов
США и ЕС, они по-прежнему могут налагать
вето на ключевые решения Фонда, принятие
которых требует максимального большинства
(85%). Все это означает, что США вместе
с ведущими западными государствами практически
располагают возможностью осуществлять
контроль над процессом принятия решений
в МВФ и направлять его деятельность исходя
из своих интересов. Что касается развивающихся
стран, то при наличии скоординированных
действий теоретически они также в состоянии
не допускать принятия не устраивающих
их решений. Однако достичь необходимой
согласованности столь большому числу
разнородных стран чрезвычайно сложно.
Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет
управляющих может учредить новый постоянный
орган управления - Совет на уровне министров
стран-членов для наблюдения за регулированием
и адаптацией мировой валютной системы.
Однако фактически он пока не создан, и
его роль играет учрежденный в 1974 г. Временный
комитет Совета управляющих по вопросам
международной валютной системы - Временный
комитет (Interim Commitet of the Board of Governors on the International
Monetary System), состоящий из 24 управляющих
МВФ, в том числе и от России. Он собирается
на свои заседания дважды в год. Однако
в отличие от предполагаемого Совета Временный
комитет не имеет полномочий для принятия
директивных решений. Тем не менее, он
выполняет важные функции: осуществляет
руководство Исполнительным советом;
занимается выработкой стратегических
решений, относящихся к функционированию
международной валютной системы и деятельности
МВФ; представляет Совету управляющих
предложения о внесении поправок в Статьи
соглашения МВФ. Подобный статус имеет
также Объединенный министерский комитет
Советов управляющих Международного банка
реконструкции и развития (МБРР) и МВФ
по передаче реальных ресурсов развивающимся
странам - Комитет развития (Joint Ministerial
Committee of the Board of Governors of the Bank and the Fund on the
Transfer of Real Resources to Developing Countries). Он консультирует
Советы управляющих МВФ и МБРР по проблемам
экономического развития. Уроки финансового
кризиса 1997 - 1998 гг., выявившего потребность
в более оперативном и целенаправленном
реагировании на постоянные изменения
состояния мировых валютно-финансовых
отношений, в усилении эффективности механизма
выработки и принятия коллективных решений,
побуждают МВФ, в частности, к осуществлению
мер по повышению статуса и роли Временного
комитета, вплоть до преобразования его
в предусмотренный уставом Совет на министерском
уровне, который, в отличие от Временного
комитета, обладал бы директивными полномочиями.
По словам руководителя Фонда М. Камдессю,
"такое преобразование придало бы МВФ
новую и чрезвычайно важную легитимность
для разрешения все более усложняющихся
задач, которыми он призван заниматься'4.
Однако существующие между странами -
членами Фонда противоречия затрудняют
реализацию этого шага. На своем очередном
заседании 27 апреля 1999 г. Временный комитет
ограничился лишь тем, что поручил своим
заместителям и Исполнительному совету
"продолжить изучение характера институциональных
усовершенствований, включая и деятельность
Временного комитета". Совет управляющих
делегировал многие свои полномочия Исполнительному
совету (Executive Board), т. е. директорату, который
несет ответственность за ведение дел
МВФ, включающих широкий круг политических,
оперативных и административных вопросов,
в частности, предоставление кредитов
странам-членам и осуществление надзора
за их политикой в отношении валютных
курсов. Исполнительный совет работает
на постоянной основе в штаб-квартире
Фонда в Вашингтоне и обычно проводит
свои заседания три раза в неделю. С 1992
г. число исполнительных директоров доведено
до 24. 5 из них назначены, согласно уставу,
США, Германией, Японией, Великобританией
и Францией, т. е. пятью странами, у которых
наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - формально
избраны, но представляют каждый одну
страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай;
16 - избраны от остальных стран-членов,
разделенных на соответствующее количество
групп, сформировавшихся с учетом принципа
географического представительства либо
на основе общих интересов. Назначения
и выборы исполнительных директоров проводятся
раз в два года. Директор располагает тем
количеством голосов, которым пользуются
в совокупности избравшие его управляющие.
Как правило, Директорат принимает решения,
основываясь на материалах и докладах,
которые подготовлены административным
аппаратом. Формально все должностные
лица МВФ подчиняются только руководящим
органам фонда, и правительства государств-членов
не имеют права оказывать на них давления.
В большинстве случаев решения в Исполнительном
совете принимаются не путем формального
голосования, а посредством предварительного
достижения консенсуса его членов.
Исполнительный совет
МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя
(Managing Director), по традиции это представитель
из Европы, который не может быть
ни управляющим, ни исполнительным директором.
Директор-распорядитель председательствует
в Директорате (без права голоса,
за исключением случаев, когда голоса
разделяются поровну) и возглавляет
административный аппарат фонда. В
функции директора-распорядителя входит
ведение текущих дел и назначение должностных
лиц МВФ: своего заместителя, секретаря,
казначея, заведующих отделами, генерального
советника юридического отдела, заведующих
административной службой и европейской
штаб-квартирой фонда (в Париже). Директор-распорядитель
(с 1987 г.) - Мишель Камдесю (Франция; в
мае 1996 г. переизбран на третий срок, начавшийся
с 16 января 1997 г.), его первый заместитель
(с 1994 г.) - Стэнли Фишер (США). Взаимодействие
МВФ с государствами-членами производится
через региональные отделы: Африканский,
Европейский I, Европейский II, Среднего
Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной
Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются
отделы центральных банков, валютных и
торговых отношений, по бюджетно-налоговым
вопросам, правовой и исследовательский.
В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников
из 122 стран, 50% из которых – женщины. Это
главным образом экономисты, специалисты
по налогам, статистике, финансам и филологии.
Организационная структура аппарата МВФ
постоянно развивается из-за целевых установок
и функций МВФ, которые определяются трансформацией
мировой экономики и международных валютно-финансовых
отношений.
Разнообразие
форм деятельности МВФ
В современных условиях
деятельность фонда ассоциируется
по большей части с его финансово-кредитными
функциями. Но в целом существует
и другие формы деятельности МВФ
(рис. 1).
Основные
механизмы кредитования
1. Резервная доля.
Первая порция иностранной валюты,
которую страна-член может приобрести
в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась
до Ямайского соглашения «золотой»,
с 1978 г. — резервной долей
(Reserve Tranche). Резервная доля определяется
как превышение величины квоты страны-члена
над суммой, находящейся на счете Фонда
национальной валюты данной страны. Если
МВФ использует часть национальной валюты
страны-члена для предоставления кредита
другим странам, то резервная доля такой
страны соответственно увеличивается.
Непогашенная сумма займов, предоставленных
страной-членом Фонду в рамках кредитных
соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную
позицию. Резервная доля и кредитная позиция
вместе составляют «резервную позицию»
страны — члена МВФ.
2. Кредитные доли.
Средства в иностранной валюте,
которые могут быть приобретены
страной-членом сверх резервной
доли (в случае её полного использования
авуары МВФ в валюте страны
достигают 100 % квоты), делятся на
четыре кредитные доли, или транша
(Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты.
Доступ стран-членов к кредитным
ресурсам МВФ в рамках кредитных
долей ограничен: сумма валюты
страны в активах МВФ не
может превышать 200 % её квоты
(включая 75 % квоты, внесенных по
подписке). Таким образом, предельная
сумма кредита, которую страна
может получить у Фонда в
результате использования резервной
и кредитных долей, составляет
125 % её квоты. Однако устав предоставляет
МВФ право приостанавливать это
ограничение. На этом основании
ресурсы Фонда во многих случаях
используются в размерах, превышающих
зафиксированный в уставе предел.
Поэтому понятие «верхние кредитные
доли» (Upper Credit Tranches) стало означать
не только 75 % квоты, как в ранний
период деятельности МВФ, а
суммы, превосходящие первую кредитную
долю.
3. Договоренности
о резервных кредитах стэнд-бай
(англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают
стране-члену гарантию того, что
в пределах определённой суммы
и в течение срока действия
договоренности при соблюдении
оговоренных условий страна может
беспрепятственно получать иностранную
валюту от МВФ в обмен на
национальную. Подобная практика
предоставления кредитов представляет
собой открытие кредитной линии.
Если использование первой кредитной
доли может быть осуществлено
в форме прямой покупки иностранной
валюты после одобрения Фондом
её запроса, то выделение средств
в счёт верхних кредитных долей
обычно проводится посредством
договоренностей со странами-членами
о резервных кредитах. С 50-х и до середины
70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай
имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев
и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов
платежных балансов.
4. Механизм расширенного
кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с
1974 г.) дополнил резервную и кредитные
доли. Он предназначен для предоставления
кредитов на более длительные
сроки и в больших размерах
по отношению к квотам, чем
в рамках обычных кредитных
долей. Основанием для обращения
страны к МВФ с просьбой
о предоставлении кредита в
рамках расширенного кредитования
является серьёзное нарушение
равновесия платёжного баланса,
вызванное неблагоприятными структурными
изменениями производства, торговли
или цен. Расширенные кредиты
обычно предоставляются на три
года, при необходимости — до
четырёх лет, определёнными порциями
(траншами) через установленные промежутки
времени — раз в полугодие,
ежеквартально или (в некоторых
случаях) помесячно. Главным назначением
кредитов стэнд-бай и расширенных
кредитов является содействие
странам — членам МВФ в осуществлении
макроэкономических стабилизационных
программ или структурных реформ.
Фонд требует от страны —
заемщицы выполнения определённых
условий, причём степень их
жёсткости нарастает по мере
перехода от одной кредитной
доли к другой. Некоторые условия
должны быть выполнены до получения
кредита. Обязательства страны- заемщицы,
предусматривающие проведение ею
соответствующих финансово-экономических
мероприятий, фиксируются в «Письме
о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме
об экономической и финансовой
политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых
в МВФ. Ход выполнения обязательств
страной — получателем кредита
контролируется путём периодической
оценки предусмотренных договоренностью
специальных целевых критериев
реализации (Performance criteria). Эти критерии
могут быть либо количественными,
относящимися к определённым
макроэкономическим показателям,
либо структурными, отражающими
институциональные изменения. Если
МВФ сочтет, что страна использует
кредит в противоречии с целями
Фонда, не выполняет взятых
обязательств, он может ограничить
её кредитование, отказать в предоставлении
очередного транша. Таким образом, этот
механизм позволяет МВФ оказывать экономическое
давление на страны — заемщицы.