Создание и функционирование специализированных механизированных отрядов. Зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:24, реферат

Описание работы

Фермерская кооперация в сфере обслуживания сельскохозяйственного производства как средство защиты экономических интересов фермеров от независимых фирм-монополистов получила широкое развитие в Канаде и США.

Работа содержит 1 файл

инфра мо.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

     Происходит  это, как правило, при сохранении организационно–правовой формы  предприятия, являющегося базой  для создания МТС. Большинство МТС, создаваемых за счет средств, предназначенных  сельским товаропроизводителям, оказываются самостоятельными коммерческими предприятиями. Монополия их по отношению к потребителям услуг усиливается по мере старения сокращения материально-технической базы самих товаропроизводителей. Бывшие работники «Госкомсельхозтехники», используя идею создания МТС, усиленно лобируют воссоздание в стране вертикальной системы управления сервисом, сочетающей государственные и хозяйственные функции. Большой ущерб наносит осуществляемое под их давлением администрирование этого процесса сверху. Указом Президента РФ от 10 сентября 1996 года «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей» неудачно без веских для этого доводов одобрена инициатива корпорации «ГЕМО» в создании новых машинно-технологических станций. На деле целью деятельности этой корпорации, прекративший свое существование уже через год после Указа Президента, было рекламирование в России техники немецких фирм при их финансовой поддержке. На основе этого «опыта» в Постановлениях правительства РФ, Приказах Минсельхозпрода России декларируется обязательное внедрение МТС, определяются задания по их количеству. В регионах после этого идея создания МТС реализуется не как экономически целесообразная, а как указания Президента и Правительства. В обязательном порядке осуществлялось учреждение и регистрация предприятий под названием МТС. Большинство из них созданы без обстоятельных технико-экономических обоснований, доказывающих преимущества и экономическую эффективность этого варианта организации использования конкретных видов сосредоточенной в них техники. Они комплектуются техникой, которую удалось приобрести, а не той, которая не может эффективно использоваться в рамках отдельных хозяйств.

     Одним из доводов, выдвигаемых в пользу сосредоточения техники в МТС, является возможность достижения ее большей, чем в хозяйствах, концентрации. Однако, в большинстве сельскохозяйственных предприятий, исключая фермеров, количество техники больше, чем в каждой из создаваемых МТС (Таблица 1).  

       Таблица 1

     Сравнительные данные по концентрации техники

     в хозяйствах и МТС

Область Тракторы, шт. Комбайны  зерновые, шт.
на  одно

хозяйство

на одну

МТС

на одно

хозяйство

на одну

МТС

Курская область 25 10 10 3
Белгородская  область 47 6 12 3
Ростовская  область 44 8 13 4
 

     Например, в Курской области на одно хозяйство  в среднем приходится 25 тракторов и 10 зерноуборочных комбайнов, а на одну МТС 10 тракторов и 3 зерноуборочных комбайна, по Белгородской области соответственно 47 и 12, 6 и 3, а по Ростовской области 44 и 13, 8 и 4. 

     Хозяйствам  под давлением «сверху» предлагается воспользоваться услугами  МТС. Администрации  субъектов федерации и районов, в том числе и управления сельского хозяйства, вместо защиты интересов товаропроизводителей, будучи ответственными, за неэффективно потраченные средства на технику переданную МТС (кредит, лизинг) подключаются к «выбиванию» с них долгов по оплате за услуги и на компенсацию расходов по покупке техники. Хозяйства, оказавшиеся не в состоянии расплатиться, вынуждены за долги по оплате «услуг» отдавать МТС свою технику и другие производственные объекты.

     Такой подход блокирует поиск и внедрение  других, возможно более эффективных вариантов использования необрабатываемых земель, ограниченных средств на пополнение техники, внедрения новых технологий на базе высокопроизводительных комплексов машин, наносит экономический ущерб сельскохозяйственному производству, ведет к дальнейшему разрушению его материально-технической базы.

     В итоге оказалось, что в МТС  в основном сосредоточена обычная  техника, которая многие годы успешно  использовалась в сельскохозяйственных предприятиях. Вместо дооснащения необходимой техникой сельскохозяйственных предприятий, она вопреки производственной и экономической целесообразности поставляется в МТС.

       Большинство МТС созданы в  форме независимых от потребителей  коммерческих предприятий. Сельскохозяйственные  предприятия – потенциальные потребители услуг не участвуют в принятии решения об их создании. Кроме прямых затрат на выполнение механизированных работ, за счет заказчиков МТС должны компенсировать расходы на организацию их услуг: на доставку к местам работы техники и работников, предоставление им жилья и питания, оплату командировочных, охрану техники, а также получить необходимые финансовые ресурсы на возврат кредита и лизинговых средств. Поэтому расходы сельскохозяйственных предприятий при выполнении механизированных работ силами МТС как минимум в 3 раза выше, чем собственной техникой. Ситуация усугубляется тем, что МТС, будучи организованы на базе ремонтно-технических предприятий (РТП), имеют высокие накладные расходы по механизированным работам за счет включения в них затрат по содержанию незагруженных цехов по ремонту и техническому обслуживанию. Расценки на услуги МТС завышаются. При расчетах их закладываются более низкие в сравнении с бизнес-планом на создание МТС годовая и сезонная выработка техники. Кроме амортизации техники, в расходы, покрываемые за счет цены услуг, включаются возврат кредитов на покупку техники МТС и платежи по лизингу. Завышаются различными способами отдельные статьи прямых затрат и особенно накладные расходы. Независимо от экономических результатов производства у потребителей услуг в расценки МТС закладывает прибыль (10-30%). На уровне расценок сказываются большее количество и более высокие ставки налогов, взимаемых с МТС, в сравнении с сельскохозяйственными предприятиями.

       Вопреки теоретическим ожиданиям  на практике в большинстве случаев МТС не имеют преимуществ в интенсивности использования техники перед сельскохозяйственными предприятиями. Годовая и сезонная выработка машин в них ниже, чем аналогичных им в сельскохозяйственных предприятиях и не достигает нормативов. Особенно плохо используются тракторы. Их загрузка в большинстве лучших (по представлению местного руководства) МТС составляет от одной трети до половины годового норматива.

       Так, в среднем по 28 государственным  унитарным МТС Курской области,  парк тракторов которых насчитывает 261 физических единиц, а в пересчете на условные эталонные тракторы -286, годовая выработка на один условный эталонный трактор в 2000 году составила 382 условных эталонных гектара при нормативе 1000 условных эталонных гектар. Средняя годовая выработка на один эталонный трактор по одиннадцати МТС Свердловской области, имеющим 64 физических (84 эталонных) трактора, в том же году составила 225 условных эталонных гектара. Это меньше четверти норматива. В отличие от хозяйств, где тракторы загружены в течение года более равномерно: на посеве, уходе за культурами, транспортных работах по обслуживанию животноводства, в МТС они используются в основном на вспашке. В связи с дороговизной услуг МТС и отсутствием у сельскохозяйственных товаропроизводителей реальных возможностей рассчитаться за них, тракторы МТС часто простаивают в ожидании заказов на услуги.

       Лучше используются зерновые  комбайны. На уборке урожая взаимоотношения МТС с хозяйствами строятся более жестко. Поскольку уборка является финишной операцией в производстве продукции, чтобы не потерять урожай, хозяйства вынуждены соглашаться с предлагаемыми МТС условиями. Заработанная МТС часть урожая забирается прямо с поля. Расценки на уборку зерновых устанавливаются в процентах от намолоченного зерна и достаточно высоки (20-24%). Например, по МТС ПК «Югуз» Свердловской области в 2000 году расценка за уборку зерновых комбайнами СК-5 «Нива» составляла для учредителей МТС 18% , для других заказчиков – 23% бункерного веса собранного зерна. Расценка за уборку комбайнами «Дон -1500» составляет соответственно - 20% и 25%. Плановые затраты на комбайновую уборку одного гектара зерновых в том же году были равны по этой МТС 269,3 рубля. Фактическая же расценка при урожайности 12,5 ц с га и цене 1 ц зерна 250 руб. в денежном выражении составляла соответственно по комбайнам СК-5 «Нива» - 563 и 719, «Дон-1500» – 625 и 781 руб. Даже при относительно низкой урожайности уборочные работы дают МТС большую прибыль. В Краснодарском крае при урожайности 40 ц с га и выше расценка за уборку одного гектара составляет не менее 8 центнеров зерна, что эквивалентно 2000 рублей. Установление таких высоких расценок - одна из причин нестабильности загрузки и зерноуборочных комбайнов в ряде МТС. В результате, новая техника МТС при огромном дефиците на неё простаивает из-за отсутствия заказов на услуги, а сами они не достигают тех показателей, которые определены в бизнес- плане при их создании.

     Растет  задолженность хозяйств перед МТС, а МТС перед кредиторами, профинансировавшими приобретение техники и текущие расходы. Например, ГУП « Медвенская МТС» Курской области, выполнившая в 2000 году объем услуг на 4316 тысяч рублей, имела на конец этого года дебиторскую задолженность в сумме 2469 тысяч рублей и была должна кредиторам 10599 тысяч рублей.

     Опыт  Свердловской области свидетельствует  о явных преимуществах МТС, имеющих организационно-правовую форму сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК). Примером такой МТС является Белоярский СПК «Луч» Белоярского района, созданный в 1997 году. Учредителями являются 4 экономически слабые хозяйства: ПСК «Нива», ПСК «Колос», КСК «Логиновское» и КСК «Брусянское. В связи с тем, что МТС оказывалась государственная поддержка в форме субсидий, ассоциированным членом кооператива является государство в лице территориального отраслевого управления сельского хозяйства.

     МТС Белоярский СПК «Луч» имеет 8 тракторов, 6 зерноуборочных комбайнов СК-5 «Нива» и «Енисей-1200» и 2 кормоуборочных комбайна « ПН-400», зерновые сеялки, косилку, пресс-подборщик, 5 автомобилей Техника размещена на базе, арендуемой у СПК «Нива». В составе МТС имеется СТОЖ и нефтебаза, переданные из Белоярской сельхозтехники.

     Аппарат управления СПК МТС «Луч» состоит  из исполнительного директора и  главного бухгалтера. Его содержание обходится 160 тыс. руб. в год. МТС Белоярский СПК «Луч» оказывает услуги по обработке почвы, уборке зерновых и заготовке кормов. Кроме того, МТС «Луч» как кооператив занимается реализацией продукции, произведенной его членами. Через нее реализуется 100% производимого молока,50-60% зерна. За счет выручки, полученной от реализации этой продукции, МТС покрывает свои расходы по оказанию хозяйствам услуг, организованно закупает для них ГСМ, семена и др. ресурсы, что обходится на 10-15% дешевле, чем покупка их каждым хозяйством самостоятельно.

      Планы деятельности и отчеты МТС, смета  расходов, калькуляция затрат на услуги утверждаются общим собранием кооператива. Кроме членов кооператива, услуги оказываются и хозяйствам, не являющимся его членами.

     Членам  кооператива услуги оказываются по себестоимости на основе заявок. С хозяйствами, не являющимися членами кооператива, заключаются договора, и в расценку включается прибыль. В 2000 году расценка для членов кооператива на услуги по выполнению механизированных работ тракторами равнялась 120,2 руб. за усл.эт.га, а при заправке техники МТС горюче-смазочными материалами за счет заказчика- 57,7 руб. за усл.эт.га. Она в два раза ниже, чем, например, в ОАО Сухоложская МТС той же области.

      Выработка на одну машину в этой МТС относительно высокая : на трактор ДТ-75 она составила в 2000 году 1206 усл.эт.га., на один комбайн СК-5 «Нива» и «Енисей-1200» убрано в среднем по 544 га. и намолочено по 653 тонны зерна. 

       Разработка технико-экономического  обоснования при  создании машинно-технологических станций 

     Машинно-технологическая  станция рассматривается как  производство по оказанию сельским товаропроизводителям платных услуг в выполнении механизированных работ на основе межхозяйственного использования техники.

     Решение о создании машинно-технологической станции должно приниматься на основе технико-экономического обоснования (ТЭО). Цель ТЭО определить технологические, технические и организационно-экономические параметры деятельности МТС в конкретных условиях, при которых она будет эффективна для сельскохозяйственного производства.

     При технико-экономическом обосновании  создания МТС необходимо решить следующие вопросы:

     - выявить потребность в услугах; 

     - определить состав техники, ее  годовую (сезонную) производительность и потребное количество;

     - рассчитать потребность в капитальных вложениях на создание материально-технической базы МТС;

     - определить источники финансирования  создания материально-технической  базы МТС и организационно-правовую  форму ее, соответствующую интересам потребителей услуг;

     - спроектировать организационно-производственную  структуру МТС, ее производственные  и экономические отношения с  потребителями услуг;

     - произвести оценку эффективности  услуг МТС для сельскохозяйственных предприятий;

     - выявить мнение по предлагаемому  проекту потенциальных потребителей услуг и скорректировать параметры деятельности МТС с учетом их пожеланий.

     Разрабатывая  технико-экономическое обоснование  создания МТС, следует учитывать, что  многие меры технического, технологического и организационно-экономического плана, за счет которых предполагается обеспечить их преимущество, можно успешно реализовать при организации использования собственной техники сельских товаропроизводителей.

Информация о работе Создание и функционирование специализированных механизированных отрядов. Зарубежный опыт