Современный подход к проблеме планирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:11, реферат

Описание работы

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...............
1.Понятие национальной экономики, ее цели.…………………………………………………
1.1 Цели национальной экономики……………………………………………………………..
1.2 Структура национальной экономики, ее виды…………………………………………….
2. Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики…………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

К.Р ГРЭ.docx

— 39.50 Кб (Скачать)

Стратегическое  планирование. Оно ориентировано  на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. При этом правительство выбирает приоритеты развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых должно играть государство. При этом целью стратегического планирования можно считать обеспечение экономического потенциала страны, достаточного для устойчивого развития национальной экономики. В промышленно развитых странах стратегическое планирование проявляется в большом внимании к развитию образования, науки, наукоемких отраслей промышленности. Формирование смешанной экономики и ее движение к рынку требуют учета и использования всех возможных типов планирования исходя из их рациональной целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. Экономическое прогнозирование представляет собой систему научных исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и ее отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль, ибо дает возможность вероятностного видения исследуемого объекта в будущем. Научное прогнозирование выступает формой научного предвидения. Оно, как правило, предшествует разработке социально-экономических и научно-технических программ и планов. 

В зависимости  от сферы применения прогнозирование  бывает социально-экономическое и  научно-техническое. Социалъно-экономическое прогнозирование дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономического развития. В зависимости от уровня управления прогнозирование подразделяется на народнохозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития предприятий. Народнохозяйственное прогнозирование учитывает возможность оптимальной реализации цели производства, осуществления задач экономического развития. Отраслевое прогнозирование осуществляется в зависимости и с учетом роли отраслей, регионов в реализации перспективных планов макроэкономического  планирования. Прогнозирование развития фирм, корпораций определяется с учетом передовых тенденций в экономическом и социальном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологии производства.

По степени  обоснованности прогнозирование делится  на поисковое (исследовательское) и нормативное. Поисковое прогнозирование состоит в оценке перспективных тенденций развития объекта исследования. Нормативное связано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемого объекта на основе сложившихся показателей. Экономический прогноз должен дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем самым ему директивный характер. Процесс составления экономического прогноза должен базироваться на определенных методологических принципах.

К числу методологических принципов прогнозирования следует  отнести, прежде всего, принцип этапизации прогнозирования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач составления прогноза. Первым этапом должно служить предвидение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке поискового прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например, государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательства в случае, если прогноз придется реализовывать. Следующим этапом выступает разработка нормативного, или целевого, прогноза. Точное планирование требует научных, точно выверенных, дающих достоверную информацию расчетов. Основой для проведения такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз. Очередной этап по составлению прогноза связан с подготовкой для правительства предложений по набору конкретных мер государственного регулирования и воздействия на экономику. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, порядку начисления амортизации и т.д., но оно может ввести и использовать и более действенные рычаги - бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и др. Если возникает необходимость, могут быть введены определенные государственные ограничения, касающиеся материально-вещественных или иных потоков, - лицензии, квоты, а также контрактные государственные заказы. Последним этапом прогнозной деятельности является корректировка нормативного прогноза с учетом реального действия выбранных экономических регуляторов.

Важными методологическими принципами прогнозирования  являются:

-Принцип вариативности прогнозов. Мера и характер воздействия государства на экономику - не единственные элементы сценариев экономического прогнозирования. Вступить в силу могут, например, прогноз погодных условий, определяющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз наступления болезней и т.д. В принципе таких вариантов прогнозов может быть очень много, поэтому следует разумно ограничивать их число.

-принцип  социальной направленности и  приоритетов общественных потребностей. Данный принцип означает, что  планы развития экономики должны  быть направлены на удовлетворение  конечных потребностей субъекта. В приоритетном порядке должны  развиваться отрасли экономики,  направленные на человека.

-принцип  повышения эффективности общественного  производства или принцип оптимальности.  Это означает, что в прогнозах  должны отражаться достижения  науки и техники. Они должны  ориентировать хозяйствующих субъектов  на совершенствование

структуры производства, повышение объема выпускаемой продукции, более эффективное использование  имеющихся ресурсов.

-принцип  пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны  быть сбалансированы по ресурсам  и возможностям экономики, они  должны отражать сложившиеся  пропорции и ориентировать экономику  на формирование прогрессивных  пропорций, сдвигов в экономике.

-принцип  сочетания отраслевого и регионального  аспекта прогнозирования. Это  значит, что в прогнозах должны  быть отражены основные направления  развития отраслей экономики  и в то же время должен  использоваться территориальный  подход к прогнозированию с  тем, чтобы обеспечить комплексное  использование ресурсов, которыми  располагает данный регион.

-принцип  приоритетов. Он означает, что  из всего многообразия отраслей, производств необходимо выделить  главные и направить на их  развитие ресурсы, увязать цели  развития экономики с ресурсами.

-принцип  непрерывности. Он предполагает  непрерывность процесса прогнозирования,  взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных  и краткосрочных прогнозов.

-принцип  комплексности или системности.  Он предполагает рассмотрение  экономики как системы и в  свете системного подхода выявить  системные свойства объекта, обеспечить  комплексность решения социально-экономических,  организационных, научно-технических  и др. проблем, оптимизировать  структуру и характер развития  системы.

- принцип  адекватности. Он означает, что прогнозируемые  цифры должны отражать объективное  состояние экономики, применяемые  модели прогнозирования должны  соответствовать процессам и  тенденциям развития реальной  экономики. К числу методологических  принципов прогнозирования следует  отнести формирование комплекса,  системы прогнозов. Для современной  внутриполитической обстановки  нашей страны нельзя прибегать  только к реализации одного  прогноза, например экономического  прогноза перехода к рынку,  необходима проработка и составление  политического прогноза, прогноза  развития национальных суверенитетов,  демографического и т.д. Комплексность  в состоянии обеспечить большую  надежность выполнения прогнозов.  Для методологии современного  прогнозирования характерным является  то, что она должна быть тщательно  адаптирована к новым для народного  хозяйства рыночным механизмам.

Основная  цель социальной защиты - поддержка  тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут  своими силами улучшить собственное  положение. Реформирование системы  социальной защиты предполагается осуществить  в два этапа. До 2005 г. предусматривается  усиление государственной поддержки  социально уязвимой части населения, укрепление системы минимальных  социальных гарантий, повышение эффективности  социальных программ и целенаправ-ленное использование выделяемых обществом средств на социальную защиту. Социальное страхование призвано не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально ориентированный характер. Социальному страхованию, как особой организационно-правовой форме социальной защиты, отводится роль автономного и самостоятельного механизма для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также выполнения ряда других функций - организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания социально-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест (страхование по безработице). Совершенствование пенсионного обеспечения будет осуществляться в соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан. Предполагается создать комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень - дополнительные профессиональные пенсионные системы будет формироваться на накопительных принципах. Важной задачей является создание эффективной системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствование порядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от вида льгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи. Для достижения ориентиров и целевых показателей социальной политики предусматривается соответствующее развитие отраслей социально-культурного комплекса. Первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию системы здравоохранения как одному из важнейших приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Главная цель здесь - удовлетворение потребностей населения  в доступной лечебно-медицинской и лекарственной помощи; для ее реализации необходимо решить следующие задачи:

-создание  эффективной системы здравоохранения,  обеспечивающей конституционное  право каждого гражданина страны  на качественную медицинскую  помощь при сохранении принципа  бесплатности;

-реорганизация  системы оказания стационарной  помощи на основе распределения  количества коек в зависимости  от интенсивности лечебно-диагностического  процесса;

-создание  условий для расширения потребительского  выбора медицинских услуг;

-сохранение  адресной помощи при лекарственном  обеспечении наиболее нужда-ющихся контингентов населения;

-развитие  внебюджетных источников финансирования, платных медицинских услуг и  добровольного медицинского страхования;

-осуществление  реструктуризации коечного фонда  с перераспределением объемов  медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный;

-сохранение  накопленного потенциала здравоохранения  и медицинской науки и обеспечение  его эффективного использования  и функционирования.

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом,  переход национальной экономики  к рынку невозможен без структурной  перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге - формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.  Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада СССР является глобальная несбалансированность (несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.  Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.  Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического прогноза.

Информация о работе Современный подход к проблеме планирования национальной экономики