Современный денежные системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы ответить на такой вопрос, как: «Что же представляет собой денежная система России и каковы ее особенности?»

Задачами будут являться:

Изучение денежной системы как понятия.
Рассмотрение денежного обращения и оборота.
Работа с литературными источниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА 5
1.1 Понятие денежной системы 5
1.2 Виды Денежных Систем 6
1.3 Принципы построения денежных систем. 17
1.4 Особенности денежной системы РФ 20
2. ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ РОССИИ. 25
2.1 Понятие денежного обращения 25
2.2 Денежный оборот 27
3. ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ГЛОССАРИЙ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Работа содержит 1 файл

содержание (совр ден сис в Рос).doc

— 227.50 Кб (Скачать)

      В то же время центральный банк может  проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

  • Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования.

      Обычно  в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

  • Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.

      Сущность  его заключается в том, что  центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

  • Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.

      Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

  • Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.

        Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки.

      Принципы  построения денежной системы отражаются в элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них.

      1.4 Особенности денежной системы РФ

      Денежная  система России функционирует в  соответствии с Федеральным законом  о Центральном Банке РФ (банке  России) от 12 апреля 1995г., определившим правовые её основы.

      Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

      Исключительным  правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

      Видами  денег, имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

      Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске  банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

      На  территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • определение признаков платежеспособности денежных знаков н порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

      Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в  соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

      В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

      Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

      Используя денежно-кредитную политику как  средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:

  • ставки учетного процента (дисконтную политику);
  • нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
  • операции на открытом рынке;
  • регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.

      Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег перелаются из оборотной кассы в резервные фонды.

      Резервные фонды банкнот и монет создаются  по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

  • необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
  • обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
  • поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;
  • сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

      Наличные  деньги выпускаются в обращение  на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, то есть предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ. 

 

       2. ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ РОССИИ.

      2.1 Понятие денежного  обращения

      В Федеральном законе «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» установлены правовые основы функционирования денежной системы  РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения.

      Денежное  обращение – это движение денег  во внутреннем экономическом обороте  страны, в системе внешнеэкономических  связей, в наличной и безналичной  форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти.

      Общественное  разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения.

      Началу  движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются  в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных  учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

      Денежное  обращение соединяет в себе как  основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования  денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

      Роль  денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах:

  • отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы;
  • способность обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров;
  • характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию;
  • хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для своевременной выплаты заработной платы и финансирования оборотных средств.

      Центральный банк РФ осуществляет межбанковские  расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр. В настоящее время в России функционируют 774 расчетных кассовых центра и других учреждений, осуществляющих расчетное обслуживание (на 6 июня 2008года), 1129 кредитных организаций (на 1 мая 2008года), 3492 филиалов этих организаций(на 1 мая 2008г), а также счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

      Кассовое  обслуживание – одна из важнейших  функций банков. Банк является начальным  и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные деньги попадают в сферу обращения  из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются в банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно («Порядок ведения кассовых операций»). Согласно этому Порядку банковская система является не только организатором налично-денежного обращения, но  и контролером данного процесса.

      Зачисление  денежной выручки на счета в банке  и выдача наличных средств на различные цели определяются как кассовые операции, которые по балансовому результату и по назначению делятся на приходные и расходные. Каждому предприятию определяется предельная величина наличных средств в кассе – лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки. Эти кассовые нормативы позволяют рационально организовать денежное обращение, исключить встречные перевозки денег и обеспечить своевременные расчеты наличными. Одновременно с нормативами банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.

Информация о работе Современный денежные системы в России