Современные тенденции развития теории и практики принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.

Понятие “теория принятия решений”. Теория — философская категория для обозначения развития системы знаний, достоверно и адекватно отражающих сущность и закономерности явлений определенной области объективной действительности, представляющая собой руководство для практической деятельности По аналогии с этим

Работа содержит 1 файл

курсовая УР.docx

— 39.58 Кб (Скачать)

“Теория принятия решений”, в действительности посвящены теории обоснования принятых решений. Все это затрудняет изложений принципиальных положений теории принятия решений и свидетельствует о необходимости создания терминологического аппарата.

Категории теории принятия решений — ее основная часть. Они отражают наиболее существенные свойства процессов принятия решений и являются неотъемлемой составляющей научного языка теории принятия решений, выражающего сущность, закономерности деятельности по принятию решения и механизмы их проявления в практике деятельности соответствующих лиц. Каждая категория характеризует, как правило, одну сторону или свойство предмета исследования. Определение взаимосвязи категорий теории принятия решений дает возможность познать ее предмет в целом. Совокупность категорий составляет определенную систему понятий, в которой одни категории, отражая наиболее обобщенные понятия и связи, являются узловыми, опорными, другие — частью более общей категории.

 

Законы управления, влияющие на принятие управленческих решений.

 Эффективность принимаемых решений зависит, прежде всего, от того, насколько выбранная альтернатива действий управляемого объекта учитывает законы (закономерности) его управления и жизнедеятельности. Механизм реализации принятия решения должен соответствовать этим законам (закономерностям), объективно действующим в сфере экономического, политического или военного управления и определяющим его функционирование и развитие. Для принятия научно обоснованных решений не обходимо выяснить механизм действия, формы проявления законов и, главное, правильно их использовать в конкретной ситуации. Это позволит сознательно создавать условия, в которых реализуются объективные законы, научно предвидеть развитие событий, выдвигать обоснование и реальные цели управления, принимать оптимальные решения.

Общие законы управления. Рассмотрим необходимость учета наиболее важных законов. Закон целеполагания. Состоит в том, что цель действий управляющей системы должна выбираться на основе объективных законов движения (изменения) и специфических законов функционирования элементов управляемой организации. В противном случае будут выбраны нереальные цели действия, а управление будет хаотичным и неоптимальным. Согласно законам развития управляемой организации (фирмы, бизнеса) ее движение (изменение) происходит не хаотично и не в произвольных направлениях, а по определенным правилам. Принятое управленческое решение должно организовывать(ограничивать) разнообразие объекта управления, а не вступать в противоречие с законами его развития. Однако соответствие цели действий управляемого объекта его законам движения еще не означает, что эта цель выбрана правильно. Так, в управленческом целеполагании встречаются такие три проблемы:

1. Соответствие  ресурсов, целей и условий их достижения. Например, декабристы выдвигали благородные, справедливые цели. Они должны были осчастливить народ или хотя бы вызвать его поддержку, но желание субъекта управления так и не осуществилось.

При выборе цели необходимо учитывать имеющиеся ресурсы и действующие факторы, которые являются важнейшим средством и условием ее достижения. К ним относятся:

ресурсы:

• природные,

• материальные, финансовые,

• человеческие (качественные и количественные характеристики); факторы:

• управленческие (механизм управления, используемые технологии должны быть готовы к реализации цели);

• правовые (система законов и механизмы их обеспечения, мировоззрение, традиции, образ жизни и поведение людей);

• демократические (уровень развития системы самоорганизации жизнедеятельности людей на основе их прав и свобод, состояние общественных отношений, культуры общества).

2. Соответствие  целей требованиям внешней и внутренней сред, а также методам их достижения (цели достигаются, если они выбраны с учетом требований объективных законов управления и существуют соответствующие им методы управления).

3. Соответствие  цели результатам управления (любая деятельность и ее продукт должны иметь социальный эффект, например, решение, принятое в социальной сфере, должно отвечать цели сохранения и развития общества, его устоев и ценностей). Для любой системы управления, реализующей принятие решения, цель является “внешней” категорией, которую формируют лица, принимающие решения, чаще всего интуитивно. При выборе цели действий необходимо учитывать следующее:

• цель должна быть достижимой, отвечать реальной ситуации и иметь соответствующие ресурсы;

• цель должна быть ясной и устойчивой, а не неопределенной и аморфной, не должна конкурировать с другими целями;

• цели могут быть различными по характеру. Они полностью зависят от назначения системы и условий ее функционирования.

Закон разнообразия. Требует, чтобы разнообразие воздействий, исходящих от управляющего органа, было не меньше, чем разнообразие возможных изменений управляемого объекта. В противном случае управляемый объект выйдет не только из под регулирующего воздействия (будет невозможно привести его к заданному состоянию), но также из под управления. Нарушение этого закона можно проиллюстрировать. Например, руководитель, принявший неудачное решение, оправдываясь, говорит: “Этого мы не знали. Это мы не предусмотрели. Этого никто не ожидал. Это случайность и т. д.”

Закон необходимого разнообразия требует соответствия управляющей и управляемой подсистем, соответствия механизма управления цели. Примером может быть необходимость соответствия системы управления обществом культурному разнообразию, ментальности народа. Следовательно, повышение разнообразия (уровня профессиональной компетентности) управляющего органа — важное условие повышения качества управления. Тот, кто имеет глубокие знания, навыки, развитые способности, опыт в принятии решений, может принимать необходимые управленческие решения в любой ситуации, поскольку обладает большим разнообразием средств воздействия, культурой управления.

Закон традиций. Требует учета традиций национальных и сформированных влиянием организационной культуры, действующих норм в обществе, наличия у людей определенных стереотипов.

Закон движения (изменения). Предполагает наличие в процессе управления изменений состояния органов и объектов управления, процессов, происходящих в системе управления при достижении цели. Следовательно, лица, принимающие решения, должны учитывать, что после их принятия и реализации обязательны изменения в системе управления.

Закон обратной связи. Устанавливает связь управляющего и управляемого органов, их специфические причинно-следственные связи (связи взаимодействия), в которых каждый элемент системы управления выступает и как причина, и как следствие. Результат, достигнутый управляющим воздействием на управляемый объект, вызывает, в свою очередь, обратное действие. От достигнутого результата зависит дальнейшее поведение системы управления. Управляющее воздействие при наличии обратной связи постепенно или быстро меняет свои значения во времени и в зависимости от ранее достигнутого разнообразия управляемого объекта позволяет сделать управление гибким, экономичным и способным противостоять случайным изменениям в системе управления. Без знания истинного состояния динамически изменяющегося объекта управления невозможно принимать необходимые управленческие решения. Специфические закономерности управления. Рассмотренные законы (закономерности) выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды, которые следует учитывать при принятии решений. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние. Например, изменение формы и содержания управления требует соответствующей материально-технической базы или эффективность принятого решения зависит не только от комплекта взаимосвязанных задач, но и от организации работы персонала управления, используемых им методов управления. Исходя из этого, при принятии решения следует учитывать связи и зависимости внутри каждой системы управления, между ее составными элементами, между формами организации и содержанием работы персонала.

Учитывая действующие  в мире бизнеса законы конкурентной борьбы, следует внимательно проанализировать специфические законы управления, описанные военными. На данном уровне развития теории управления можно выделить два закона.

Закономерная зависимость организационных форм и методов управления от его организационной структуры, материально технической базы и условий. Раскрывает наиболее существенные причинно-следственные связи и зависимости организационных форм и методов управления от средств, форм и способов ведения конкурентной борьбы и технической оснащенности органов управления. Внедрение новых технических средств сбора, передачи, обработки, отображения и документирования информации создает объективные предпосылки для повышения эффективности принимаемых решений. Однако эти возможности реализуются в том случае, когда с внедрением новых средств будут изменяться механизм управления, формы и методы деятельности персонала управления.

Учет механизма  действия данного закона предполагает:

• создание для каждого “бизнеса” как объекта управления соответствующей системы управления;

• постепенное совершенствование организационных форм и методов управления по мере освоения персоналом средств автоматизации и автоматизированных систем управления;

• планомерную переподготовку персонала управления и лиц, принимающих решения.

Закономерность единства организационно методологических основ на всех уровнях управления. Отражает взаимосвязи и зависимости структурных форм и методов управления во всех подчиненных и взаимодействующих органах и системах управления. Требования этого закона особенно актуальны при создании совместных предприятий (прежде всего с иностранными организациями), где существуют определенная организационная культура, специфика управления.

Учет этого закона и механизма его действия дает возможность с научных позиций:

• определить структуру системы управления совместно действующими организациями;

• обеспечить взаимодействие органов управления и содействие им;

• обоснованно распределить функции управления и учесть иерархические особенности на уровнях управления в процессе совместного принятия решений.

Эффективность принимаемых управленческих решений зависит, прежде всего, от учета при принятии решения требований объективных законов и закономерностей управления. Наиболее важными из них (требования которых следует учитывать, принимая управленческое решение) являются законы целеполагания, разнообразия, движения, обратной связи (общие законы управления), а также зависимости организационных форм и методов управления от структуры управления организации, материальнотехнической базы, условий управления, единства организационно-методологических основ на всех уровнях управления (специфические закономерности управления).


Информация о работе Современные тенденции развития теории и практики принятия управленческих решений