Современные подходы планирования в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:13, реферат

Описание работы

Сегодня, когда предприятия динамично развиваются, для повышения эффективности их бизнеса и сохранения конкурентоспособности им необходимы современные подходы к управлению и планированию.
Одним из наиболее эффективных инструментов управления бизнесом является планирование, которое занимает все более существенную долю в современном менеджменте.
Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Содержание

Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Современные подходы к планированию в условиях
рыночной экономики……………………………………………………….6
2.1. Понятие и значение планирования……………………………………..7
2.2. Задачи и принципы планирования на предприятии………………….10
2.3. Процесс планирования на предприятии………………………………..13
2.4. Основные методы планирования……………………………………….16
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Современные подходы к планированию в условиях рыночной экономики-РЕФЕРАТ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетно-образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Забайкальский  государственный университет»

«ЗабГУ»

Факультет строительства и экологии

Кафедра строительства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине «Управление качеством» 

на тему «Современные подходы к планированию в условиях рыночной экономики 
 
 
 
 
 

                                    
 
 
 

                     Выполнила:

                                       Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2011 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Современные подходы к планированию в условиях

    рыночной  экономики……………………………………………………….6

    1. Понятие и значение планирования……………………………………..7
    2. Задачи и принципы  планирования на предприятии………………….10
    3. Процесс планирования на предприятии………………………………..13
    4. Основные методы планирования……………………………………….16

     Заключение

     Список литературы

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Сегодня, когда предприятия динамично  развиваются, для повышения эффективности их бизнеса и сохранения конкурентоспособности им необходимы современные подходы к управлению и планированию.

Одним из наиболее эффективных инструментов управления бизнесом является планирование, которое занимает все более существенную долю в современном менеджменте.

     Планирование  — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

     Планирование  представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

     Планирование - это одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач.

     В узком смысле - это процесс составления специальных документов, цель которых состоит в сочетании и координации работы, организации и повышении ее эффективности.

     Современное рыночное хозяйство ориентированно на удовлетворение многообразных потребностей человека. Во многих промышленных странах оно обеспечивает защищенность граждан посредством государственного вмешательства в социально-экономические процессы (перераспределение доходов, налоговая политика и т.д.).

     Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается  объективными обстоятельствами: неспособность  механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.; рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности; появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов; обострение глобальных проблем; возникновение чрезвычайных ситуаций.

     Существует  множество форм планирования, например,

- в зависимости  от уровня: межстрановый уровень планирования, общегосударственный уровень, региональный (субъектов Федерации), уровень хозяйствующих субъектов и их ассоциаций;

- в зависимости  от круга решаемых проблем:  стратегическое, тактическое планирование.

     Являясь составной частью управления, планирование чрезвычайно разнообразно по своим объектам, методам и многим другим признакам. Между тем можно выделить ряд общих моментов. Назовем некоторые из них:

Планирование - это прежде всего принятие решений  о поведении в будущем.

Как правило, планирование имеет дело со сложной системой решений. Поэтому, с одной стороны, приходится делить общие задачи на частные, а с другой стороны, последние необходимо решать в  комплексе.

Сложность планирования обуславливает его многостадийность, которую можно описать схемой «анализ - прогнозирование - выработка стратегии - операционные планы - контроль за реализацией».

Поскольку планируемые  системы развиваются, планирование само должно быть непрерывным.

В связи с  существенными неопределенностью  и незнанием относительно будущего планирование должно быть гибким, адаптивным.

Несмотря на значительные достижения теории планирование в значительной степени остается искусством и зависит от мудрости, интуиции и изобретательности принимающих решения.

     Актуальность  данной темы обуславливается тем, что планирование является процессом моделирования деятельности промышленного предприятия в долгосрочной перспективе, благодаря которому обеспечивается возможность своевременного и адекватного учета изменений, как во внешней, так и во внутренней среде функционирования предприятия для достижения его стратегических целей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современные подходы к планированию в условиях рыночной экономики

     Выделяют три основных подхода планирования в условиях рыночной экономики:

от «прожиточного минимума»;

от сценариев  развития внешней среды;

от целевых  показателей.

     Подход «от прожиточного минимума» достаточно распространен в текущий период. н активно используется компаниями из наиболее пострадавших от кризиса отраслей или компаниями из относительно благополучных отраслей.

Обычно при  данном подходе ключевой задачей  является поддержание ликвидности компании. Однако на практике используются и другие показатели. «Для «выживаемости» предприятий главной задачей является минимально необходимая контрактация, обеспечивающая загрузку предприятия как минимум на уровне 50%, даже ценой ухудшения условий оплаты (например, 100% отсрочка платежа) изготавливаемой продукции.

     Подход «от сценариев развития внешней среды» критически значим для компаний, бизнес которых существенно зависит от динамики макроэкономических показателей и решений властей. Прежде всего, это относится к импортерам и экспортерам, компаниям-монополистам. Влияние же на них внутренних факторов обычно менее значимо.

В отличие от предыдущего подхода, ключевыми показателями, от которых отталкиваются при планировании, становятся такие показатели как курс доллара, цена на нефть, инвестиционная программа Газпрома и т.д

     Подход «от целевых показателей» характерен для компаний, влияние кризиса на бизнес которых пока что незначительно. 

Различия между  тремя описанными подходами хорошо проявляются в том, как компании подходят к балансированию ликвидности  и прибыльности в своих планах. Для первого подхода это «обеспечение ликвидности при минимально допустимом уровне прибыльности», для третьего подхода – «обеспечение заданного уровня прибыльности при допустимом уровне ликвидности».

Понятие и значение планирования

     Спланировать  деятельность предприятия - значит составить  план его функционирования и развития и в дальнейшем контролировать выполнение этого плана. Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и в определении наилучших способов достижения намеченных предприятием целей. Назначение планирования можно выразить словами Огюста Конта: «Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять».Виднейший представитель русской экономической школы Николай Дмитриевич Кондратьев определял план как систему перспектив, реализация которых достигается органами регулирования производства.

     Известный современный специалист в области  планирования предпринимательской деятельности Дитгер Хан различает планирование в широком и узком смысле. В широком смысле планирование представляет собой принятие управленческих решений, связанных с будущими событиями. С этой точки зрения планирование охватывает процесс составления и принятия планов. В узком смысле планирование есть выявление будущих событий. На этой основе разрабатывается стратегия предприятия. Планирование означает систематическую подготовку к формированию будущего предприятия.

     Д. Хан определяет планирование как  предвосхищение будущих событий путем целенаправленного поиска, оценки и отбора альтернатив, которое основывается на определенных гипотезах о состоянии внешней среды.

В современных  экономических условиях планирование деятельности предприятия непосредственно связано с маркетингом. Можно сказать, что планирование предпринимательской деятельности - это техническая сторона маркетинга (или же маркетинг представляет собой содержательную сторону планирования).

     На  небольших предприятиях функции  планирования и маркетинга часто  совмещаются. В этом есть закономерность, поскольку исследование рынка, будучи функцией маркетинга, является отправной точкой плановой деятельности.

     Если  прежде плановая система рассматривалась  в качестве альтернативы рынку, то сегодня  она - составная часть рыночной экономики.

     План  предприятия как продукт плановой работы представляет собой заранее разработанную систему мероприятий, предусматривающую их цели и содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции и услуг. Плановые задания предполагают постановку целей и обеспечение их достижения необходимыми средствами, однако в них не регламентируются конкретные технические способы достижения этих целей. Вместе с тем план должен обеспечивать необходимые и желаемые темпы и пропорции развития производства.

     План  для сотрудников предприятия  является руководством к действию. Поскольку современное предприятие представляет собой сложную управленческую систему, достижение плановых целей невозможно без согласованной работы всех подразделений предприятия, всего персонала - от директора до рядовых сотрудников. План используется для обоснования предпринимательских идей, а также для управления предприятием в процессе достижения установленных целей.

     Разрабатывая  план предприятия, предприниматель  должен получить ответы на ряд вопросов:

- Какую продукцию  (товары или услуги) следует производить на

  предприятии?

- Сколько продукции  выгодно произвести и какие  ресурсы при этом 

   использовать?

- Каким образом  наладить поставку полуфабрикатов  и 

  комплектующих?

- Какую технологию  производства необходимо использовать?

- Каковы требования  к организации сбыта продукции?

- Кто будет  потреблять произведенную продукцию,  по каким ценам ее 

Информация о работе Современные подходы планирования в условиях рынка