Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:12, курсовая работа
Основные пункты разногласий между данными группами теорий связаны со следующими критериями:
• метод исследования поведения фирмы;
• факторы, объясняющие наличие в экономике фирм и фирм разного размера;
• факторы, объясняющие уровень концентрации в экономике в целом и в отдельных отраслях;
• оценка цели деятельности фирмы;
• объяснение разнообразия организационных форм фирмы;
• выбор ведущих поведенческих характеристик фирмы;
• общий механизм функционирования фирмы.
Введение. .................................................................................................................…2
1. Технологические теории фирмы - классическая и неоклассическая концепция фирмы ..........................................................................................................................2
1.1.Классическая концепция фирмы………………………..……………….....5
1.2.Неоклассическая концепция фирмы……………………...………...………6
2. Институциональные теории фирмы………………………...…………………...8
3. Теория игр в применении к теории фирмы...........................................................16
Заключение...................................................................................................................24
Список использованной литературы....................................................................................................................25
Министерство образования и науки РФ
НОУ ВПО САФБД
Кафедра «Экономика и управление персоналом»
Курсовая работа
По дисциплине: «Макроэкономика»
на тему: «Современные подходы к анализу фирмы и ее развитию»
Выполнил: студент группы ИСД-113эу
Клепцов О.А
Проверил: Семенихина В.А.
г. Новосибирск 2012
Основное предназначение фирмы состоит в организации производственной деятельности в целях эффективного использования ресурсов, получения прибыли.
Под фирмой, как правило, понимается первичная организационная единица бизнеса, обладающая следующими характеристиками:
В отношении этих черт наблюдается практически полное единодушие среди экономистов - теоретиков фирмы. Следует отличать фирму - организационную структуру, обладающую вышеперечисленными характеристиками, от предприятия, первичного технологического образования, и союзов фирм, в которых происходит только определенная координация активности при сохранении внутренней поведенческой самостоятельности входящих структур.
Эволюция взглядов экономистов на природу, функции и механизм реализации фирмы относится, главным образом, к фирме как таковой и в меньшей степени затрагивает предприятие и союзы фирм.
Существующие теории фирмы можно объединить в три большие группы. Это технологическая концепция фирмы, являющаяся основой классической и неоклассической теории, институциональная теория фирмы и теоретические исследования поведения фирмы на основе теории игр.
Второе направление в анализе сущности и механизма реализации фирмы в современной экономической науке связано с институциональной парадигмой, рождение которой во многом обусловлено неудовлетворенностью экономистов неоклассической теорией фирмы.
Если для классической и неоклассической теорий фирма представляется "черным ящиком" с параметрами input на входе и output на выходе и речь идет о том, каким образом так распределить первое, чтобы получить максимум прибыли при реализации второго, то институциональное направление пытается заглянуть внутрь этого "черного ящика", исследовать механизм принятия решения изнутри самой фирмы.
Согласно институциональной концепции, фирма противопоставляется рынку как внутреннее производство (in-house) внешнему. В классическом и неоклассическом направлениях не было такого противопоставления. Фирма трактовалась как неотъемлемая часть рынка, как элемент его структуры. Таким образом, технологическая концепция не делала выбора между фирмой и рынком, и то и другое - это равноправные стороны действительности. В институциональной теории фирма рассматривается как совокупность долгосрочных контрактов в отличие от рынка - взаимоотношений, связанных с относительно краткосрочными контрактами. Отсюда возникает фундаментальная дихотомия институционализма - производить или покупать. Почему в каких-то случаях экономические агенты предпочитают производить - тогда возникает фирма, а в каких-то других случаях покупать - здесь действует рынок, - это вопрос, ответ на который порождает разнообразие направлений в рамках институциональной парадигмы.
Первым исследователем нового подхода к фирме считается Р. Коуз. Согласно Коузу, основная причина, по которой в экономике существуют фирмы, - это наличие и величина трансакционных издержек, так что фирма существует для минимизации трансакционных издержек - издержек по осуществлению деловых операций.
Выдвигая предположение о том, что фирма, определяя свой оптимальный размер (оптимальный размер своих деловых операций) минимизирует трансакционные издержки, Коуз опирается на неоклассическую парадигму. Минимально эффективный объем продаж или размер операций - это центральная концепция технологического подхода к фирме. Таким образом, институциональная теория выходит из неоклассического анализа и берет на вооружение его оптимизационный инструментарий. Дальнейшее развитие институционального направления связано с уточнением и конкретизацией понятия "трансакционные издержки".
Для Коуза трансакционные издержки, а значит, и все поведение фирмы, были связаны главным образом с нестандартными характеристиками производственных деталей, так что объединение нескольких производств в рамках одной фирмы (организации) имело смысл при высокой степени нестандартности частей готовой продукции и не имело или имело меньший смысл при высокой степени стандартизации деталей. В дальнейшем понятие издержек использования ценового механизма рынка несколько расширяется.
Так, Ф. Найт считает, что трансакционные издержки связаны с ситуациями неопределенности в окружающей экономической среде, неопределенности относительно будущих цен, объемов поставок конкурентов, качества товара и сырья, наличия и доступности сырья и характеристик торговых партнеров. Фирма, считает Найт, выбирает между издержками неопределенности (внешнее производство) и издержками внутренней координации производственных процессов.
В современной интерпретации теория Найта получает свое развитие как когнитивная теория фирмы. Так, согласно Р. Бокэ и О. Сервэ, экономическая среда фирмы рассматривается как когнитивная неопределенность, в которой только доверие способствует минимизации трансакци-онных издержек взаимодействия фирм, а следовательно, и достижению равновесия на рынке в длительном периоде. Институт доверия в интерпретации когнитивной теории фирмы трактуется как основной фактор стабильности индустриальной рыночной системы. Условности, принятые в межфирменном поведении (или, более широко, - в рыночной экономике), уменьшая неопределенность внешней среды, способствуют выбору фирмой того или иного способа поведения. А доверие выступает как один из решающих условностей, так что недостаток доверия, при прочих равных условиях, ведет к в большей степени конкурентным взаимодействиям фирм, а наличие доверия - к кооперации и сотрудничеству. Как указывают сторонники когнитивной теории, "данный тип условностей является заменой рынку в решении проблемы координации".
Кроме того, Найт выдвигает
еще одно понятие, которое затем
займет лидирующее место в объяснении
поведения фирмы в институциона
Пределы расширения фирмы институциональная теория видит в запретительном росте издержек по управлению и контролю. Когда фирма становится чрезмерно большой, ее трансакционные издержки практически равны нулю, зато резко возрастают внутрифирменные издержки. Чем дальше производственный результат от работника, осуществляющего первичные операции, и чем больше такого рода работников появляется на фирме, тем выше риск "безбилетника" - уменьшение трудового напряжения каждого работника в надежде на невозможность проконтролировать общий результат.
Особый вклад в развитие институциональной теории фирмы внес О. Вильямсон. Прежде всего, он уточнил представление о трансакционных издержках, как издержках, связанных с функционированием специфических активов. К специфическим активам Вильямсон относит такого рода инвестиции, которые приспособлены к взаимоотношениям с определенным партнером и являются невозвратными. Например, инвестиции в месторасположение одного предприятия вблизи другого (сталелитейного завода рядом с электростанцией), инвестиции в оборудование, предназначенное для обработки деталей только одного вида, а также инвестиции в человеческий капитал - приспособление навыков, знаний и квалификации работника к производственным задачам данной фирмы.
Информация о работе Современные подходы к анализу фирмы и ее развитию