Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:36, курсовая работа
Целью курсовой работы– является раскрыть сущность инфляции, ее теории, а также понятие и основные механизмы функционирования антиинфляционной политики, так как управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.
Для достижения целей курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие инфляции, ее сущность, причины и виды,
- проанализировать последствия инфляции
- ответить на вопрос, что же вызывает инфляцию, каковы ее причины и можно ли ее устранить?
- изучить социально-экономические последствия инфляции и пути преодоления в Республике Казахстан.
План работы
Введение……………………………………………………………………………….
3
1. теория инфляции
1.1. Сущность, причины, последствия и виды инфляции………….……………… 5
1.2. Антиинфляционная политика…………………………………………………... 12
1.3. Антиинфляционная стратегия………………………………………………….. 17
2. Специфика инфляционных процессов в Республике Казахстан
2.1. Особенности развития инфляции в Республике Казахстан………………….... 21
2.2. Социально-экономические последствия инфляции в Республике Казахстан……………………………………………………………………………
25
2.3. Пути преодоления инфляции в Казахстане …………………………………… 28
Заключение………………………………………………………………………….… 32
Список использованной литературы………………
В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры.
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.
Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.
Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете, вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.
Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы в центральном банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот стал реальностью, подоходное налогообложение должно строиться на основе прогрессивной шкалы, а снижение ставок распространяться прежде всего на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих.
Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета.
Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.
Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.
Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.
Антиинфляционная тактика. Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга.
Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.
2.1. Особенности развития инфляции в Республике Казахстан |
Развитие финансового сектора экономики является одной из приоритетных задач любого государства. Так, в Казахстане за последние несколько лет проводится активная работа по совершенствованию и укреплению устойчивости сегментов финансовой системы и повышению доверия населения к финансовым институтам. Национальный банк Казахстана последовательно проводит политику внедрения международных стандартов в банковском секторе РК. Как следствие, на данном этапе Казахстан уверенно входит в мировое экономическое сообщество и по многим параметрам финансового развития опережает другие страны СНГ, приближаясь к странам Восточной Европы. Денежно-кредитная политика играет важную роль в обеспечении высоких темпов экономического роста. С 2001 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением. Это связано с достижением в стране макроэкономической стабильности и позволяет осуществлять прогнозы и разработку стратегических направлений на более длительный период с учетом ситуации в экономике и на финансовых рынках. Важным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка в ближайшие годы объявлена подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования. Золотовалютные резервы Национального Банка за 10 лет выросли более чем в 10 раз и на 1 сентября 2003 года составили около 4,6 млрд. долл. США (на момент введения тенге - 452 млн. долл.). Банковский сектор является самым большим и быстроразвивающимся сегментом финансовой системы. На сегодня банковский сектор Казахстана среди стран СНГ международными организациями и рейтинговыми агентствами признан самым реформированным, финансово-устойчивым и динамично развивающимся. С 2003 года все 35 банков Казахстана работают по международным стандартам финансовой отчетности. Совокупный собственный капитал банков составил 198,6 млрд. тенге (в эквиваленте 1,3 млрд. долл. США), совокупные активы - около 1,5 трлн. тенге (10 млрд. долл.). Около 58% активов банков размещаются в виде кредитов экономике. В стране функционируют развитые кредитный и депозитный рынки. На фоне продолжающегося роста ресурсной базы кредитование экономики для банков стало приоритетным видом операций. На 1 октября 2003 года кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики составили 924,2 млрд. тенге, тогда как в 1996 году данный показатель находился на уровне 60,9 млрд. тенге. Позитивные изменения произошли в структуре кредитов по срокам. Наблюдается постоянная тенденция роста доли средне - и долгосрочных кредитов по сравнению с краткосрочными кредитами. По данным на октябрь 2003 года средне и долгосрочные кредиты выросли до 574,9 млрд. тенге, тогда как в 1997 году данный показатель составлял всего лишь 20,4 млрд. тенге. Таким образом, удельный вес средне и долгосрочных кредитов увеличился с 28,6 % в 1997 году до 62,2 % в октябре 2003 года. Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение ставки рефинансирования, в целом способствовала снижению ставок по банковским кредитам. Средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам юридическим лицам в тенге снизилась с 30,0 % в 1997 году до 15,6 % в 2002 году, по кредитам в иностранной валюте - с 18,5% до 13 %. Быстрыми темпами растут депозиты населения в банках второго уровня, способствуя пополнению ресурсной базы банков и роста их кредитного потенциала за счет притока внутренних сбережений. Такие меры Национального Банка как введение института банковской тайны, системы страхования депозитов способствовали повышению доверия населения к банковской системе. Так за период с 1997-2003 годы наблюдается непрерывный рост депозитов. Общий объем депозитов резидентов на конец октября т.г. составил 759,1 млрд. тенге. По размеру вкладов на душу населения в настоящее время Казахстан среди стран СНГ уступает только России. Позитивные изменения произошли в структуре депозитов по видам валют: темпы роста депозитов в национальной валюте носили опережающий характер по сравнению с депозитами в иностранной валюте. Так, рост депозитов в тенге в 2003 году к началу года составил 62,2 %, тогда как рост депозитов в валюте составил 1,6 %. Проблема долларизации экономики все больше утрачивает свою актуальность. И немаловажную роль в этом играет эффективная банковская система и денежно-кредитная политика, направленная на сохранение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса национальной валюты. Международные финансовые организации высоко оценивают платежные системы Казахстана, которые отвечают практически всем принципам, разработанным Банком Международных Расчетов (BIS) для системно значимых платежных систем. Большой прогресс наблюдается в развитии платежных систем, обслуживающих пластиковые карты. Реализация Программы создания Национальной межбанковской системы платежных карточек позволит создать единое платежное пространство по обслуживанию населения и торгово-сервисных предприятий с использованием электронных денег.
Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями, связанными со спецификой республики в экономическом и социальном аспектах развития в до - и послесоветский период. Прежде всего, она развивается в обстановке резкого спада производства.
Другой особенностью инфляции в Казахстане является то, что она возникла из состояния «подавленной» инфляции, когда цены на товары и услуги были искусственно низки, но имелся их значительный дефицит. Состояние «подавленной» инфляции создает внешнюю видимость макроэкономического равновесия, поддерживаемого неприемлемыми для нормальной экономики методами – тотального дотирования убыточных производств, отраслей. Процесс сопровождался накоплением значительных денежных средств у предприятий, организаций, населения, на которые нельзя было приобрести продукцию производственно-технического и потребительского назначения. По своей сути это инфляция спроса, т.е. повышенный спрос хозяйственных агентов и населения не мог быть удовлетворен со стороны предложения.
Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике, что связано с наличием крупных предприятий, работавших на потребности экономики Советского Союза. Крупные сырье добывающие, металлургические, химические, машиностроительные предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды, присущей рынку.
Следующей
особенностью является сырьевой характер
народного хозяйства
Среди основных факторов, оказывающих давление на инфляционные процессы в экономике страны, следует выделить:
Специфика текущего момента заключается в том, что в условиях усиливающегося инфляционного давления и ухудшения ситуации на финансовом рынке возникла определенная дилемма. С одной стороны, необходимо обеспечить достижение стабильности цен, а, с другой – стабильность финансовой системы, сохранить условия для дальнейшего экономического роста.
Финансовые
потрясения в мировой экономике
продемонстрировали подверженность экономики
Республики Казахстан внешним рискам.
Фундаментальные особенности
Рост финансового сектора экономики Республики Казахстан в последние годы сопровождается значительным накоплением рисков в банковской системе. Укрепление тенге, повышение суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан и рейтингов отечественных банков, инвестиционная привлекательность банковского сектора способствовали экспансии казахстанских банков на внешние рынки капитала.
Экспансивное кредитование банками строительной отрасли и рынка недвижимости обусловило, с одной стороны, дальнейшее повышение цен на рынке недвижимости и усиление подверженности банковского сектора кредитным рискам. С другой стороны, сектор строительства стал практически полностью зависеть от банковского финансирования.
Рис.5 Уровень инфляции за 2008 год, в годовом выражении.
Рис.6
Уровень инфляции за 2008 год,
2.2. Социально-экономические последствия инфляции в Республике Казахстан |
В последнее десятилетие Казахстан развивался очень быстрыми темпами – 20% в год, это достаточно высокий показатель и, естественно, для молодой и развивающейся страны, для экономики возникают определённые стрессовые ситуации. В первую очередь, это перегрев в отдельных секторах. Он вызван тем, что на международных рынках снизились ставки, а у нас одновременно происходил бурный рост и формировался внутренний спрос. Этот спрос особенно проявился в секторе жилищного строительства. Банки, подстегнутые таким спросом, начинали очень бурно увеличивать кредитную массу, это и привело к тому, что у нас в двух секторах в определенной степени начался перегрев
Информация о работе Современные инфляционные процессы в экономике РК