Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:28, реферат
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
1. Введение.
2. Сущность конкуренции.
3. Виды конкуренции.
4. Методы конкурентной борьбы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
по курсу «Микроэкономика»
на тему:
«Современные формы и методы конкурентной борьбы»
Выполнила:
студентка 21 группы ФМЭ
Вандер И.С.
Проверила:
Шараг Е.С.
Одесса
2012
План
1. Введение.
2. Сущность конкуренции.
3. Виды конкуренции.
4. Методы конкурентной борьбы.
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием,
выражающим сущность рыночных
отношений, является понятие
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Понятие конкуренции
является фундаментальным в
Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
2.Сущность конкуренции
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция — ситуация, когда
существует несколько альтернативных
направлений использования
Конкуренция –
соперничество между
а) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
б) Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
в) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
В экономической литературе существует
множество определений категории «конкуренция».
По определению классической политической
экономии, конкуренция есть соревнование
ради прибыли. Однако сам объект этого
соревнования превращает его в борьбу,
принимающую самые разные, часто весьма
жесткие формы и методы. Это борьба за
более выгодные условия покупки сырья
и продажи товаров. Это борьба за экономическое
выживание в общественном производстве.
Наряду с примитивно-бытовыми определениями
конкуренции как борьбы за кошелек покупателя
и т.п. в экономической литературе приводятся
и такие экономически содержательные
ее определения, как отношения между хозяйствующими
субъектами по поводу сравнения экономических
результатов их деятельности; практически
принудительная форма реализации объективно
действующих законов рыночной экономики.
Множество определений конкуренции отражают
сложность и много -функциональность этой
категории. Следует подчеркнуть главное:
вне конку-ренции рынок не может оказывать
экономического давления на субъектов
хозяйствования.
Рыночная конкуренция - это объективно
необходимая среда, обеспечи-вающая нормальное
саморазвитие рыночной экономики как
системы.
Рыночная цена, складывающаяся под воздействием
спроса и предложения и в которой в конечном
счете реализуются успехи и неудачи в
конкурентной борьбе, является результатом
взаимодействия множества факторов и
механизмов. Она формируется до рынка
под влиянием множества факторов, но корректируется
на рынке .
Каждым из субъектов на рынке двигает
личный экономический интерес.
Не сдерживаемые ничем личные корыстные
интересы хозяйствующих субъектов могут
подорвать нормальное функционирование
рыночного хозяйства и действовать в ущерб
социальным и экономическим интересам
общества.
Основным препятствием на пути неблагоприятного
развития событий лежит конкуренция. В
условиях конкуренции личный экономический
интерес одного субъекта сталкивается
с не менее сильным стремлением другого
субъ-екта получить наибольшую выгоду.
Для достижения победы в конкурентной
борьбе происходят снижение издержек
и цен на продукцию, повышение ее качества,
производство товаров, отвечающих требованиям
потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция
выступает как дополнение и противовес
предпринимательскому эгоизму. Она направляет
его хозяйственную деятельность в интересах
всего общества.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
- защищенные правовыми
нормами товарные знаки и
3.Виды конкуренции
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по наиболее низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием "война цен". В последнее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.
Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Рассматривая совершенную конкуренцию,
следует заметить, что она представляет
собой лишь абстрактную, чисто теоретическую
модель, поскольку в реальной практике
хозяйствования ее никогда не существовало.
Однако эта научная абстракция, несомненно,
важна для объяснения меха-низма фактически
действующей несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция есть неотъемлемый
атрибут свободного (со-вершенного) рынка,
который также является сугубо абстрактной
конструкцией. Данная форма конкуренции
предусматривает наличие шести ключевых
условий (признаков): 1) полная атомизация
рынка, заключающаяся в огромном множе-стве
продавцов (полиполия) и покупателей при
ничтожно малой рыночной квоте каждого
экономического субъекта; 2) абсолютная
прозрачность (транспарантность) рынка,
состоящая в получении каждым его агентом
информации о состоянии всего рынка (прежде
всего о ценах); 3) невозможность любого
отдельно взятого субъекта рынка оказывать
влияние на решения других при исключении
из правил рыночной игры каких-либо предпочтений
и льгот; 4) полная мобильность (возможность
перемещения) всех факторов производства;
5) абсолютная однородность (гомогенность)
реализуемых товаров и услуг; 6) отсутствие
субъектного контроля (власти) над ценами
со стороны агентов предложения (производителей),
когда ценообразование предстает как
объективный процесс .
Необходимо подчеркнуть, что только наличие
суммы всех названных ус-ловий позволяет
создать идеальную модель подлинно свободной
(совершен-ной) конкуренции в рамках свободного
(совершенного) рынка с механизмом свободного
ценообразования.
Эффективность по Парето - уровень организации
экономики, при котором:
- уже невозможно осуществить какие-либо
изменения в пользу одного лица либо группы
лиц, не ухудшив положение другого лица
либо группы лиц;
- входные ресурсы используются наиболее
эффективно (эффективность производства),
а результат обеспечивает максимально
возможную полезность для потребителей
(эффективность распределения ресурсов).
Что же касается несовершенной конкуренции,
то в целом она характери-зуется более
или менее активным вмешательством в конкурентные
отношения монополистических «начал»
и установлением власти над ценами со
стороны отдельных субъектов рынка.
В ходе анализа сложного переплетения
чисто конкурентных отношений с процессами
монополизации следует обратить внимание
на то существенное обстоятельство, что
монополизация не должна отождествляться
лишь с процессами укрупнения производства
и капитала, ведущими к установлению так
называемого «всевластия» монополистических
объединений в экономике.
Современное рыночное хозяйство представляет
собой причудливый симбиоз большого, среднего
и малого бизнеса. И было бы известным
упрощением считать всех представителей
большого бизнеса (гигантские национальные
и транснациональные корпорации) строго
монополистическим сектором экономики,
а фирмы среднего и малого калибра - немонополистическим. Несоверше
В настоящее время экономическая теория
выделяет в рамках несовершенной конкуренции
три ее разновидности: 1) чистую (абсолютную)
монополию; 2) олигополию (от греч. «oligos»
- немногий, немногочисленный), 3) диф-ференциацию
продукции, благодаря которой складывается
монополистическая конкуренция .
В первом варианте (сугубо монополистическая
ситуация) на каком-либо определенном
товарном рынке устанавливается господство
одного производителя (продавца) или одного
покупателя (в этом случае иногда используется
термин «монопсония»), что порождает абсолютную
власть такого монополиста над ценами.
Подобный феномен несовершенной конкуренции,
почти не встречающийся на практике, означает
полное отсутствие конкурентных отношений
и вправе рассматриваться как еще одна
чисто абстрактная модель рынка.
Во втором варианте (олигопольная структура
рынка) относительно не-большое количество
фирм захватывает власть над единичной
отраслью, добиваясь в условиях конкуренции
частичного (и порой достаточно жесткого)
контроля над ценами. Такая разновидность
несовершенной конкуренции типична для
ряда отраслей (нефть, автомобилестроение,
электроника, химия и т.д.) в странах с высокоразвитой
рыночной экономикой.
И наконец, третий вариант, опирающийся
на постоянно прогрессирующую дифференциацию
производимых продуктов, сводится к функционированию
множества производителей (агентов предложения),
делающих ставку на расширяющееся разнообразие
благ (латинский термин «дифференциация»
переводится как «различие») и, следовательно,
на удовлетворение растущего (не только
количественно, но и качественно) объема
человеческих потребностей. На смену унылой
однородности (идентичности) товаров и
услуг приходит резкое возрастание их
пестрого многообразия по самым разным
параметрам, начиная от сорта, качества,
торговой марки, уровня сервиса и кончая
стилем оформления, привлекательностью
упаковки, рекламой и даже местом нахождения
фирмы. За усилением дифференциации продукции
естественно следует повышение степени
контроля над предложением и над ценами.
Ведь каждый производитель (продавец)
какого-либо особого (дифференцированного)
товара стремится занять место своеобразного
монополиста, пытается создать даже на
ограниченном рыночном пространстве ситуацию
уникальности и неповторимости. Подобный
монополизм может активно произрастать
и реально произрастает во всех сферах
бизнеса - от большого до мельчайшего,
а крупномасштабная концентрация производства
и капитала перестает быть его единственной
материальной основой .
Значит, для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. А монополистическая конкуренция (несовершенная) главным образом отличается тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
Информация о работе Современные формы и методы конкурентной борьбы