Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:52, курсовая работа
Пластиковая карта как альтернатива наличным деньгам была придумана, прежде всего, для удобства потребителей. По существу это средство расчётов не только популярно, но и общедоступно в большинстве стран с развитой финансовой культурой. Стать обладателем пластиковой карты одной из международных платёжных систем может любой человек, имеющий какой-либо стабильный доход
Введение
Раздел 1. Пластиковая карта как платёжное средство.
1.1. История возникновения пластиковой карты.
1.2. Классификация пластиковых карт.
1.3. Преимущества пользования пластиковыми картами.
Раздел 2. Международные платёжные системы.
2.1. Международные дисконтные системы.
2.2. VISA
2.3. American Express.
Раздел 4. Современное состояние рынка пластиковых карт и их обращение.
Заключение
Список использованной литературы.
Помимо телефонной карты, вместе с пластиковой картой Вы можете получить страховку и дисконтную карту, дающую право на скидки.
Полная и точная информация обо всех совершенных Вами с использованием карты операциях (перечисление точек списания, дат и сумм операций) отражена в выписке по Вашему карточному счету. Наличие выписки позволяет точно проконтролировать расход средств, что выгодно отличает расчеты пластиковыми картами от операций с наличными средствами.
Таким образом, практически неограниченные возможности современных платежных систем открываются при использовании пластиковых банковских карт, объединяющих в себе преимущества банковского счета и наличных денег.
Однако развитие отечественного рынка пластиковых карт сопровождается увеличением числа преступлений, связанных с проникновением в банковские электронные сети. Согласно официальной статистике отдела по борьбе с мошенничеством с использованием кредитных карт и дорожных чеков при Управлении по экономическим преступлениям ГУВД Москвы, в 2001 г. общий ущерб владельцев пластиковых карт составил 5 млн. долл. Однако на самом деле махинации с электронными системами наносят банкам значительно больший ущерб. Специфика не только отечественного, но и международного карточного бизнеса такова, что банки вынуждены скрывать свои реальные издержки. Скандальную известность получают только те случаи, потери от которых слишком велики. Так, в частности, стало известно, что в 1995 г. одному из крупнейших российских банков через систему "S.W.I.F.T." был нанесен ущерб в 3 млн. долл. Наиболее крупный взлом за всю историю существования систем электронных платежей был совершен в итальянском банке, потерявшем несколько лет назад более 20 млн. долл.
Особенностью
российского рынка пластиковых
платежных средств, которая затрудняет
использование международных
При
обмене информационных документов, начислении
компенсаций и выплате
Перевод ведомственных счетов происходит в автоматическом режиме. Защита пластиковых денег строится по трехступенчатой схеме "банк - коммерческие структуры - клиент". В учетном центре "S.W.I.F.T." более 150000 компаний, которые могут обменяться данными друг о друге и проанализировать информацию о потерянных и украденных картах, составляющих "черный" список. Проверка международных чековых платежей осуществляется "S.W.I.F.T." через ЦБ, куда информация поступает на магнитной ленте. Однако возможности "S.W.I.F.T." по контролю над операциями с банковскими чеками и компенсациями ограничены количественными параметрами. В результате перегрузки возникают сбои в системе безопасности, и она перестает быть эффективной. В связи с этим под эгидой Общества международных межбанковских расчетов разработана более совершенная система "S.W.I.F.T.-2", которая сейчас осваивается в развивающихся странах.
Российский опыт обслуживания международных пластиковых карточек, эмитентов и эквайеров Mastercard и Eurocard, а также систем межбанковских электронных платежей свидетельствует об эффективности "ключевых" технологий, которые также разработаны французскими специалистами. Наибольших успехов они добились в создании систем безопасности для кредитовых и дебетовых карт, 95% которых основаны на микропроцессорах. Крупнейшим отечественным продавцом систем "ключевой" безопасности является процессинговая компания "Кардцентр". С 1993 г., при ежегодном уровне эмиссии 11000 карт и 3 млн. ежемесячном объеме трансакций, в "Кардцентре" не было зафиксировано ни одного хищения. Система безопасности, которую предлагает "Кардцентр", основывается на удаленном доступе к терминалам. Закрытость фронтальной части базы данных банка-эмитента для его клиентов (кроме самого "Кардцентра") обеспечивает относительную конфиденциальность банковских расчетов. Разрушить "ключевую" защиту "Кардцентра" достаточно сложно: на карточку нанесен "замок" - закодированная магнитная полоса с des-алгоритмом. Для каждого "замка" существует единственный вариант "ключа", изготовленный за пределами РФ (в последнее время "ключи" кодируются в Брюсселе).
Развитие межбанковской системы электронных платежей зависит от потенциала телекоммуникаций на уровне сети публичного доступа. Наиболее эффективными с точки зрения безопасности на электронном "транспорте" являются дорогостоящие частные сети, так как на них мала вероятность несанкционированного вторжения. Для создания таких сетей банкам необходима собственная спутниковая связь, однако, очевидно, что в сложной экономической ситуации она далеко не всем по карману. Частная сеть действует на ММВБ, в систему безопасности которой входит 137 банков и 7 региональных площадок, а также в некоторых крупнейших отечественных банках. Наиболее перспективными в российских условиях являются Misex и IP сети.
Без
сомнения, пока владельцем
пластиковой карты
в РФ не станет практически
каждый и сеть электронных
платежей не охватит
всю страну, проблема
защиты карточек от
мошенничества не приобретет
остроту, которую она
имеет на Западе.
Раздел 2 Международные платёжные системы.
2.1. Международные дисконтные системы.
Многие отечественные банки считают хорошим тоном предлагать своим клиентам карты ведущих мировых дисконтных систем. Иногда их выдают как бонусы при приобретении классических карточных продуктов, но чаще всего требуется доплатить определенную сумму. Впрочем, стать обладателем дисконтной "классики" можно и самостоятельно, обратившись в соответствующее представительство. Стоимость карт варьируется в зависимости от срока ее оформления, вида и ценовой политики компании или распространяющего их банка в конкретный момент времени.
На российском рынке дисконтных (сервисных) карточек лидирующее положение прочно удерживают международные дисконтные системы ETN и IAPA. Несколько отстает Countdown.
IAPA
Международная
ассоциация пассажиров авиалиний International
Airline Passengers Association (IAPA) выпускает клубно-дисконтную
карточку. Ассоциация была основана около
35 лет назад для защиты прав часто путешествующих
пассажиров и развития авиаиндустрии
в плане безопасности, экономичности и
комфорта. В 1992 году первой из всех дисконтных
компаний вышла на российский рынок.
Скидки, предоставляемые по карточке IAPA
, распространяются в основном на заведения
достаточно высокого уровня. Среди 12 000
отелей мира, работающих с IAPA - ITT Sheraton,
Leading Hotels of the World, Hilton, Marriott, Golden Tulip. По карточке
IAPA можно экономить до 30% от стандартных
и даже специальных тарифов при аренде
автомобилей в Hertz, Avis, National, Europcar или Tilden
- всего пунктов проката больше 10 000. IAPA
ориентируется на политическую и деловую
элиту и предлагает помимо обычного набора
скидок и услуг уникальную схему страхования
и сервиса.
В частности, воспользовавшись Справочником
льгот IAPA, можно бесплатно зарезервировать
номер в отеле, автомобиль и авиабилеты
через "Службу путешествий" (Free Hotel
and Car Rental Reservations). При этом накапливается
определенное количество миль, которое
впоследствии можно поменять на бесплатный
полет.
В России в основном распространены карточки
"ассоциированных" членов IAPA. В рамках
ассоциированного членства среди сервисных
услуг доступна оригинальная система
поиска багажа (Bag-Guard). Она позволяет в
течение двух суток благодаря специальным
жетонам и наклейкам в 95% случаев найти
и возвратить багаж, пропавший в зоне международных
аэропортов за рубежом. Примечательно,
что нашедшему багаж IAPA выплачивает материальное
вознаграждение. Подобная система предоставляется
и для защиты ключей держателей карточки
(Key-Guard) и их авиабилетов (Ticket-Guard).
Обладатели
как минимум двух карт международных
платежных систем при вступлении в IAPA
бесплатно регистрируются в программе
защиты кредитных карточек CPP. Это обеспечивает
своевременное внесение утерянных или
украденных карточек в "черный список"
и страховку на первые 500 долл. несанкционированных
платежей. Все типы карт IAPA ограничены
сроком действия в один год. Полный член
может, попользовавшись услугами и оставшись
ими недовольным, вернуть карту в течение
90 дней и получить ее стоимость обратно.
При этом он теряет право вновь стать членом
IAPA. Кроме ежегодной платы при вступлении
в IAPA необходимо заплатить регистрационный
взнос в размере $200. При приобретении карты
через банк этот платеж обычно не требуется.
Если вы - не бизнесмен, часто летающий
по делам службы, то карта этой компании
может принести реальную экономию, только
при ежемесячных расходах не менее $1000
и регулярном отдыхе за границей.
ETN
Всемирная
сеть путешествий (European Travel Network) предлагает
специальную дисконтную картку, удобную
для тех, кто часто путешествует. Представительство
в России действует с 1993 года.
Распространяет ETN голландская фирма AMUDAT
AG, основанная 20 лет назад для продажи
льготных авиабилетов. Сегодня в ее каталоге
преобладают скидки, полезные туристам.
ETN является мировым рекордсменом по числу
стран, в которых она позволяет получать
скидки, - 10 000 отелей расположены в 175 странах
мира. Большинство из них уровня трех звезд,
но есть и deluxe, и first class. В зависимости от
страны и класса отеля с ETN скидка составляет
от 10% до 50%. В некоторых европейских отелях
можно бесплатно получить номер, потратив
некоторое минимальное количество средств
в сервисных службах отеля. Помимо отелей
в систему входят всевозможные сервисные
службы, рестораны, туристические фирмы,
пункты проката автомобилей. Для держателей
кредитных карт мирового образца бесплатно
прилагаются телефонные карты Sprint FonCard
и ETN TeleCard. При оплате телефонных разговоров
с помощью карт этих компаний владельцы
ETN платят на 50-70% меньше. Клиент ETN получит
скидку также и при покупке авиабилетов
(3-10%). Примечательно, что членам ETN гарантирована
страховка от несчастных случаев до $10
000 при путешествиях за границу.
Стоит карточка - около $100 в год. Если приобретать
ее сразу на несколько лет, то каждый последующий
год обойдется дешевле. Пользуясь в основном
услугами участвующих в системе ETN предприятиях,
можно сократить расходы на отдыхе в 1,5
- 2 раза.
Countdown
Система
основана в Великобритании в 70-х, действует
в 33 странах мира, имеет более 60 000 точек
в различных городах и предлагает около
45 тысяч гарантированных скидок от 3 % до
50 %. В России эти карты продаются с 1994 года.
Countdown принимают рестораны, клубы, отели,
магазины, предприятия, предлагающие медицинские,
развлекательные, автомобильные и прочие
услуги. Среди основных: скидки в магазинах
и шопинг-центрах - не менее 10%; в музеях,
театрах, картинных галереях и на аттракционах
- до 50%; до 10 - 20% при плате за вход в ночные
клубы, дискотеки и рестораны. На родине
программы многие рестораны предоставляют
владельцам Countdown скидки по системе two
for one: заказав две порции блюда, платите
только за одну.
Каталоги Countdown могут служить прекрасными
путеводителями. По каждому предприятию-участнику
программы дается самая подробная информация
- название, размер скидки, часы работы,
виды платежей и краткая реклама. Каталоги
снабжены картами-схемами, по которым
можно легко найти нужное место.
Карточка Countdown рассчитана на представителей
среднего класса со среднемесячным доходом
от $300. Ее еще иногда называют "карточкой
тещ и жен" и она будет полезна людям,
время от времени посещающим рестораны
и предпочитающим отдых за границей.
Эмитентами карточки с логотипом Countdown
могут быть банки, страховые и иные компании.
По договоренности с системой, совместимой
с Countdown, можно сделать практически любую
дисконтную или клубную карточку. Только
в России их более 30. Логотип Countdown можно
найти на пластиковых полисах СК РОСНО.
Countdown может быть приобретена заранее
на три месяца или год, а действовать начнет
с того момента, когда клиент поставит
на ней свою подпись. Годовая карточка
стоит около $50.
“Дисконт по-русски”
Пока дисконтные карты еще не стали повседневным атрибутом отечественной жизни, но в последнее время их начали выпускать не только крупные супермаркеты, но и российские сети АЗС, прачечных, магазинов, парикмахерских и стоматологий. Карточки продают, дарят, предоставляют в виде призов за крупную покупку. Иногда это просто кусочек картона, а иногда полноценная карта с магнитной полосой или даже с чипом.
Столичному жителю, делающему покупки не только на оптовых рынках, трудно не столкнуться с дисконтными картами.
Свою карту выпускают многие рестораны, магазины техники, промтоварные павильоны.
Большинство магазинов предлагают дисконтные карты бесплатно - в благодарность за покупку свыше определенной суммы. Правда, и скидки по ним невелики.
Зачастую
дисконтные и банковские пластиковые
карты существуют совместно в
виде единого пакета услуг и продвигаются
на рынок банком. В российской практике
наиболее яркими образцами таких карточек
являются VISA-Альфамобиль. VISA-Альфамобиль
работает, как обычная Classic или Gold, но ее
владелец может получить скидки при автозаправке
на станциях Тюменской Нефтяной Компании,
в автосервисах, автосалонах и магазинах
автозапчастей, при оформлении полиса
страхования автогражданской ответственности
и страховании от ущерба при угоне автомобиля.
2.2. VISA
VISA – В пёстрой колоде пластиковых карт, которых с каждым днём в России появляется всё больше, VISA остаётся самой козырной картой. Ещё недавно ею действительно козыряли избранные, стремясь подчеркнуть достаток, успех и благополучие. Однако и сегодня, становясь массовой, общедоступной, VISA не теряет своей ценности и значимости.
И это вполне объяснимо, так как карта VISA имеет международный статус и несёт в себе гораздо больше возможностей, чем российские карточки, предназначенные исключительно для внутреннего потребления. С другой стороны, даже в компании крупных международных кредитных систем, VISA International занимает лидирующее положение, как в мире, так и в России. Как платёжная система, VISA была образованна целым рядом банков, отделившихся от проекта Bank of America. На мировом рынке кредитных карт доля VISA составляет больше 50%, тогда как на основных её конкурентов, AE и Europay приходится по 20 и 30 процентов соответственно. На сегодня в мире выпущено более 572 млн. карт VISA[6;27].