Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:11, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается современное состояние и перспективы развития текстильного и швейного производства. Актуальность темы является в рассмотрении и понятии проблем и перспектив, стратегии и государственного регулирования, анализе процессов показания, тенденций развития текстильного и швейного производства.
Введение…………………………………………………………………….……3
1. Теоретические аспекты исследования текстильного и швейного……….…5 производства как вида экономической деятельности
1.1 Текстильное и швейное производство как вид экономической…………..8 деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы развития текстильного и швейного производства…………...….9
1.3 Показатели оценки состояния текстильного и швейного производства…13
2. Анализ процессов развития текстильного и швейного производств…..…16
2.1 Текстильное и швейное производство в структуре национальной экономики……………………………………………………………………….17
2.2. Тенденции развития текстильного и швейного производства…………21
2.3. Территориальная структура текстильного и швейного производства…25
3. Перспективы развития текстильного и швейного производства…………29
3.1 Стратегические направления развития текстильного и швейного производства…………………………………………………………………….31
3.2 Государственное регулирование развития текстильного и швейного производства…………………………………………………………………….34
Приложение
Заключение
Список использованных источников
Все более равномерное размещение промышленности по всей стране, однако, не означает, что во всех экономических районах должны развиваться все отрасли промышленности. Одни отрасли тяготеют к районам залегания полезных ископаемых, другие - к источникам сельскохозяйственного сырья, третьи - к районам потребления. Задача размещения этих отраслей состоит в том, чтобы развивать их в районах, располагающих необходимыми экономическими и природными предпосылками.
Важным принципом размещения
производительных сил является рациональное
территориальное разделение труда
с целью наиболее эффективной
специализации отдельных
Сущность территориального разделения труда заключается в целенаправленном плановом формировании хозяйства всех экономических районов страны на основе планомерного размещения материального производства, постоянно совершенствуемой отраслевой специализации, рационализации производственной и социальной инфраструктуры, рационализации межотраслевых, межрайонных и внутрирайонных производственных связей.
Основу развития хозяйства экономических районов нашей страны составляет промышленность. Создание в каждом регионе комплекса отраслей промышленности, четко специализированных в соответствии с природными и экономическими особенностями этого района, наиболее полно удовлетворяющих общегосударственные и внутрирайонные потребности, является важнейшим составным элементом всего комплексного развития хозяйства районов и играет в этом развитии ведущую роль.
Комплексное развитие районов
в сочетании с ликвидацией
нерациональных перевозок сырья
и готовой продукции обеспечива
Принципом размещения производства является международное разделение труда на основе экономической интеграции. С развитием мировой системы хозяйства этот принцип приобретает все большее значение в размещении промышленности как во всей системе, так и в каждой из входящих в нее стран. Разделение труда обеспечивает наиболее рациональное развитие хозяйства каждой страны и специализацию отдельных государств на тех отраслях промышленности, для которых в них имеются наиболее благоприятные природные, экономические и социальные условия.
Наряду с изложенными экономическими принципами в практике размещения некоторых отраслей промышленности учитываются и другие обстоятельства, носящие исторически переходящий характер, но имеющие большое социальное, политическое или же оборонное значение.
Воздействие указанных принципов на конкретный процесс размещения промышленности осуществляется через ряд факторов, которые можно подразделить на три основные группы: природно-экономические, технико-экономические и экономико-политические. В качестве самостоятельного фактора размещения выступает обеспеченность районов транспортными средствами и их технический уровень.
Легкая промышленность в Центральном федеральном округе.
Развитие легкой промышленности
в этом округе обусловлено исторически.
Здесь имеются крупная научно-
На долю Центрального федерального округа приходится 1/3 производства продукции легкой промышленности в Российской федерации.
Центральный федеральный округ - основной район сосредоточения хлопчатобумажной промышленности. Здесь производится свыше 90% всех хлопчатобумажных тканей Российской Федерации. Первое место занимает Ивановская область, здесь выпускается 70% хлопчатобумажных тканей России. В Ивановской области находится около 40 предприятий хлопчатобумажной промышленности, далее по объему выпуска идут Москва и Московская область. Здесь хлопчатобумажная промышленность представлена Ореховским комбинатом, Глуховским комбинатом и другими. Стоит отметить крупное предприятие «Трехгорная мануфактура», здесь по итогам I полугодия 2003 года выпустили продукции на 41 млн. рублей. Предприятия хлопчатобумажной промышленности находятся так же в Ивановской, Смоленской, Калужской, Тверской, Ярославской областях.
Центральный федеральный округ является основным районом производства льняных тканей. Основными центрами производства являются Вязники (Владимирская область), Гаврилов-Ям (Ярославская область), Вязьма (Смоленская область).
Производство шерстяных тканей развито в Брянской области (Клинцы), Ивановской области (Шуя) и других.
В Центральном федеральном округе находятся предприятия по выпуску продукции швейной промышленности. В Московской области находятся предприятия «Большевичка», «Фирма «Черемушки», «ПТШО Салют» (Московская область). По итогам I полугодия выпустили продукции на 282, 112 и 87 млн. рублей соответственно. Во Владимирской области - «Вязниковская швейная фабрика» с выпуском продукции на 69 млн. рублей, «Детская одежда», с выпуском продукции на 68 млн. рублей, «Собиновская швейная фабрика» с выпуском продукции на 64 млн. рублей. В Ивановской области - «Швейная фабрика «Айвенго» с выпуском продукции на 71 млн. рублей. Здесь представлены наиболее крупные предприятия, которые производят продукции на сумму свыше 40 млн. рублей.Как уже было сказано выше, легкая промышленность имеет менее выраженную территориальную структуру и, обычно, является дополняющей хозяйственный комплекс региона. Если в Центральном федеральном округе она является отраслью специализации, то в других федеральных округах таковой не стала. Тем не менее, можно выделить места наибольшей концентрации предприятий легкой промышленности.
Предприятия по выпуску
продукции льняной
По выпуску шерстяных
тканей второе место занимают Приволжский
и Уральский федеральные
В отличие от предприятий текстильной промышленности предприятия швейной промышленности размещены по территории страны более равномерно. Они есть почти в каждом регионе страны, но существуют наиболее крупные. Это такие предприятия, как «Корпорация «Глория-джинс» с выпуском изделий на сумму 1592 млн. рублей и «Донецкая мануфактура» с выпуском изделий на сумму 181 млн. рублей, находящиеся в Ростовской области. Так же, крупными предприятиями являются «Псковская швейная фабрика «Славянка» с выпуском изделий на сумму 309 млн. рублей; «Граммер» с выпуском изделий на сумму 178 млн. рублей, находящееся в Калининградской области; «Элегант» с выпуском изделий на сумму 136 млн. рублей, находящееся в Ульяновской области; предприятие «Синар» с выпуском изделий на сумму 127 млн. рублей, находящееся в Новосибирской области и другие.
3. Перспективы развития текстильного и швейного производства.
Несмотря на существование серьезных проблем развития легкой промышленности, существуют и перспективные направления развития.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в России имеется достаточная сырьевая база легкой промышленности, которая может использоваться с большей эффективностью. Уже сейчас Россия может почти полностью удовлетворить потребности предприятий в льноволокне, кожевенном и меховом сырье, искусственных волокнах, нитях, шерсти. Требуется решить вопросы производства в достаточном количестве синтетических волокон и нитей.
Одним из перспективных направлений развития станет изменение структуры производства текстильной промышленности, уменьшение доли хлопчатобумажной и повышение доли льняной продукции. Для этого необходимо широкое развитие процессов переработки льна не только на предприятиях льняной промышленности, но и на предприятиях хлопчатобумажной промышленности. В перспективе должны быть решены следующие задачи:
I. Создание надежной
базы отечественного
II. Замена на предприятиях
хлопчатобумажной
III. Развитие экспортного потенциала за счет поставок льна, а так же высококачественных льняных тканей и готовых изделий.
Так же, для перспективного развития отрасли необходимо повышать качество выпускаемой продукции и делать ее конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами. Для этого необходима модернизация производства и развитие научно-технической отрасли. В ближайшее время целесообразно развивать уже существующие техники и технологии в направлении существующего технологического оборудования, позволяющего более полно использовать отечественное натуральное и химическое сырье с целью расширения ассортимента, повышения качества, конкурентоспособности продукции.
Для перспективного развития легкой промышленности необходимо увеличение инвестиционной привлекательности производства. Для этого необходима соответствующая нормативно-правовая база, предпринимателю должно быть выгодно, вкладывать финансовые средства в предприятия легкой промышленности. С одной стороны, в легкой промышленности оборачиваемость средств происходит 2-4 раза, что само по себе уже выгодно. Но кроме этого необходимо изменение финансово-правовой политики государства в отношении легкой промышленности. Со стороны государства первоочередными мерами, направленными на создание условий для развития отрасли станут:
1. снижение ввозных таможенных пошлин на высокоэффективное технологическое оборудование для легкой промышленности, не производимое в Российской Федерации;
2. оптимизация таможенных
пошлин на сырье и материалы,
используемые предприятиями
3. включение в действующие
и разрабатываемые федеральные
целевые программы важнейших
работ, направленных на
4. пресечение незаконного
ввоза товаров легкой
5. пресечение незаконного производства продукции легкой промышленности
6. активизация работы
по осуществлению мероприятий,
способствующих улучшению
Так же государственная
деятельность направлена на поддержку
экспорта продукции о чем
3.1 Стратегические направления
развития текстильного и
Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2015 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года Приказ № 1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244.
Под стратегией понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в планах мер и комплексных мероприятий нормативно-правового, экономического, научно-технического и организованного характера, в инновационных, региональных и бюджетных целевых программах, в отдельных проектах.
Стратегия:
Определяет цели, задачи, основные направления долгосрочного социально-экономического развития легкой промышленности с учетом вызовов предстоящего периода, структурные изменения и пути ее преобразования в конкурентоспособный и динамично развивающийся промышленный комплекс, восприимчивый к инновациями;
Обеспечивает согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней в принятии решений о поддержке легкой промышленности на государственном уровне по приоритетным направлениям развития отрасли;
Служит концептуальной основой для развития малого предпринимательства в отрасли, стимулирования плотных проектов и важнейших государственно-значимых инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению в области производства наукоемкой, востребованной рынком продукции нового поколения на базе применения частно – государственного партнерства.
При разработке стратегии и мероприятий учтены:
Национальные интересы России (повышение уровня и качества жизни населения, здоровье нации, стратегической и экономической безопасности государства, обеспечении высоких темпов промышленного роста создание потенциала для будущего развития российской экономики);
Предложения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и бизнеса, высказанные на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 20 июня 2008 года по вопросу подъема экономики легкой промышленности, определения путей и способов повышения ее конкурентоспособности на рынке потребительских товаров, технического текстиля и продукции стратегического назначения; важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие политику государства в легкой промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу.