СОВРЕМЕННОЕ
РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Подготовила
Студентка
группы ДЮФ-23
Полушина
Анна
Товарное
производство. Товар и его свойства
- Экономическая практика знает два основных типа хозяйства (производства): натуральное и товарное.
- Натуральное производство – это производство, в котором продукты создаются для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения личных потребностей самого производителя. Натуральному производству присущи замкнутость, ограниченность, традиционность, рутинная техника и медленное развитие.
- Товарное производство – это производство, в котором продукты создаются для обмена (продажи). В нем продукты производятся самостоятельными, друг от друга не зависящими, обособленными производителями.
Условия
возникновения и существования товарного
производства
- 1. Общественное разделение труда – обособление различных видов трудовой деятельности. Отдельный член общества, специализируясь на производстве определенного продукта или услуги, создает их для других членов общества, но в свою очередь нуждается в благах, производимых другими. Таким образом, общественное разделение труда служит формой связи между людьми.
- 2. Частная собственность как основа экономической (хозяйственной) самостоятельности производителей. Так как факторы производства находятся в частной собственности, то и продукты производства принадлежат всецело тем, кто является собственниками факторов производства. Именно при этом условии отдельные производители, связанные общественным разделением труда, должны обмениваться продуктами.
Признаки
товара
- Полезность товара (U) – это его способность удовлетворять какую-либо потребность. Полезность и польза – понятия разные. Полезность выражает не столько физические свойства товара, сколько отношение к ним потребителя, т.е. субъективное восприятие товара. Польза же – понятие объективное. Например, сигареты для курильщика бесспорно обладают полезностью, в то время как пользы для здоровья курение не приносит.
Рис. 1
- Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.
Деньги:
сущность, функции и количество
- Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Сущность денег
- Сущность денег проявляется в их функциях:
- 1) Функция меры ;
- 2) Средство обращения;
- 3) Функция как средства сбережения, накопления.
- Деньги в функции меры стоимости (меры цен) позволяют измерить, сосчитать, учесть количество и даже качество различных товаров в одних и тех же денежных единицах счета. Возможность измерения и сопоставления товаров является первейшим условием эквивалентности (равноценности) обмена.
- Вторая – важнейшая функция денег – средство обращения. Посредством денег осуществляется обмен товарами и услугами между людьми, предприятиями, странами. Как средство обращения деньги позволяют заменить натуральный обмен (Т – Т) на обмен с помощью денег (Т – Д – Т). В этом процессе деньги играют роль посредника, т.е. выполняют функцию средства обращения.
- Третья функция денег – это их функция как средства сбережения, накопления. В этой функции отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство. Противоречие между качественной неограниченностью денег (как средства обмена и платежа) и их количественной ограниченностью стимулирует их накопление. Выходя на некоторое время из сферы обращения, деньги превращаются в средство будущих платежей.
Виды денег
- 1)Товарные;
- 2)Бумажные;
- 3) Современные кредитные деньги.
- Товарные деньги – это определенный вид товара. У разных народов в разные эпохи это были скот, меха, ракушки, соль и т.п. Затем на несколько тысячелетий функции денег монополизировали благородные металлы – золото и серебро. Выполнению золотом и серебром функций денег способствовали такие их физические свойства как однородность, делимость, сохраняемость, редкость.
- Бумажные деньги – это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Бумажные деньги практически не имеют собственной вещественной стоимости. Раньше они выступали как представители (заместители) золота в обращении. Современные бумажные деньги – банкноты – это долговые обязательства государственных центральных банков. Сегодня эмиссия (от лат. эмиссио – выпуск) бумажных денег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.
- Современные наличные деньги – это долговые обязательства центральных государственных банков, а безналичные – это долговые обязательства коммерческих банков.
Денежные агрегаты:
- М0 – наличные металлические и бумажные (банкноты) деньги в обращении (без кассовой наличности банков).
- M1 включает М0 и деньги на беспроцентных счетах до востребования (чековые вклады).
- М2 состоит из M1, сберегательных счетов и небольших срочных вкладов.
- М3 образуется из М2 и крупных срочных вкладов.
Уравнение обмена
И. Фишера
- М × V= p × Q,
-
- где
- М – количество денег в обращении (или денежная масса);
- V – скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, которое денежная единица расходуется на приобретение товаров и услуг);
- р – уровень цен (индекс средневзвешенных цен товаров и услуг);
- Q – реальный объем национального производства. Простые преобразования позволяют получить формулу для определения количества денег, необходимых для обращения:
Сущность
и основные черты рыночного хозяйства
Определения рынка
- • рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
- • рынок – это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;
- • рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения;
- • рынок – совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;
- • рынок представляет собой пакет соглашений, при помощи которых продавцы и покупатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли-продажи данных товаров или услуг.
Признаки рыночной
экономики
- 1. Наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности. Именно частная собственность порождает такую важнейшую черту рыночной экономики как экономическая свобода.
Ф. Хайек
Транзакционные издержки
- • Поиска информации. Часто отсутствие необходимой информации приводит к дополнительным затратам, вызванным покупкой товаров по ценам выше равновесной;
- • ведения переговоров и заключения (юридического оформления) договоров;
- • измерения;
- • спецификации (определения) и защиты прав собственности;
- • возможного недобросовестного (оппортунистического) поведения контрагентов, уклоняющегося от точного соблюдения договора.
- 2. Экономическая свобода. Она предполагает для потребителя возможность в пределах своих денежных доходов покупать те товары и услуги, которые ему требуются для удовлетворения его потребностей и там, где он считает это необходимым, а для производителя – возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме.
- 3. Саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Неэффективные предприятия в условиях конкуренции, имманентно присущей рыночной экономике, разоряются и удаляются, вымываются с рынка.
- 4. Всеобщность рынка. Она означает проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике существуют объекты, которые представляют собой народное достояние, находятся в государственной собственности и не могут быть проданы.
- 5. Договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения между последними устанавливаются не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений.
- 6. Экономическая ответственность, которая возникает и становится действительной в условиях господства частной собственности. В рыночной экономике всякое предприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно, само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами.
- 7. Конкуренция, состязательность, объективно порождаемые свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей, приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.
- 8. Наличие соответствующей рыночной инфраструктуры – предприятий и учреждений, которые связывают покупателя и продавца (банки, биржи, предприятия оптовой торговли, страховые компании, рекламные, информационные агентства, консалтинговые, сервисные фирмы и т.п.)