Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 14:08, контрольная работа
Мировая экономика - сложная, подвижная система, объединяющая свыше 200 стран и территорий, в которой за последнюю четверть века произошли крупные перемены. Изменился социально-экономический облик мирового хозяйства. Распалась мировая социалистическая система. Изменился состав развитых стран. Ряд территориально-хозяйственных образований (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) достиг уровня социально-экономического развития индустриальных стран Запада. Происшедшие изменения в облике мирового хозяйства нашли отражении в соотношении экономических сил между странами и подсистемами.
Введение
Понятие мирового хозяйства
Субъекты мирового хозяйства
Подсистемы мирового хозяйства
Основные показатели развития мирового хозяйства
Заключение
Список литературы
Государственное кредитование и субсидирование - важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемой предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5 % ВМП. Развитии целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.
Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20 % занятых.
Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производство ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями.
В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития обществ, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.
Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов исторически означало предпочтение собственно территории. Для собственных хозяйствующих субъектов, населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.
Транснациональные компании (ТНК) занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.
Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными сверхнациональными, транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных действующих пространствах.
К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержатся определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25 % оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которое позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общехозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носит не рыночный, а производственный характер.
По национальному составу капитала международные компании делят на три группы: транснациональные и собственно международные, многонациональные компании. Ведущее место занимает ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Международные по капиталу компании немногочисленны и стоят на втором месте. К ним, например, относятся англо-голландские «Ройял датч Шелл», «Юнилевер», шведско-швейцарская «АСЕА-Браун Бовери», англо-американская «Бритиш Петролиум-Амоко» и другие. Препятствием на пути развития международных по капиталу компаний выступает национальная клановость группировок капитала.
Формирование ТНК в основном относится к 60-м годам XX в., когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Углубление общественного разделения труда и внедрения новых технологий создали возможности пространственного разделения отдельных технологических процессов, а появление новых видов транспорта и связей способствовало реализации этих возможностей. Раннее единый процесс производства в рамках отдельно производственных единиц стал дробиться и размещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Получило развитие пространственное децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.
Влияние и масштабы деятельности ТНК растут. В начале века насчитываются свыше 65 тыс. подобных объединений, а в 1970 г. - 7 тыс. В сферу их деятельности входит около 700 тыс. дочерних компаний и отделений за границей. В целом ТНК обеспечивает 25 % мирового производства, но при этом следует иметь в виду, что основная их хозяйственная деятельность сосредоточена в странах базирования.
Экономическая мощь ТНК высоко концентрированна. На 100 крупнейших ТНК (0,16 % их общего числа) приходится 15 % зарубежных активов всех международных компаний и 22 % их международных продаж. Странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Япония и ЕС. Крупнейшие транснациональные компании по объему оборота не редко превосходят ВВП целого ряда развивающихся и малоразвитых стран. Так, оборот американской «Дженерал моторс» превышает объем ВВП Норвегии и Финляндии.
Все транснациональные компании проводят широкую внешне-экономическую экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК развиваются на основе широкой сети из заграничных предприятий. Продажа филиалов и дочерних компаний превышает объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.
В основе стратегии ТНК находится мировой подход, предусматривающий оптимизацию результатов не каждого отдельного звена, а для объединения в целом. С этой целью используются различные внутрифирменные переводные, (трансфертные) цены. Принимая решение увеличить выпуск готовых товаров или полуфабрикатов на каком-либо зарубежном рынке, корпорация учитывает такие условия, как важность данного рынка с точки зрения перспектив его роста, способность заграничных предприятий конкурировать с местными производителями однотипной продукции, курс валюты, торговые ограничения, транспортные расходы.
ТНК проникает на рынки других стран за счет имеющихся у них монопольных преимуществ, дающих возможность использовать факторы производства других стран. Основными источниками капиталовложения выступают сами принимающие и третьи страны. У американских ТНК для самофинансирования и рефинансирования составляет около 16% инвестиционных расходов. Основные финансовые средства (45%) мобилизуется на рынке принимающей страны, т.е. принимающие страны в основном сами финансируют деятельность иностранных ТНК.
Стратегия ТНК и стратегия государства, ориентированная на процветание страны, стали расходиться. Сфера их деятельности больше не прикрывают одна другую. ТНК в своей деятельности далеко выходят за границы национальных государств. Многие национальные государства располагают более ограниченными, чем раньше возможностями самостоятельно перераспределять прибыль. Между государством и ТНК нарастает структурная напряженность, увеличиваются расхождения между интересами глобальных участников рынка, с одной стороны, и интересами национальных общественных и политических сил с другой.
Мировая направленность деятельности ТНК, их стремление к максимальному увеличению прибыли не редко приходят в противоречие с интересами принимающих стран. В связи с тем, что государство должно являться выразителем национальных интересов и обладает суверенитетом на определенной территории, транснациональный капитал стремится обойти или выхолостить монополию государства на власть. ТНК предпринимают попытки относиться к иностранному государству как к обычному хозяйствующему субъекту.
ТНК как субъект хозяйствования в мировой экономике занимает своеобразное положение. На международной арене они де-факто имеют экономические права, но не имеют международных обязательств. Попытки регулирования деятельности ТНК были предприняты еще в 70-е годы. В рамках ООН велись переговоры о заключении многостороннего соглашения по регулированию деятельности ТНК, которое поставило бы их деятельность в определенные рамки. Эти усиления встретили сопротивление ведущих западных стран. В последующие годы страны стали определять свои отношения с конкретными ТНК на двухстороннем уровне. Эта практика создает определенные противоречия между интересами транснационального капитала и национального государства. Конкретное проявление этих противоречий зависит от экономической мощи субъектов отношений, положения дочерних компаний ТНК в стране пребывания.
Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителя международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.
МВФ и МБРР были созданы в 1944г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере связанна. Членство в МБ невозможно без участия МВФ.
МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.
В 80-90-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленная на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк Средства на осуществление экономических программ и регулирования валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.
Со второй половины 80-х годов объектом воздействия МВФ выступают только развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.
Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитования конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывает в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд. долл. Его деятельность координировалась МВФ.
Участниками мирового хозяйства выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере.
Региональные интеграционные объединения включат территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).
ЕС организован в наднациональной форме. Он обладает рядом полномочий, которые были присуще только национальным государствам. НА их основе действует целый ряд органов экономического и другого управления, имеющих межгосударственный (Европейский союз, Совет министров) и наднациональный характер (Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский суд, Палата аудиторов). Данное деление органов ЕС отражает разделение компетенций между институтами ЕС и национальными правительствами. Наднациональные органы реализует общесоюзные цели, межгосударственные органы отражают национальные интересы. Главной особенностью в организационно-правовой системы ЕС выступает превосходство права Европейского союза над национальным правом в пределах основных договоров. ЕС выступает самостоятельным субъектом международного права, заключает торговые соглашения о сотрудничестве с другими странами, является крупным центром предоставления экономической помощи.
В Северной Америке с 1994 года действует Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). В ее состав входят США, Канада, Мексика. Соглашение предусматривает к 2010 году ликвидировать взаимные барьеры в движении только товаров и капитала. Основой интеграционного процесса в этом регионе создает транснационализация капитала, а именно американского, занимающего господствующие позиции в регионе. Как субъект мировой экономики НАФТА находится в начале процесса формирования.
Информация о работе Современное мировое хозяйство, понятие, структура, субъекты и тенденции развития