Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:54, реферат
В работе кратко описано состояние современного автомобилестроения в мировой экономике (на начало 2009 г.)
1. Место автомобильной промышленности в экономике промышленно развитых стран………………………………………………………………….... 3
2. Состояние автомобильной промышленности на 2008-2009 гг………………5
3. Автомобильная промышленность в Японии……………………………….....8
4. Автомобильная промышленность в США…………………………………...13
5. Основные тенденции развития автомобилестроения……………………......18
Источники информации…………………………………………………………..20
Реферат
Современное
автомобилестроение
в мировой экономике
Содержание
1. Место автомобильной
промышленности в экономике промышленно
развитых стран…………………………………………………………………
2. Состояние автомобильной
промышленности на 2008-2009 гг………………5
3. Автомобильная
промышленность в Японии…………………
4. Автомобильная
промышленность в США…………………………
5. Основные тенденции
развития автомобилестроения……………………....
Источники информации……………………………………………………
1.
Место автомобильной
промышленности в экономике
промышленно развитых
стран
Автомобильный транспорт играет важную роль в транспортной системе страны. На его долю приходится значительная часть всех грузовых перевозок в народном хозяйстве. Автомобиль широко используется для подвоза грузов к железным дорогам, речным и морским причалам, обслуживания промышленных торговых предприятий, работников сельского хозяйства, обеспечивает перевозки пассажиров. Миллионы автомобилей принадлежат гражданам и обслуживают их в быту.
Прошло
буквально сто с небольшим
лет с момента появления
- людям с каждым днём требуется все больше и больше автомобилей для решения различных хозяйственных задач;
- эта промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, то в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а, следовательно, и экономики в целом;
- автомобильная
промышленность во всех развитых странах
относится к числу наиболее прибыльных
отраслей народного хозяйства, так как
она способствует повышению товарооборота
и приносит в казну государства немалые
доходы за счет продаж на внутреннем, так
и на мировом рынке.
- автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью. Развитие этой отрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой. Широкое использование лучших образцов автомобильной техники в армии, бесспорно, повышает оборонную мощь страны.
Важным
фактором является и то, что автомобильная
промышленность обеспечивает высокий
процент занятости
Так, например всего в мире на 2005 год более 8 млн человек было занято в сфере производства автомобилей и автокомпонентов, что составило более 5% занятых в мировой промышленности. [1]
Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни.
Автомобилестроение служит одним из самых ярких примеров формирования поистине глобальной «суперотрасли». По мировым пропорциям, 1% роста в автомобильной промышленности дает 1,5% роста ВВП страны в целом.
Все это в совокупности выводит автомобильную промышленность на одну из передовых позиций в мировой экономике. Даже несмотря на то, что в суммарном валовом выпуске или ВВП развитых стран, например США, доля автомобильная промышленность не превышает 3%, роль этой отрасли в экономике высокоиндустриальных государств неизмеримо выше. Особенно велика роль автопрома в развитии промышленности и транспорта. Достаточно сказать, что доля автомобилестроения в мировом экспорте товаров промышленного потребления составляет примерно 13 %. В частности, доля автопроизводящей отрасли США в суммарном выпуске промышленной продукции страны достигала в отдельные годы 14-15%, доля автомобильного транспорта в грузообороте США превышает 40%. Для сравнения в России доля автомобильной промышленности в продукции промышленности не выше 4% , доля автотранспорта в суммарном грузообороте также ограничивается 4 процентами.
Россия достаточно сильно отстает от основных стран-производителей автомобилей. Производство автомобилей почти в 6 раз меньше, чем в США или Японии.
Место,
занимаемое автомобильной промышленностью
в экономике России, столь же значительное,
что и в экономике других стран-автопроизводителей.
Аспекты ее влияния на экономику России
в целом в основном те же. Но в настоящий
период времени автомобильная промышленность
России переживает кризис, впрочем, как
и автомобильная промышленность большинства
мировых лидеров автомобилестроения.
2. Состояние автомобильной промышленности на 2008-2009 гг.
Автомобилестроение использует почти 50% годового производства резины, 25% – стекла и 15% – стали.
Производство автомобилей в настоящее время осуществляется почти в 50 странах мира. При этом примерно половина мирового производства автомобильной техники принадлежит Западной Европе, США и Японии. В настоящее время в мире существует более 40 автомобилестроительных компаний, крупнейшими из которых являются: американские компании – «большая тройка» – General Motors, Ford и Chrysler; Европа представлена ведущими автопроизводителями Германии (Daimler AG, Vоlkswagen Group, BMW Group, Porsche AG), Франции (PSA (Peugeot Citroën) и Renault), Италии (Fiat Auto) и Швеции (Volvo Car AB). Автомобильный рынок Азии представляют ведущие автопроизводители Японии (Toyota Motor Со., Honda Motor Со., Nissan Motor Со., Mitsubishi Motors, Subaru, Mazda, Suzuki), Республики Корея (Hyundai Motors, Kia Motor, Daewoo), Индии (Tata Motors) и Китая (Geely, FAW, Dongfeng, Bejing Automotive).
Сейчас
автомобилестроение сконцентрировало
в себе самые передовые технологии
массового производства и маркетинга.
Именно к этой отрасли относятся
некоторые самые сильные
К новому веку автомобильная промышленность вышла с тремя ясно выраженными районами концентрации: рынок Северной Америки, Европейская зона и Азия, включающая в себя, прежде всего, Японию, Корею и Китай.
1980
- 1990-е годы - началось интенсивное
развитие автомобилестроения в
Республике Корея, а также в
других странах азиатского
2000 - по настоящее время - наиболее бурными темпами развивается именно автомобилестроение континентального Китая, лидирующее также по объемам привлечения иностранного капитала (9,35 млн автомобилей было произведено в 2008 году, прирост к 2007 году составил 5 % - даже несмотря на мировой кризис, начавшийся в 2008 г. и еще более поразительный рост в 2009 г. - 13,8 млн автомобилей, т.е. прирост – на 48,3%). [1]
При этом лидирующие позиции в мировом автомобилестроении на протяжении столетия вплоть до недавнего времени занимал американский автопром, представленный Большой тройкой, однако в последние годы в лидеры вышел японский автопром, который по итогам прошлого года уступил Китаю. Это способствовал разразившийся в 2008 г. экономический кризис.
Если в 2008 году суммарный объем производства автомобилей в мире за составил 70,5 млн (-3,7 % к 2007 году), то в 2009 году производство автомобилей в мире существенно сократилось - на 13,5% по сравнению с 2008 годом и составило 61 млн автомобилей. Такие данные приводит аналитическое агентство "Автостат", ссылаясь на информацию OICA (Международной организации производителей автомобилей). При этом производство легковых автомобилей снизилось на 10,4% (до 47,2 млн шт.), легких коммерческих автомобилей – на 23,8% (до 10,4 млн шт.), грузовиков – на 19,2% (до 3,02 млн шт.), а автобусов – на 15,4% (до 312,9 тыс. шт.). По словам директора аналитического агентства "АВТОСТАТ" Сергея Целикова , если бы ни фантастический рост китайского автопрома, то потери мирового автопрома составляли бы порядка 20%. [2]
Таким
образом, в целом, автомобилестроение
в настоящее время находится в периоде
упадка, несмотря на ее высокое социальное
значение и политическое влияние. Тем
не менее многие эксперты считают, что
в последнее время перед мировой автомобильной
промышленностью "забрезжил слабый
свет в конце туннеля", и выжившим в
условиях мирового кризиса производителям
следует готовиться к всплеску спроса
на автомобили в дальнейшей перспективе.
В недавно опубликованном исследовании
"Booz & Company" сообщается, что в большей
степени рост должен проявиться на рынках
развивающихся стран и стран с переходной
экономикой, в первую очередь из так называемой
четверки БРИК (в составе Бразилии, России,
Индии и КНР), а также Малайзии, Мексики
и Индонезии.
По расчетам "Booz & Company" общие продажи
автомобилей в мире к 2018 г. увеличатся
по сравнению с нынешним уровнем приблизительно
в 6 раз, хотя на рынках с высокой степенью
насыщения, таких как США, Япония и Западная
Европа, скорее всего, будут расти не более
чем на 1 - 2% в год.
При этом предполагается,
что в период до 2013 г. в мире сможет быть
дополнительно продано около 370 млн. машин,
а к 2018 г. - порядка 715 млн., в результате
чего их парк возрастет по сравнению с
нынешним вдвое.
Таблица 1.
Динамика производства автомобилей в основных регионах и странах
в 2004-2008 гг. (тыс. единиц)
Регионы, страны | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
ВСЕГО мир | 64496 | 66 482 | 69 223 | 73 266 | 70 527 |
в том числе | |||||
Европа | 15 247 | 14 901 | 14 626 | 15 154 | 13 824 |
Китай | 5 234 | 5 708 | 7 189 | 8 882 | 9 345 |
Япония | 10 512 | 10 800 | 11 484 | 11 596 | 11 564 |
Россия | 1 386 | 1 355 | 1 508 | 1 660 | 1 790 |
США | 11 989 | 11 947 | 11 264 | 10 781 | 8 705 |
По данным OICA
(Международной организации производителей
автомобилей) http://www.oica.net
3. Автомобильная промышленность Японии.
После
первой мировой войны
После поражения Японии во второй мировой войне, в годы оккупации, развитие автомобильной промышленности было искусственно заторможено введением различного рода запретов и ограничений, в частности на выпуск продукции, со стороны штаба оккупационных войск. И хотя в 1949 г. они были сняты, а предприятия автомобильной промышленности изъяты из списка подлежащих демонтажу и вывозу по репарациям, тем не менее, конец 40-х гг. расценивается как период борьбы за выживание автомобильной промышленности Японии. [3]
Информация о работе Современное автомобилестроение в мировой экономике