Современная бюджетно-налоговая политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:50, доклад

Описание работы

В процессе дальнейшего исследования дана оценка влияния бюджетной системы на экономику России на современном этапе. При анализе бюджетных данных за период с 2006 по 2008 год нами положительно оценено введение трехлетнего бюджета в России (2008-2010 гг.), так как это принципиально новая бюджетная стратегия страны, но нами сделан вывод о том, что в условиях экономической нестабильности, когда необходимо быстрое принятие решений – неизбежны частые изменения в бюджетных показателях.

Работа содержит 1 файл

Современная бюджетно.docx

— 92.94 Кб (Скачать)

Современная бюджетно-налоговая  политика Российской Федерации.

     В процессе дальнейшего исследования  дана оценка влияния бюджетной системы  на экономику России на современном  этапе. При анализе бюджетных данных за период с 2006 по 2008 год  нами положительно оценено введение трехлетнего бюджета в России (2008-2010 гг.), так как это принципиально новая бюджетная стратегия страны, но нами сделан вывод о том, что в условиях экономической нестабильности, когда необходимо быстрое принятие решений – неизбежны частые изменения в бюджетных показателях. Чтобы трехлетний бюджет не был всего лишь  рамочным документом, не гарантирующим в полной мере  исполнения всего задуманного, необходимо более тщательно подходить к бюджетно-налоговому прогнозированию и планированию. Наше предложение в этом направлении сводится к тому что, бюджетно-налоговое прогнозирование в период кризиса должно отталкиваться от пессимистического варианта развития событий, это требуется для того, чтобы в случае ухудшения положения в бюджетно-налоговой сфере не часто и не сильно пересматривать бюджет.

      В конце 2008 года был принят бюджет на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, при этом совершенно очевидно стало, что под воздействием финансового  кризиса, последуют изменения в ранее запланированных бюджетных показателях. В апреле 2009 года действие бюджета 2010-2011 гг. было вообще отменено, а бюджет 2009 скорректирован. Расходы федерального бюджета 2009  по плану увеличатся  на  667,3 млрд. рублей, или на 7,4% (до 9,69 трлн. рублей), доходы снизятся на 4,21 трлн. рублей, или на 39% (до 6,71 трлн. рублей). Таким образом, планируемый дефицит федерального бюджета составит 2,98 трлн. рублей или 7,4%ВВП.

      Исследования показывают, что изменения параметров федерального бюджета по сравнению с утвержденными ранее свидетельствуют об ослаблении политики бюджетно-налогового регулирования, проводимой государством, ее асимметричности по отношению к существующей. Между тем, совершенно очевидно, что подобного рода политика бюджетно-налогового регулирования, должна носить временный характер,  в противном случае, в долгосрочном периоде такой подход к регулированию приведет к непропорциональному наращиванию государственного долга, потере макроэкономической стабильности и перспектив роста российской экономики. Текущий финансовый кризис необходимо использовать для пересмотра приоритетов политики экономического развития в России в целом, равно как и в области бюджетно-налогового регулирования. Меры бюджетно-налогового регулирования должны обязательно рассматриваться как возможность создать основу для долгосрочного роста и модернизации экономики, для закладки фундамента новой, после кризисной, структуры экономики.

     В период  экономического кризиса  особенного внимания заслуживает бюджетно-налоговое  планирование на региональном уровне, в силу того, что в условиях явного дефицита информации эта процедура  существенно усложняется. Во избежание  негативных экономических тенденций, вызванных дальнейшим углублением  кризисных явлений, мы предлагаем следующий  организационный механизм регионального  бюджетно-налогового планирования (рис. 1).

       
 
 
 
 

     

       
 

     

       

       

       

Рис. 1. Схема организационного механизма регионального  бюджетно-налогового планирования

     С момента образования Российского государства очень мало внимания уделялось долгосрочному планированию национального хозяйства, между тем, мы твердо убеждены в том, что долгосрочное планирование социально-экономического развития – приоритетная управляющая стратегия государства. В связи с этим заслуживают большого внимания ориентиры и показатели впервые в современной России разработанной Концепции долгосрочного социально-экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 года, а также Бюджетной стратегии до 2023 года.

     Целью разработки Концепции является: «Определение путей и способов обеспечения  в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе».

     Основным  инструментом достижения поставленной в Концепции цели должен стать  инновационный подход к формированию экономики государства. В диссертации  отмечено, что поскольку разработка Концепции началась задолго до того, как разразился мировой финансовый кризис, соответственно методы борьбы с кризисными явлениями в экономике России не были детально прописаны в этом документе. Между тем, совершенно очевидно, что «консолидация конкурентных преимуществ» в экономике России не состоится, если не будут проработаны механизмы выхода из кризиса методами,  прежде всего, бюджетно-налогового регулирования (поскольку денежно-кредитная политика имеет весьма ограниченную сферу влияния в условиях текущего кризиса из-за сохранения напряженности в финансовой сфере и рекордно низких процентных ставок). Более того, если на уровне государства не провести пост кризисную настройку «традиционных секторов экономики», то продвижение к «инновационному прорыву» будет сильно затруднено. Поэтому предлагается позиционировать подзадачи этапов реализации Концепции следующим образом (рис. 2).

1-й  этап – консолидации  конкурентных преимуществ, 2009-2012 2-й  этап – инновационного  прорыва, 2013-2020
  • Адаптация к кризисным процессам в мировой экономике и преодоление их, в т.ч. с помощью бюджетно-налогового регулирования, как основного механизма антикризисного воздействия:
  • эффективная политика госрасходов, носящая сугубо адресный характер (прямая помощь стратегическим предприятиям, дополнительная поддержка  регионов, инвестиции в инфраструктурные проекты, в т.ч. и с целью обеспечения занятости);
  • поддержка потребительского спроса (в т. ч. при помощи сокращение налогов и определенного пакета социальных мер);
  • помощь реальному сектору (государственные гарантии предприятиям, пакет налоговых льгот)
  • Пост кризисная поддержка отраслей экономики денежно-кредитными и бюджетно-налоговыми методами
  • Реализация конкурентных преимуществ в «традиционных секторах»
  • Создание условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития
  • Опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру
  • Рывок в повышении конкурентоспособности на основе:
    -перехода на  новую технологическую базу;

    -улучшения  качества чело-веческого потенциала и социальной среды;

    -структурной  диверсификации экономики и завершения  модернизации инфраструк-турных секторов

  • Формирование общества доверия и социального благополучия, смягчение социальной и региональной дифференциации
 

     Рис. 2. Этапы реализации Концепции долгосрочного  социально-экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 года  

     Разработанная  на государственном уровне  Бюджетная  стратегия России до 2023 года – основополагающий  долгосрочный документ в области  бюджетно-налогового регулирования  экономики государства. Одна из основных целей бюджетной стратегии – определить приоритеты расходов и сферы проведения институциональных реформ. Проведя анализ бюджетной стратегии, нами отмечено, что расходы консолидированного бюджета России сократятся с 34,3% ВВП в 2010 году до 31,9% в 2023 году, федерального бюджета – с 17,7% ВВП до 15,1%., это означает, что в ближайшие десятилетия государство будет находиться в ситуации необходимости сокращения госрасходов, но это снижение ни в коем случае не должно затронуть социальную сферу. В диссертационном исследовании сделан однозначный вывод о том, что прежде чем сокращать бюджетные расходы, необходимо осуществлять комплекс мер по повышению эффективности госрасходов и сохранению макроэкономической стабильности.

     По  итогам проведенного в диссертации  исследования бюджетно-налогового регулирования  в России нами предложен инновационный  механизм бюджетно-налогового регулирования, который состоит из двух частей: антикризисный и стратегический  механизмы бюджетно-налогового регулирования экономики России (рис. 3 ).

   Исходное состояние национальной экономики:

(Падение  темпов экономического роста в связи с мировым финансовым кризисом)

      

 
Оптимизация налоговой системы
Акцент  на адресный характер  бюджетных расходов

Постепенная стабилизация

совокупного спроса

Постепенный рост

инвестиционной  активности в экономике 

Ожидаемое состояние национальной экономики:

(Стабилизация  темпов экономического роста)

 

     Рис 3. Антикризисный  механизм бюджетно-налогового регулирования экономики  России 

     Оптимизация налоговой системы предусматривает  следующее:

  1. Введение института «консолидированного   налогоплательщика»;
  2. «Налоговые каникулы» для малого бизнеса (в т.ч. существенные – для региональных предприятий);
  3. Рассрочка уплаты НДС, с перспективой снижения ставки налога (возможно даже временного), отмена НДС при осуществлении операций с золотыми слитками;
  4. Снижение налогообложения на дивиденды и прибыль при продаже ценных бумаг;
  5. Акцент на  перенос части налогов с федерального уровня на региональный с целью увеличения собираемости налогов (прежде всего рассмотрение вопроса об уплате налога на прибыль в том регионе, где расположено предприятие);
  6. Совершенствование налогообложения добычи нефти, в частности путем дальнейшего снижения экспортных пошлин;
  7. Увеличение предельного объема годового оборота для перехода на упрощенную схему взимания налогов.

     Акцент  на адресный характер бюджетных расходов предполагает:

     1. Создание на региональном уровне  «антикризисных бюджетов», с выделением  из них средств на срочную  помощь региональному хозяйству;

  1. Выделение бюджетных средств определенному кругу крупных предприятий и банков (ориентируясь и на регионы, в том числе) с целью борьбы с кризисными явлениями;
  2. Усиление программно-целевой компоненты в деятельности государства,  помощь регионам  в осуществлении программно-целевой ориентации в области бюджетно-налогового регулирования;
  3. Систематизация расходов бюджета на  антикризисную архитектуру государственного управления (в том числе путем создания специали-зированных антикризисных комиссий как на общефедеральном, так и на региональных уровнях), архитектуру, которая должна включать специальные законодательные акты, систему мониторинга ситуации, органы управления и оперативного реагирования;
  4. Неослабевающее осуществление расходов  на  борьбу с коррупцией, для недопущения утечки бюджетных средств.

      На  основе анализа прогнозных данных, консолидированных в Министерстве финансов России, в диссертации сделан вывод о том, что экономический  кризис в России окончательно ослабеет в конце 2011 года. В связи с этим нами предложен стратегический механизм бюджетно-налогового регулирования, который  выглядит следующим образом (рис.4).

     Необходимо  заметить, что предлагаемые нами методы совершенствования  механизма бюджетно-налогового регулирования в пост кризисный  период позволяют решить следующую  основную задачу - это управление государством совокупным спросом путём изменения  налоговой политики и государственных  расходов  на этапе подъема экономической  активности.

  Исходное состояние национальной экономики:

(Стабилизация  темпов экономического роста в пост кризисный период)

      

 
Совершенствование  налоговой системы
 
Повышение эффективности бюджетных  расходов

Информация о работе Современная бюджетно-налоговая политика Российской Федерации