Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:50, доклад
В процессе дальнейшего исследования дана оценка влияния бюджетной системы на экономику России на современном этапе. При анализе бюджетных данных за период с 2006 по 2008 год нами положительно оценено введение трехлетнего бюджета в России (2008-2010 гг.), так как это принципиально новая бюджетная стратегия страны, но нами сделан вывод о том, что в условиях экономической нестабильности, когда необходимо быстрое принятие решений – неизбежны частые изменения в бюджетных показателях.
Современная бюджетно-налоговая политика Российской Федерации.
В процессе дальнейшего исследования дана оценка влияния бюджетной системы на экономику России на современном этапе. При анализе бюджетных данных за период с 2006 по 2008 год нами положительно оценено введение трехлетнего бюджета в России (2008-2010 гг.), так как это принципиально новая бюджетная стратегия страны, но нами сделан вывод о том, что в условиях экономической нестабильности, когда необходимо быстрое принятие решений – неизбежны частые изменения в бюджетных показателях. Чтобы трехлетний бюджет не был всего лишь рамочным документом, не гарантирующим в полной мере исполнения всего задуманного, необходимо более тщательно подходить к бюджетно-налоговому прогнозированию и планированию. Наше предложение в этом направлении сводится к тому что, бюджетно-налоговое прогнозирование в период кризиса должно отталкиваться от пессимистического варианта развития событий, это требуется для того, чтобы в случае ухудшения положения в бюджетно-налоговой сфере не часто и не сильно пересматривать бюджет.
В конце 2008 года был принят бюджет на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, при этом совершенно очевидно стало, что под воздействием финансового кризиса, последуют изменения в ранее запланированных бюджетных показателях. В апреле 2009 года действие бюджета 2010-2011 гг. было вообще отменено, а бюджет 2009 скорректирован. Расходы федерального бюджета 2009 по плану увеличатся на 667,3 млрд. рублей, или на 7,4% (до 9,69 трлн. рублей), доходы снизятся на 4,21 трлн. рублей, или на 39% (до 6,71 трлн. рублей). Таким образом, планируемый дефицит федерального бюджета составит 2,98 трлн. рублей или 7,4%ВВП.
Исследования показывают, что изменения параметров федерального бюджета по сравнению с утвержденными ранее свидетельствуют об ослаблении политики бюджетно-налогового регулирования, проводимой государством, ее асимметричности по отношению к существующей. Между тем, совершенно очевидно, что подобного рода политика бюджетно-налогового регулирования, должна носить временный характер, в противном случае, в долгосрочном периоде такой подход к регулированию приведет к непропорциональному наращиванию государственного долга, потере макроэкономической стабильности и перспектив роста российской экономики. Текущий финансовый кризис необходимо использовать для пересмотра приоритетов политики экономического развития в России в целом, равно как и в области бюджетно-налогового регулирования. Меры бюджетно-налогового регулирования должны обязательно рассматриваться как возможность создать основу для долгосрочного роста и модернизации экономики, для закладки фундамента новой, после кризисной, структуры экономики.
В
период экономического кризиса
особенного внимания заслуживает бюджетно-
Рис. 1. Схема организационного механизма регионального бюджетно-налогового планирования
С момента образования Российского государства очень мало внимания уделялось долгосрочному планированию национального хозяйства, между тем, мы твердо убеждены в том, что долгосрочное планирование социально-экономического развития – приоритетная управляющая стратегия государства. В связи с этим заслуживают большого внимания ориентиры и показатели впервые в современной России разработанной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Бюджетной стратегии до 2023 года.
Целью разработки Концепции является: «Определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе».
Основным инструментом достижения поставленной в Концепции цели должен стать инновационный подход к формированию экономики государства. В диссертации отмечено, что поскольку разработка Концепции началась задолго до того, как разразился мировой финансовый кризис, соответственно методы борьбы с кризисными явлениями в экономике России не были детально прописаны в этом документе. Между тем, совершенно очевидно, что «консолидация конкурентных преимуществ» в экономике России не состоится, если не будут проработаны механизмы выхода из кризиса методами, прежде всего, бюджетно-налогового регулирования (поскольку денежно-кредитная политика имеет весьма ограниченную сферу влияния в условиях текущего кризиса из-за сохранения напряженности в финансовой сфере и рекордно низких процентных ставок). Более того, если на уровне государства не провести пост кризисную настройку «традиционных секторов экономики», то продвижение к «инновационному прорыву» будет сильно затруднено. Поэтому предлагается позиционировать подзадачи этапов реализации Концепции следующим образом (рис. 2).
1-й этап – консолидации конкурентных преимуществ, 2009-2012 | 2-й этап – инновационного прорыва, 2013-2020 |
|
-улучшения качества чело-веческого потенциала и социальной среды; -структурной
диверсификации экономики и
|
Рис.
2. Этапы реализации
Концепции долгосрочного
социально-экономического
развития Российской
Федерации на период
до 2020 года
Разработанная на государственном уровне Бюджетная стратегия России до 2023 года – основополагающий долгосрочный документ в области бюджетно-налогового регулирования экономики государства. Одна из основных целей бюджетной стратегии – определить приоритеты расходов и сферы проведения институциональных реформ. Проведя анализ бюджетной стратегии, нами отмечено, что расходы консолидированного бюджета России сократятся с 34,3% ВВП в 2010 году до 31,9% в 2023 году, федерального бюджета – с 17,7% ВВП до 15,1%., это означает, что в ближайшие десятилетия государство будет находиться в ситуации необходимости сокращения госрасходов, но это снижение ни в коем случае не должно затронуть социальную сферу. В диссертационном исследовании сделан однозначный вывод о том, что прежде чем сокращать бюджетные расходы, необходимо осуществлять комплекс мер по повышению эффективности госрасходов и сохранению макроэкономической стабильности.
По итогам проведенного в диссертации исследования бюджетно-налогового регулирования в России нами предложен инновационный механизм бюджетно-налогового регулирования, который состоит из двух частей: антикризисный и стратегический механизмы бюджетно-налогового регулирования экономики России (рис. 3 ).
Исходное состояние
национальной экономики:
(Падение темпов экономического роста в связи с мировым финансовым кризисом) |
Оптимизация налоговой системы |
Акцент на адресный характер бюджетных расходов |
Постепенная
стабилизация
совокупного спроса |
Постепенный
рост
инвестиционной активности в экономике |
Ожидаемое
состояние национальной
экономики:
(Стабилизация темпов экономического роста) |
Рис 3. Антикризисный механизм бюджетно-налогового регулирования экономики России
Оптимизация
налоговой системы
Акцент на адресный характер бюджетных расходов предполагает:
1.
Создание на региональном
На
основе анализа прогнозных данных,
консолидированных в
Необходимо заметить, что предлагаемые нами методы совершенствования механизма бюджетно-налогового регулирования в пост кризисный период позволяют решить следующую основную задачу - это управление государством совокупным спросом путём изменения налоговой политики и государственных расходов на этапе подъема экономической активности.
Исходное состояние
национальной экономики:
(Стабилизация темпов экономического роста в пост кризисный период) |
Совершенствование налоговой системы |
Повышение эффективности бюджетных расходов |
Информация о работе Современная бюджетно-налоговая политика Российской Федерации