Современная банковская система и ее формирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы охарактеризовать основные этапы становления банковской отрасли РФ, показать ее текущее состояние и перспективы развития.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные этапы формирование банковской отрасли;

- охарактеризовать текущее положение в отрасли;

- определить перспективы развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..…3

Глава 1. Формирование банковской системы…………………………...……4
1.1. Этапы формирования банковской системы РФ……………..…...11
Глава 2. Современная банковская система….…………………..…………...19
2.1. Конкуренция в отрасли……………………………………..……..…..23


Заключение…………………………………………………………………….30


Список используемой литературы……………………………………………31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 67.42 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА 

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ 

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА  

КАФЕДРА  «Экономической теории и антикризисного управления» 
 
 

СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА  И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ 

Курсовая  работа 

По  дисциплине «Экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НОВОСИБИРСК

2010

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….……..…3

Глава 1. Формирование банковской системы…………………………...……4

     1.1. Этапы формирования банковской  системы РФ……………..…...11

Глава 2. Современная  банковская система….…………………..…………...19

    2.1. Конкуренция  в отрасли……………………………………..……..…..23

 

Заключение…………………………………………………………………….30 

Список используемой литературы……………………………………………31

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

     В условиях глобализации финансовых рынков одним из актуальных вопросов развития банковской системы является  повышение  уровня ее конкурентоспособности. Этой проблеме посвящены документы, определяющие стратегию развития банковского  сектора России до 2020 года. Основными  задачами в них названы  повышение  конкурентоспособности отечественных  банков  и развитие конкурентной среды.

     В «Отчете о развитии банковского  сектора и банковского надзора»1, подготовленным банком России с использованием материалов  Центра развития, говорится, что главной тенденцией развития банковского сектора в настоящее время является повышение уровня конкуренции по всем направлениям банковской деятельности.

     Стоит отдельно отметить актуальность развития банковской отрасли на территории РФ и в мире в целом. Как мы можем  заметить, банки играют большую роль в мировой экономике. От банковских процентных ставок, от регуляторов, которыми пользуются ЦБ зависит направление развития экономики, развитие деловой активности и выбирается ее вектор. Кризис 2008-2009 года показал всему миру важность устойчивости банковской системы и доказал, что она оказывает очень весомое влияние на жизнь людей, поэтому актуальность данной темы нельзя преуменьшать.

     Цель  данной работы охарактеризовать основные этапы становления банковской отрасли  РФ, показать ее текущее состояние  и перспективы развития.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  - рассмотреть основные этапы формирование  банковской отрасли;

  - охарактеризовать текущее положение  в отрасли;

  - определить перспективы развития.

    

  Глава 1. Формирование банковской системы 

  До  Октябрьской революции в России существовала четырехъярусная структура  кредитной системы,  приспособленная  для обслуживания рыночных отношений.  Такую же структуру имели  кредитные  системы западных стран.

     В них входили:

         - Центральный банк (1й ярус)

         - Система коммерческих и земельных  банков (2й ярус)

         - Страховые компании (3й ярус)

         - Ряд специализированных институтов (4й ярус)

     К ноябрю 1917 г. фактически  в России действовали 51 коммерческий  и до 10 земельных банков с капиталом 824 и 92 миллиона рублей соответственно.

     14 декабря 1917 г.  декретом Всероссийского Исполнительного комитета банковское дело было объявлено государственной монополией,  а все акционерные и другие коммерческие кредитные учреждения национализированы и объединены с Государственным банком.

     В период НЭПа вместе с развитием  товарных отношений и рынка произошло возрождение разрушенной в годы революции и гражданкой войны кредитной системы.  Представлена она,  однако,  была только  двумя главными ярусами:  Госбанком в качестве ЦБ и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих  банков, кооперативных,  коммунальных банков,  сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.  Все они базировались на кредитно-золотой основе и денег и обслуживали потребности рыночного хозяйства.

     В 30  произошла реорганизация  кредитной системы, следствием  которой стали чрезмерное укрупнение и  централизация.  По  существу, остался только один Центральный ярус, который включал в себя Госбанк,  Строительный банк и банк для внешней  торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного  хозяйства, сколько политизацию экономики,  выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система подгонялась  под  политические установки,  лишенные в большинстве своем экономической основы.  Она стала заложницей политической системы.

     Банковская система оказалась  органически встроена в командно-административную модель управления, находясь в полном административном подчинении у правительства,  прежде всего  у  министра финансов, между тем как деятельность Центробанка должна иметь долговременные цели, а не служить эмиссионным источником для покрытия дефицита госбюджета и финансирования государственных проектов.   Вместо разветвленной системы остались  3  банка и система гострудсберкасс.  Госбанк, будучи эмиссионным институтом, в тоже  время  являлся  центром краткосрочного кредитования и осуществления кассового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение  эмиссионных  функций  и функции по расчетно-кассовому обслуживанию клиентуры,  монопольное закрепление их  за  одним банком превращало Госбанк в орган государственного управления и контроля.  Кредитные отношения стали носить формальный  характер.  Госбанк обладал практически полной монополией на кредитные ресурсы.  На его счетах аккумулировались все свободные денежные  средства,  образуя  общегосударственный  ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда  централизованно  в  соответствии  с утвержденными кредитными планами.  Роль кредитных учреждений на местах сводилась по сути к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность, главным образом, перед вышестоящими органами, а не клиентами.

     За рамки кредитной системы  была вынесена система  страхования.  Эти преобразования отразили  ликвидацию рыночных отношений  в самом широком смысле слова  и переход на административную  систему управления.

     Основные недостатки банковской  системы,  существовавшей  до реформы  1987 г:

     1) Отсутствие вексельного обращения.

     2) Выполнение  банками  роли  госбюджета,  на долю которого  приходилось списание долгов  предприятий,  особенно  сельского  хозяйства.

     3) Бесчисленные операции по кредитованию  всех сфер  хозяйства.

     4) Потеря банковской специализации.

     5) Монополизм вследствие отсутствия  у предприятий альтернативных  источников кредита.

     6) Низкий  уровень  процентных  ставок.

     7) Слабый контроль банков (контроль  на базе кредита) за деятельностью   сфер  экономики.

     8) Неконтролируемая эмиссия кредитных  и бумажных денег.

      За годы  советской  власти было открыто немало наших банков за границей. Однако, многие из них просуществовали не так долго.   Ряд банков был создан в 60е-7е банки в связи с активизацией торговых отношений с Западом.  Вследствие монопольного положения Внешэкономбанка в сфере международных банковских операций, загранбанки вскоре попали в кризисное положение.   Фактически, та сеть  банковских  учреждений,  которые были созданы при монополии Внешэкономбанка,  существует и сегодня. Предпринимаются только робкие попытки выйти на Европейский рынок через создание оффшорных банков. Причина в том, что международный бизнес наших банков еще  достаточно  узок.  В  лучшем случае это установление корреспондентских отношений, по которым проводятся самые примитивные операции.

     Важным  фактором, определяющим структуру банков, их численность, выступает общая  направленность экономической политики. Курс на жесткую централизацию, концентрацию власти порождает монобанковскую систему, основанную на функционировании только одного банка (нескольких соподчиненных банков). Концепция же разрушения монополизма, децентрализации управления экономикой логически обусловливает схему, основанную на деятельности нескольких самостоятельных банков. Именно по этому пути пошли такие экс-социалистические страны, как Венгрия, Китай, Югославия. Такая схема принята и в мировой западной практике, где наряду с центральным банком действует множество частных и государственных кредитных институтов (коммерческих, кооперативных, специальных, с особыми задачами, со специальным уставом и др.).

     Разделение  банков на эмиссионный и коммерческие не противоречит созданию нового экономического механизма в России. Банковская система, состоящая из центрального банка, организующего  денежное обращение и не обслуживающего клиентов (за исключением банков), а  также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой.

     Разделение  банковских функций дает возможность  Центральному банку Российской Федерации  сосредоточить свое внимание на эмиссионной  деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном  регулировании экономики, осуществлении  законотворческой функции и функции  «кредитора в последней инстанции».

  Коммерческие  банки ближе к интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность, позволяют более оперативно решать задачи, которые возникают перед  ними на современном этапе, и могут  составить конкуренцию прочим кредитным  организациям.

     В современных условиях развития товарно-денежных отношений, экономических методов  хозяйствования роль банков в экономике  существенно повысилась. Являясь  центрами хозяйственной жизни, осуществляя  регулирование денежного оборота  и ссудного фонда, банки ведут  работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции.

     В настоящее время в России функционируют  разнообразя виды банков, в том  числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный  капитал).

     В соответствии с российским законодательством  государственной считается собственность  федеральная и субъектов Федерации. Поэтому государственными должны считаться  те банки (помимо Центрального), капитал  которых является достоянием либо РФ в целом; либо республик в составе  РФ, краев, областей и других субъектов  Федерации; либо в акционерном капитале преобладают акции государственных  учредителей (например, государственные  предприятия и организации).

  Если  в формировании уставного капитала такого банка участвуют негосударственные  структуры либо иностранные государственные  или негосударственные институты, то речь идет об одном из вариантов  совместных банков. Совместными выступают, например, Межгосударственный банк заинтересованных стран - членов СНГ и Российский банк реконструкции и развития.

     Формально международным может считаться  любой банк хотя бы с одним зарубежным филиалом. Например, Альфа Банк имел свои представительства в Лондоне, Женеве, Франкфурте-на-Майне и Нью-Йорке.

     Российские  загранбанки следует считать одновременно элементами банковских систем России и принимающих стран.

     В России функционируют банки с  различной степенью независимости. Максимальной степенью независимости (в рамках требований закона и нормативных  актов ЦБ РФ обладают банки, самостоятельно формирующие и изменяющие свой уставный капитал, определяющие свою стратегию  и тактику, структуру активов, по собственному усмотрению распределяющие свой доход. Другие виды банков по данному критерию - банки с ограниченной независимостью.

Информация о работе Современная банковская система и ее формирование в России