Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:33, контрольная работа
Совокупный спрос складывается из четырёх слагаемых, соответствующих всем четырём макроэкономическим субъектам:
Спрос домашних хозяйств — C.
Инвестиционный спрос со стороны предпринимательского сектора — I.
Спрос со стороны государства — G.
Спрос со стороны остального мира. Равен разнице между экспортом и импортом — чистый экспорт (NX).
Совокупный спрос в экономике…………………………………………..2
Факторы, воздействующие на совокупный спрос………………….……3
Неценовые факторы совокупного спроса …………………………….…5
Кривая совокупного спроса AD, ее сдвиги ……………………….……..7
2.1 Совокупное предложение и факторы, влияющие на него………………12
2.2 Сдвиги кривой совокупного предложения AS………………………..…15
2.4 Неценовые факторы совокупного предложения………………………...15
2.5Модель "совокупный спрос – совокупное предложение", макроэкономическое равновесие в модели AD-AS…………………………17
Задание к теме 3……………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………….…..25
Содержание:
2.1 Совокупное предложение и факторы, влияющие на него………………12
2.2 Сдвиги кривой совокупного предложения AS………………………..…15
2.4 Неценовые факторы совокупного предложения………………………...15
2.5Модель "совокупный спрос – совокупное предложение", макроэкономическое равновесие в модели AD-AS…………………………17
Задание к теме 3……………………………………………………………….23
Список
использованной литературы…………………………………….…..25
Совокупный спрос в экономике
Совокупный спрос (англ. aggregate demand) — стоимость всех товаров и услуг, на которые предъявляется спрос в течение определённого промежутка времени.
Совокупный спрос складывается из четырёх слагаемых, соответствующих всем четырём макроэкономическим субъектам:
Таким образом, совокупный спрос будет представлять сумму этих величин: AD = C + I + G + NX.
Наибольший
вес в совокупном спросе представляет
сектор домашних хозяйств. В России
доля этого макроэкономического
субъекта в 90-х годах составляла
от 40 до 50 %. Самым стабильным компонентом
является государственный спрос.
Факторы, воздействующие на совокупный спрос
На совокупный спрос воздействуют следующие ценовые и неценовые факторы.
Ценовые факторы определяют траекторию кривой совокупного спроса, то есть зависимость между уровнем цен и объемом реального производства. Выделяют три таких фактора:
· эффект процентной ставки;
· эффект богатства;
· эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки показывает зависимость между уровнем цен, процентной ставкой и спросом населения на потребительские товары, а фирм - на инвестиционные. Если уровень цен повышается, то процентная ставка но кредитам также возрастет. (Ср.: процентная ставка при стабильных ценах в Российской экономике составляла 2-3. С 1992 г. с ростом цен она начала увеличиваться и в 1994-95 гг. достигла уровня 150-170). При увеличении процентной ставки покупатели и фирмы не будут заинтересованы в кредитах под высокие проценты, следовательно, потребительский и инвестиционный спрос уменьшится. Как следствие уменьшится спрос на реальный объем BНП.
Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность.
Эффект импортных закупок - это влияние той же инфляции, имеющей «местное» значение, на выбор покупателя между подорожавшими отечественными товарами, или импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации потребитель, отбросив ложное чувство патриотизма, отдаст предпочтение импортным благам, а объем совокупного спроса на продукты отечественного производства уменьшится.
Три перечисленных эффекта дают объяснение изменению реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен в экономике, который лежит в основе уменьшения или увеличения совокупного спроса.
Мы рассматривали действие этих трех факторов при условии, что все остальные параметры оставались постоянными. В реальной жизни они изменяются и относятся к неценовым факторам.
Действие
неценовых факторов сдвигает кривую
совокупного спроса в сторону
увеличения (вправо) или в сторону уменьшения
(влево) .
Неценовые факторы совокупного спроса
В соответствии со структурой совокупного спроса можно выделить неценовые факторы, которые воздействуют на изменения в потребительских и инвестиционных расходах, государственных закупках и в экспортно-импортном соотношении.
К
неценовым факторам, влияющим на совокупный
спрос, относится все, что воздействует
на потребительские расходы
Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса.
Налоговая политика государства - если налоги на доходы потребителей и фирм будут увеличиваться, то кривая совокупного спроса сдвинется в сторону уменьшения, т. е. в положение АD>2. Если налоги будут уменьшаться, то это увеличит доходы. Потребители будут иметь возможность больше приобретать товаров и услуг, а фирмы - инвестиционных товаров. Следовательно, совокупный спрос увеличится, а кривая AD передвинется в сторону увеличения (AD>1).
Ожидания потребителей и производителей - в том случае, если прогнозы фирм оптимистичны, они начинают развивать и расширять производство. Эго способствует увеличению доходов домохозяйств. В результате увеличивается совокупный спрос на инвестиционные и потребительские товары. Если ожидания населения и фирм носят пессимистический характер, то реакция совокупного спроса будет обратной - он уменьшится.
Изменения в государственных закупках - увеличение государственных расходов всегда будет стимулировать рост совокупного спроса, уменьшение - наоборот сократит AD.
Экспортно-импортные операции. Если чистый экспорт будет расти, то товары отечественного производства будут пользоваться спросом за рубежом, следовательно, совокупный спрос увеличивается. Если же импорт в экономике превышает экспорт, это означает, что домохозяйства переключают свои интересы на зарубежные товары, а спрос на отечественную продукцию падает, что способствует уменьшению совокупного спроса.
Простая макроэкономическая модель спроса представляет собой график, напоминающий модель спроса на отдельный товар. Разница состоит лишь в том, что на оси ординат здесь откладываются не цены на отдельный товар, а уровень цен, а на оси абсцисс — не количество отдельного товара, а весь национальный продукт — реальный ВВП.
На
графике изображена простая макроэкономическая
модель совокупного спроса: кривая с отрицательным
наклоном. Это значит, что чем ниже уровень
цен, тем большую часть национального
продукта (при прочих равных условиях)
готовы приобрести потребители внутри
страны и из-за границы, правительство
и предприятия.
К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения в расходах:
1) потребительских;
2) инвестиционных;
3) государственных;
4)
на чистый объем экспорта. Их
изменение приводит к
1)
увеличение потребительских
2) изменения в инвестиционных расходах / связаны с увеличением или уменьшением расходов на покупку инвестиционных товаров (средств производства). Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD вправо. К факторам роста инвестиционных расходов относятся снижение процентной ставки, ожидание высоких прибылей от инвестиций, уменьшение налогов с предприятий, внедрение новых технологий, более полное использование имеющихся мощностей. Уменьшение инвестиционных расходов приводит к снижению совокупного спроса и сдвигу его кривой влево;
3)
увеличение государственных