Совокупный спрос в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Совокупный спрос складывается из четырёх слагаемых, соответствующих всем четырём макроэкономическим субъектам:
Спрос домашних хозяйств — C.
Инвестиционный спрос со стороны предпринимательского сектора — I.
Спрос со стороны государства — G.
Спрос со стороны остального мира. Равен разнице между экспортом и импортом — чистый экспорт (NX).

Содержание

Совокупный спрос в экономике…………………………………………..2
Факторы, воздействующие на совокупный спрос………………….……3
Неценовые факторы совокупного спроса …………………………….…5
Кривая совокупного спроса AD, ее сдвиги ……………………….……..7
2.1 Совокупное предложение и факторы, влияющие на него………………12
2.2 Сдвиги кривой совокупного предложения AS………………………..…15
2.4 Неценовые факторы совокупного предложения………………………...15
2.5Модель "совокупный спрос – совокупное предложение", макроэкономическое равновесие в модели AD-AS…………………………17
Задание к теме 3……………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………….…..25

Работа содержит 1 файл

эконом теория контр сдать.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Содержание:

    1. Совокупный спрос в экономике…………………………………………..2
    2. Факторы, воздействующие на совокупный спрос………………….……3
    3. Неценовые факторы совокупного спроса …………………………….…5
    4. Кривая совокупного спроса AD, ее сдвиги ……………………….……..7

2.1 Совокупное  предложение и факторы, влияющие на него………………12

2.2 Сдвиги кривой совокупного предложения AS………………………..…15

2.4 Неценовые факторы совокупного предложения………………………...15

2.5Модель "совокупный спрос – совокупное предложение", макроэкономическое равновесие в модели AD-AS…………………………17

Задание к теме 3……………………………………………………………….23

Список  использованной литературы…………………………………….…..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Совокупный  спрос в экономике

     Совокупный  спрос (англ. aggregate demand) — стоимость всех товаров и услуг, на которые предъявляется спрос в течение определённого промежутка времени.

     Совокупный  спрос складывается из четырёх слагаемых, соответствующих всем четырём макроэкономическим субъектам:

  • Спрос домашних хозяйств — C.
  • Инвестиционный спрос со стороны предпринимательского сектора — I.
  • Спрос со стороны государства — G.
  • Спрос со стороны остального мира. Равен разнице между экспортом и импортом — чистый экспорт (NX).

     Таким образом, совокупный спрос будет  представлять сумму этих величин: AD = C + I + G + NX.

     Наибольший  вес в совокупном спросе представляет сектор домашних хозяйств. В России доля этого макроэкономического  субъекта в 90-х годах составляла от 40 до 50 %. Самым стабильным компонентом является государственный спрос. 
 
 
 
 

     Факторы, воздействующие на совокупный спрос

     На  совокупный спрос воздействуют следующие  ценовые и неценовые факторы.

     Ценовые факторы определяют траекторию кривой совокупного спроса, то есть зависимость  между уровнем цен и объемом  реального производства. Выделяют три таких фактора:

     ·  эффект процентной ставки;

     ·  эффект богатства;

     ·  эффект импортных закупок.

     Эффект  процентной ставки показывает зависимость между уровнем цен, процентной ставкой и спросом населения на потребительские товары, а фирм - на инвестиционные. Если уровень цен повышается, то процентная ставка но кредитам также возрастет. (Ср.: процентная ставка при стабильных ценах в Российской экономике составляла 2-3. С 1992 г. с ростом цен она начала увеличиваться и в 1994-95 гг. достигла уровня 150-170). При увеличении процентной ставки покупатели и фирмы не будут заинтересованы в кредитах под высокие проценты, следовательно, потребительский и инвестиционный спрос уменьшится. Как следствие уменьшится спрос на реальный объем BНП.

     Эффект  богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность.

     Эффект  импортных закупок - это влияние той же инфляции, имеющей «местное» значение, на выбор покупателя между подорожавшими отечественными товарами, или импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации потребитель, отбросив ложное чувство патриотизма, отдаст предпочтение импортным благам, а объем совокупного спроса на продукты отечественного производства уменьшится.

     Три перечисленных эффекта дают объяснение изменению реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен в экономике, который лежит  в основе уменьшения или увеличения совокупного спроса.

     Мы  рассматривали действие этих трех факторов при условии, что все остальные параметры оставались постоянными. В реальной жизни они изменяются и относятся к неценовым факторам.

     Действие  неценовых факторов сдвигает кривую совокупного спроса в сторону  увеличения (вправо) или в сторону уменьшения (влево) . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Неценовые факторы совокупного  спроса

     В соответствии со структурой совокупного  спроса можно выделить неценовые факторы, которые воздействуют на изменения в потребительских и инвестиционных расходах, государственных закупках и в экспортно-импортном соотношении.

     К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо, а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево.

     Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос  оказывается не единственным, и для  оценки итогового эффекта требуется  дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса.

     Налоговая политика государства - если налоги на доходы потребителей и фирм будут увеличиваться, то кривая совокупного спроса сдвинется в сторону уменьшения, т. е. в положение АD>2. Если налоги будут уменьшаться, то это увеличит доходы. Потребители будут иметь возможность больше приобретать товаров и услуг, а фирмы - инвестиционных товаров. Следовательно, совокупный спрос увеличится, а кривая AD передвинется в сторону увеличения (AD>1).

     Ожидания  потребителей и производителей - в том случае, если прогнозы фирм оптимистичны, они начинают развивать и расширять производство. Эго способствует увеличению доходов домохозяйств. В результате увеличивается совокупный спрос на инвестиционные и потребительские товары. Если ожидания населения и фирм носят пессимистический характер, то реакция совокупного спроса будет обратной - он уменьшится.

     Изменения в государственных  закупках - увеличение государственных расходов всегда будет стимулировать рост совокупного спроса, уменьшение - наоборот сократит AD.

     Экспортно-импортные  операции. Если чистый экспорт будет расти, то товары отечественного производства будут пользоваться спросом за рубежом, следовательно, совокупный спрос увеличивается. Если же импорт в экономике превышает экспорт, это означает, что домохозяйства переключают свои интересы на зарубежные товары, а спрос на отечественную продукцию падает, что способствует уменьшению совокупного спроса.

Кривая  совокупного спроса (Aggregate demand curve )

     Кривая  совокупного спроса - кривая, отражающая зависимость между:  
желаемыми или планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги, и уровнем цен на них.
     Кривая  совокупного спроса всегда имеет  отрицательный наклон в связи  с тем, что все компоненты, формирующие  реальный совокупный спрос, находятся  в обратной зависимости от среднего уровня цен.
     1. В ответ на рост цен потребление сокращается в связи с тем, потребитель не полностью защищен от инфляции и его сбережения фиксированы в номинальных денежных знаках.
     2. В ответ на рост цен реальные  инвестиции сокращаются в связи  с ростом ставки процента.
     3. В ответ на рост цен реальные закупки правительства сокращаются в связи с тем, что они формируются или планируются в номинальном выражении.
     4. Рост внутренних цен приводит  к изменению курса национальной  валюты: внутренние товары и услуги  становятся дороже для иностранных покупателей, а иностранные товары и услуги становятся дешевле на внутреннем рынке.

     Сдвиги кривой совокупного спроса (Shifts in the aggregate demand curve )

     Сдвиги  кривой совокупного спроса - смещение кривой совокупного спроса, вызываемое изменениями в потребительских и инвестиционных ожиданиях на будущее, изменениями в правительственной политике и в состоянии мировой экономики.

      Простая макроэкономическая модель спроса представляет собой график, напоминающий модель спроса на отдельный товар. Разница состоит лишь в том, что на оси ординат здесь откладываются не цены на отдельный товар, а уровень цен, а на оси абсцисс — не количество отдельного товара, а весь национальный продукт — реальный ВВП.

      На  графике изображена простая макроэкономическая модель совокупного спроса: кривая с отрицательным наклоном. Это значит, что чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта (при прочих равных условиях) готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, правительство и предприятия.  

        

      К неценовым факторам совокупного  спроса относятся изменения в  расходах:

      1) потребительских; 

      2) инвестиционных;

      3) государственных; 

      4) на чистый объем экспорта. Их  изменение приводит к изменению  совокупного спроса и сдвигу  его кривой. Кривая AD при уменьшении совокупного спроса смещается влево, а при его увеличении  -  вправо. Рассмотрим более подробно неценовые факторы совокупного спроса:

      1) увеличение потребительских расходов  С вследствие роста реального  дохода приводит к увеличению  совокупного спроса и сдвигу кривой AD вправо. К факторам роста потребительских расходов и совокупного спроса относятся увеличение благосостояния потребителя в результате, например, повышения стоимости ценных бумаг, благоприятный прогноз роста будущих реальных доходов, небольшой объем задолженности по потребительским кредитам, снижение ставок подоходного налога. Снижение же потребительских расходов происходит вследствие уменьшения реального дохода, что понижает совокупный спрос и сдвигает его кривую влево;

      2) изменения в инвестиционных расходах / связаны с увеличением или уменьшением расходов на покупку инвестиционных товаров (средств производства). Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD вправо. К факторам роста инвестиционных расходов относятся снижение процентной ставки, ожидание высоких прибылей от инвестиций, уменьшение налогов с предприятий, внедрение новых технологий, более полное использование имеющихся мощностей. Уменьшение инвестиционных расходов приводит к снижению совокупного спроса и сдвигу его кривой влево;

      3) увеличение государственных расходов G на покупку товаров и услуг  вызывает рост совокупного спроса  и смещение кривой AD вправо, а  снижение - влево;

Информация о работе Совокупный спрос в экономике