Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.
Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие…….4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него………...……8
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и особенности в России……………………………………………………14
Практикум………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 260.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

 

Тема 5: «Совокупный спрос и совокупное предложение».

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

Работа выполнена.

Факультет, личное дело,

группа №

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2006

Содержание

 

 

 

Введение …………………………………………………………………………3

1.      Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие…….4

2.      Совокупное предложение и факторы, влияющие на него………...……8

3.      Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и особенности в России……………………………………………………14

Практикум………………………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………22

Литература………………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

Для такого ответа нужно объединить – или агрегировать – все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен – на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы и т.д. - в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.

Подобные агрегированные показатели и являются объектом исследования данной работы.

 

 

 

1.      Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие.

Совокупный спрос (АD) - (от англ. aggregate demand) - это реальный объем националь­ного производства, который пот­ребители (частные лица, предпри­ятия и государство) готовы ку­пить при различных возможных уровнях цен. Иначе говоря, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.

В структуре совокупного спроса АD можно выделить следующие группы: С — совокуп­ный спрос индивидуумов и домохозяйств, I — инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей, GР — государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства, X — разность между спросом иностранцев на отечес­твенные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Таким образом, АD складывается из суммы спросов наконечную про­дукцию экономики: АD = С + I + GР + X.

Кривая совокупного спроса (АD), показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уров­ня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки

находятся в равновесии.

Рисунок 1.1.  Совокупный спрос

Движение вдоль кривой АD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

Отрицательный наклон кривой АD объясняется тем, что чем выше уровень цен Р, тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.

Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить по­требители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации. Характер кривой совокупного спроса аналоги­чен графику индивидуального спроса, но факторы (эффекты), вызываю­щие изменения совокупного и индивидуального спроса, различны.

На тесноту и вид связи между объемом и уровнем цен оказывает влияние ряд макроэкономических эффектов. Одним их таких эффек­тов является эффект процентной ставки. Суть его заключается в том, что ставка процента зависит от предложения денег на рынке. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет рост спро­са на деньги, а следовательно, повышение процентной ставки. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем больше часть потребите­лей начинает сберегать деньги и совершать меньшее количество по­купок. В результате растут частные сбережения. Удорожание креди­та вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции — производственные закупки. Таким образом, сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей. В итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая АD приобрета­ет нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.

Весьма противоречивым образом влияет на уровень совокупно­го спроса так называемый эффект Пигу.  Его иногда называют эффектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства. Он со­стоит в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение их покупатель­ной способности и, следовательно, богатства. Здесь возможны раз­ные варианты потребительского поведения. Высока вероятность того, что население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои акти­вы от обесценения. Сбережения сокращаются, увеличивается и в ряде случаев нагнетается ажиотажный текущий спрос, что в свою очередь вызывает рост инфляционных ожиданий и дальнейшее повышение спроса и цен.

Вместе с тем в такой ситуации со временем может понизиться спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши и т.п., поскольку инфляция понижает реальную покупательную способность финансо­вых активов. Суммарное воздействие на совокупный спрос эффекта Пигу в результате может быть как положительным, так и отрицатель­ным. Это во многом зависит от степени роста цен; незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфля­ции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет извес­тную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос.

Кроме того, на поведение кривой совокупного спроса может ока­зать влияние тот факт, что при повышении цен внутри страны растет спрос на более дешевые импортные товары. При неизменных тамо­женных тарифах произойдет увеличение объемов импорта и сниже­ние объемов экспорта, поскольку иностранные потребители предпоч­тут более дешевые аналогичные товары в других странах. Это не­гативно скажется на уровне совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, снижение цен б стране повысит сово­купный спрос и со стороны внутреннего, и со стороны внешнего рын­ка. Таким образом, в результате действия всей совокупности рассмот­ренных выше ценовых факторов происходит движение вдоль кривой совокупного спроса.

Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы (детерминаты), которые можно выделить в сле­дующие группы согласно четырем основным составляющим совокуп­ного спроса:

Таблица 1.2.  Неценовые факторы совокупного спроса.

Личное потребление (C)

Инвестиции (I)

Государственные закупки (G)

Чистый экспорт (X)

Доходы потребителей

Процентные ставки

Изменение в государственный расходах

Изменение в условиях внешней торговли

Ожидания

Ожидаемые прибыли

Принятие государственных программ

Национальный доход в зарубежных странах

Задолженность

Уровень налогов

 

Валютные курсы

Налоги с потребителей

Технология

 

 

 

 

Из таблицы 1.2 следует, что потребительские расходы определяются, прежде всего уровнем благосостояния потребителей, т.е. вели­чиной их доходов, включающих финансовые активы (наличные день­ги, ценные бумаги, недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цеп возрастают — кри­вая совокупного спроса смещается вправо. Однако по мере роста до­ходов предельная склонность к потреблению начинает снижаться, по­этому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Пигу и богатства этот фактор отличается тем, что действует при неизмен­ном уровне цен, т.е, в данном случае рассматривается рост благосос­тояния, например, в результате роста курса акций.

 

 

 

 

2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.

Под Совокупным предложением (АS) — (от англ. aggregate supply) - понимается уровень налич­ного реального объема производства в стране при каждом возмож­ном уровне цен. Если не учитывать влияние международной торговли, то АS можно приравнять к ВНП или при элиминировании несущест­венных различий в подсчете - к величине национального дохода NI:

АS = Q x Р, или АS = заработная плата + рента + процент + прибыль.

При более высоком уровне цен возникают стимулы к увеличе­нию объема производства и, следовательно, предложения товаров, т.е. кривая АS имеет восходящий вид так же, как и кривая предложе­ния на отдельных товарных рынках. Однако форма кривой АS в за­висимости от того, рассматриваем ли мы совокупное предложение в краткосрочном или долгосрочном периоде, может быть различной. Типы кривой совокупного предложения, отображающей зависимость между уровнем цен и объемом ВНП, представлены на рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из рисунка 2.1, кривая совокупного предложения отли­чается от кривой предложения единичного товара и состоит из трех отрезков: а) горизонтального (кейнсианского), б) восходящего и в) вертикального (неоклассического).

На кейнсианском отрезке кривой (в краткосрочном периоде) про­изводство характеризуется наличием неполной занятости, недогруз­кой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и за­работной платы, значительным уровнем безработицы, т.е. наличием избыточных ресурсов. Это свидетельствует о том, что экономика на­ходится в состоянии глубокого спада или депрессии. В данной ситуа­ции рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стиму­лов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов. На эти факторы указывал Дж.М. Кейнс, рассматривая способы выхода из циклических кризисов и обос­новывая необходимость стимулиро­вания спроса в целях подъема про­изводства в стране.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение