Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 16:52, доклад

Описание работы

Совокупный спрос — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос — реальный объем производимой в обществе продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике.

Работа содержит 1 файл

Совокупный спрос.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса

Совокупный спрос — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос — реальный объем производимой в обществе  продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по потоку расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъявляющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги; спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию, произведенную в данной стране, со стороны иностранных потребителей (этот показатель корректируется с учетом спроса национальных потребителей на импортную продукцию). Таким образом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех компонентов:

AD = C + I + G + Xn

где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; I — валовые внутренние частные инвестиции; G — государственные закупки товаров и услуг; Хn — чистый экспорт.

Анализ совокупного  спроса во многом аналогичен анализу индивидуального и рыночного спроса. На совокупный спрос воздействует множество факторов, но главным фактором, определяющим его величину, является уровень цен в экономике. Зависимость между величиной AD и уровнем цен обратная. Однако объяснение этой зависимости сложнее, чем в случае с индивидуальным и рыночным спросом. Это обусловлено тем, что эффекты дохода и замещения в данном случае «работать» не будут, поскольку действие этих эффектов проявляется в случае изменения цен на один товар и при неизменности цен на другие. Обратную зависимость между объемом совокупного спроса и уровнем цен в экономике нельзя объяснить и с помощью закона убывающей предельной полезности, поскольку он применим только к отдельному товару. Мы же, исследуя совокупный спрос, имеем дело с агрегированным показателем. Так, спрос, предъявляемый множеством покупателей на разные товары, агрегирован в совокупный спрос. Обратная зависимость между уровнем цен в экономике и объемами совокупного спроса объясняется следующими закономерностями.

1. Эффект процентной ставки. Процентная ставка выступает как плата за использование заемных средств. Эффект процентной ставки связан с тем, что между уровнем цен в экономике и уровнем процентной ставки существует определенная зависимость, проявляющаяся следующим образом. Рост цен в экономике при неизменной величине денежной массы, находящейся в обороте, приводит к увеличению спроса на деньги. Это означает, что цена денег — процентная ставка — увеличивается. В итоге уменьшается потребительская и инвестиционная составляющие совокупного спроса — из-за высокой процентной ставки инвестиционная активность бизнеса падает; с другой стороны, высокая процентная ставка является стимулом для населения больше сберегать, что возможно только за счет сокращения потребительских расходов.

2. Эффект богатства означает, что вместе с ростом цен обесцениваются финансовые активы, имеющие фиксированную цену или доход (срочные счета, облигации и т. п.). Эти финансовые активы представляют собой форму «овеществления» богатства населения. Таким образом, при росте уровня цен в экономике происходит обесценивание накопленного богатства. В этой ситуации население стремится возместить потери, снижая текущее потребление и увеличивая отчисления в сбережения. Итак, владельцы финансовых активов вынуждены уменьшать свои расходы, и величина совокупного спроса сокращается.

3. Эффект импортных закупок. Импорт и экспорт — важные составляющие совокупного спроса. Объемы экспорта и импорта зависят от соотношения цен внутри страны и за границей. Эффект импортных закупок заключается в том, что если уровень цен внутри страны увеличивается, то национальные потребители будут приобретать больше импортных и меньше отечественных товаров, а иностранные потребители Сократят покупки товаров, произведенных в данной стране. При этом происходит сокращение экспорта, сопровождающееся ростом импорта. В итоге показатель чистого экспорта будет сокращаться, в результате уменьшится и объем совокупного спроса.

Все перечисленные факторы обуславливают изменение объема совокупного спроса под воздействием ценовых факторов. Графическая интерпретация такой зависимости выглядит станд 
 
 
 
 

    Совокупный  спрос - это реальный объем производства, который готовы купить потребители (домохозяйства, бизнес-сектор, государство, внешний сектор) при любом возможном уровне цен.

    Графически   совокупный спрос(AD) можно представить в виде кривой с отрицательным наклоном, которая отражает обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен:

    Рис. Кривая совокупного  спроса(AD)    
 
 

    Кривая  совокупного спроса показывает комбинации объема выпуска и общего уровня цен  в экономике при которых товарный и денежный режим находится в равновесии.

    Обратная  зависимость между уровнем цен  и величиной совокупного спроса объясняется несколькими причинами.

    Одна  из них связана с эффектом так  называемых ценовых факторов совокупного спроса; или ценовых эффектов, к которым относятся:

    -         эффект процентной ставки;

    -         эффект богатства или кассовых остатков;

    -         эффект импортных закупок.

    Эффект  процентной ставки проявляется в том, что рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы это повышает процентную ставку, то есть плату за пользование деньгами что приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей и тем самым к сокращению совокупного спроса.

    Эффект  богатства или  кассовых остатков связан с тем, что при росте цен покупательная способность финансовых активов населения, например таких, как депозиты в банках, облигации, уменьшаются. То есть население не имеющее активы может реально приобрести меньше товаров и услуг, значит оно становится беднее, и поэтому вполне вероятно сократит свои расходы, что уменьшит совокупный спрос.

    Эффект  импортных закупок означает, что если уровень цен в стране растет, то спрос на товары данной страны, предъявляемым иностранцам сократится, это приведет к сокращению экспорта. Кроме того, население страны станет покупать меньше отечественных товаров, которые теперь будут дороже, по сравнению с импортными, что приведет к увеличению импорта.

    В результате чистый экспорт сократится, а поскольку он является одним  из компонентов совокупного спроса, это приведет к уменьшению AD.

    Таким образом, в результате действия каждого  из этих трех эффектов, повышение  общего уровня цен в экономике приводит к снижению величины совкупного спроса в экономике.

    Графически  это выражено движением экономической системы вверх по кривой совокупного спроса: 

    Рис. Влияние ценовых  факторов на совокупный спрос.  

    Как видно из рисунка, рост цен вызывает движение экономической системы вверх по кривой AD, из точки 1 в точку 2 в которой реальный объем выпуска сокращается.

    Существует  еще одно объяснение обратной зависимости  между величиной совокупного  спроса и уровнем цен, которое  вытекает из количественной теории денег. Уравнение количественной теории денег записывается как:

    , где:  

М - количество денег в экономике;

V - скорость обращения денег;

Р - общий  уровень цен в экономике;

Y - реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос.

    Из  данного уравнения следует: 

    Поскольку кривая совокупного спроса AD строится на основе фиксированного предложения денег М и скорости обращения V, то с ростом цен (Р), реальные денежные запасы () уменьшаются, поэтому уменьшается и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

    Таким образом, изменение цен вызывает движение экономической системы  по кривой совокупного спроса.

    Может ли кривая совокупного спроса сместиться вправо или влево?

    Может, при воздействии любого из так  называемых, неценовых факторов совокупного спроса.

    К ним относится всё, что воздействует на основные компоненты спроса, то есть, на потребительские, инвестиционные, государственные  расходы, а также на чистый экспорт. Это могут быть, например, изменения  уровня жизни населения, ожидание потребителей на ближайшую перспективу, налоги, льготы инвесторам, субсидии предпринимателям и населению, внешние степени развития технологии, изменения в политике, проводимые правительством, изменения валютных курсов в стране, изменение условий на внешних рынках и пр.

    К неценовым факторам совокупного спроса относятся также, изменения предложения денег (М) и скорость их обращения (V).

    Неценовые факторы смещают кривую AD вправо или влево.

    Например, уменьшение налоговых ставок ведет  к увеличению чистого дохода и  количество покупок при данном уровне цен. Это отразится на графике сдвигом кривой AD вправо: 

    Снижение  государственных расходов на здравоохранение, образование, науку, сместит кривую AD влево (при том же уровне цен). 

    Рост  совокупного спроса в экономике  при отсутствии сильной инфляции стимулирует увеличение выпуска  и занятости, что положительно сказывается на экономическом росте страны.

    Совокупный  спрос характеризует основные направления использования (или расходов) производимых в экономике товаров и услуг.

    Существует 4 основных направления расходов, которые  представлены в следующем уравнении:

    , где:  

    С - расходы на потребление домохозяйств;

I - расходы на инвестиции;

G - государственные расходы;

NX - расходы на чистый экспорт;

Y - объем совокупного выпуска в экономике.

    Это уравнение называют еще тождеством национальных счетов. Структура совокупного спроса в Молдове в 1999 году выглядела следующим образом:

    1.     расходы на потребление домохозяйств составляли 68% от объема номинального ВВП;

    2.     государственные расходы - 19%;

    3.     инвестиционные расходы - 22,1%;

    4.     расходы на чистый экспорт - 9,3%.

Информация о работе Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса