Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:14, курсовая работа
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. показал несостоятельность классической концепции саморегулирования рыночной экономики. Классическая теория не могла объяснить новое состояние рынка, вследствие этого в середине 30-х годов была разработана новая модель, которая получила название кейнсианской, по имени ее создателя – английского экономиста Дж. Кейнса.В ходе данного курсового проекта мы рассмотрим модель «совокупный спрос - совокупное предложение».
Введение
1. Кейнсианская модель совокупного спроса – совокупного предложения
2. Совокупный спрос (AD)
3. Совокупное предложение (AS)
4. Макроэкономическое равновесие
Заключение
Список литературы
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
МОДЕЛЬ "СОВОКУПНЫЙ СПРОС – СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
Научный руководитель:
к.э.н., доцент Т.А. Угарина
Выполнила студентка 1 курса
специальности «Менеджмент»
Е. Д. Федосеева
Минск 2010
Содержание
Введение
1. Кейнсианская модель совокупного спроса – совокупного предложения
2. Совокупный спрос (AD)
3. Совокупное предложение (AS)
4. Макроэкономическое равновесие
Заключение
Список литературы
В ходе данного курсового проекта мы рассмотрим модель «совокупный спрос - совокупное предложение».
Совокупный спрос и совокупное предложение помогают разобраться в текущем состоянии экономики государства, найти оптимальные пути развития экономической политики.
Благодаря модели AD-AS можно рассмотреть экономическую стабильность государства, его положение в мире, относительно других мировых хозяйствующих субъектов, другими словами данная модель может быть использована для анализа процессов, происходящих в экономике государства.
Данная модель позволяет:
1. Найти условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного уровня цен и равновесного объема производства.
2. Объяснить периодические изменения уровня цен и объема производства в экономике. Показать их причины и последствия.
3. Описать варианты развития экономики государства
Существуют две основные модели AD-AS: классическая и кейнсианская.
Классическая модель исходила из приоритета совокупного предложения, предполагая, что величины сбережений и инвестиций совпадают.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. показал несостоятельность классической концепции саморегулирования рыночной экономики. Классическая теория не могла объяснить новое состояние рынка, вследствие этого в середине 30-х годов была разработана новая модель, которая получила название кейнсианской, по имени ее создателя – английского экономиста Дж. Кейнса.
По мнению Дж. М. Кейнса выходом из кризиса должно стать государственное регулирование рыночной экономики, то есть необходима активная политика государства, стимулирующая спрос на товары. Для стимулирования спроса необходимо было увеличивать цены при одновременном росте доходов и увеличении государственных капиталовложений в экономику (например, предоставление фирмам налоговых льгот и субсидий, заняться строительством, организовать общественные работы).
Именно такой подход в настоящее время используется в экономике Республики Беларусь и других стран.
Рассмотрим более подробно кейнсианскую модель совокупного спроса - совокупного предложения.
1. Кейнсианская модель совокупного спроса – совокупного предложения
Впервые кейнсианская модель AD-AS выдвинута Дж. М. Кейнсом в работе «Общая теория занятости, процента и денег», разработанная к 1936 году.
Данная модель используется для анализа макроэкономической стабильности, т.е. для определения равновесного объема производства и уровня цен.
Данная модель является основой современной макроэкономики, и признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников, до социалистических пост-Кейнесианских сторонников экономического интервенционизма. С ее помощью возможно рассчитать влияние совокупного спроса на уровень цен и объем производства, тем самым сделать прогноз развития экономики.
Ограничения и допущения модели:
1. Воздействует на производство и предложение товаров и услуг для достижения равновесия на товарном и денежном рынках, путем активизации и стимулирования совокупного спроса.
2. Предусматривает ограниченность вмешательства государства в экономическую жизнь, дает возможность объединить государственное регулирование и рыночную самоорганизацию.
3. Представляет собой не только пересмотр теоретических положений, но и обосновывает практические рекомендации, которые направлены на снижение уровня инфляции и безработицы, регулирование процесса воспроизводства и выбор направления государственной экономической политики.
Совокупный спрос – это общая сумма спросов на конкретную продукцию, или сумма планируемых расходов на товары и услуги.
Совокупный спрос = ВВП по расходам = Сп+Си+Сг+Эч , где:
Сп – потребительский спрос
Си – спрос фирм на инвестиции
Сг – спрос на товары и услуги со стороны государства
Эч – чистый экспорт
Ценовые факторы построения кривой совокупного спроса:
1. Эффект процентной ставки – более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги, повышая тем самым процентную ставку, что вызывает уменьшение спроса на реальный объем национального продукта и наоборот.
2. Эффект богатства – при повышении уровня цен, стоимость активов домохозяйств падает, что приводит к снижению покупательной способности их доходов и наоборот.
3. Эффект импортных закупок – увеличение цен на отечественную продукцию приводит к переключению спроса со стороны домохозяйств на импортную продукцию.
Неценовые факторы (детерминанты) совокупного спроса:
1. Изменение в расходах потребителей (благосостояние, ожидание, задолженности потребителей и индивидуальные налоги)
2. Изменение в инвестиционном спросе (процентные ставки, ожидание потенциальной прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, используемые технологии и избыточные мощности).
3. Изменение государственных расходов.
4. Изменения в чистом экспорте (национальный доход в зарубежных странах и валютные курсы).
Изменение совокупного спроса из-за изменения уровня цен графически изображается как движение по данной кривой AD, ценовые факторы также определяют ее траекторию. Неценовые факторы действуют при определенном, фиксированном уровне цен. Они приводят к смещению кривой совокупного спроса вправо (если спрос увеличивается) или влево (если спрос уменьшается).
Кривая совокупного спроса:
Кривая AD показывает, на какой общий объем товаров и услуг может быть предъявлен спрос при разных уровнях цен. Существует обратная (отрицательная) зависимость: чем ниже уровень цен, тем больше совокупный спрос на товары и услуги.
Уровень цен
AD
Реальный объем производства
Совокупное предложение AS - это сумма стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг.
Совокупное предложение = ВВП по доходам = НД+А+Нк+С+ЧДг , где:
НД – национальный доход
А – амортизация
Нк – налоги косвенные
С – субсидии
ЧДг – чистый доход из-за границы
Неценовые факторы (детерминанты) совокупного предложения:
1. Изменение цен на экономические ресурсы.
2. Изменение в производительности труда.
3. Изменение косвенных налогов на бизнес.
4. Государственное регулирование.
Изменение совокупного предложения из-за изменения уровня цен графически изображается в виде движения по данной кривой AS. Неценовые факторы могут оказывать существенное влияние на совокупное предложение. Они непосредственно не зависят от уровня цен на готовую продукцию, действуют при определенном, фиксированном уровне цен, приводят к смещению кривой AS вправо (если предложение возрастает) или влево (если предложение становится меньше).
Кейнсианская модель рассматривает экономику в сравнительно коротких отрезках времени (2-3 года).
Условия анализа совокупного предложения:
1. экономика функционирует в условиях неполной занятости;
2. цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины относительно жесткие – медленно реагируют изменения рыночные изменения;
3. реальные величины (реальная заработная плата, объем выпуска, занятости) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные изменения.
Кривая совокупного предложения:
Кривая AS показывает, какой общий объем товаров и услуг может быть предложен на рынок при разных уровнях цен. Существует прямая (положительная) зависимость: чем выше уровень цен, тем больше совокупное предложение на товары и услуги.
На кривой AS можно выделить три участка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (восходящий) и классический (вертикальный).
Уровень цен
Промежуточный отрезок
P
Кейнсианский отрезок
На кейнсианском отрезке реальный объем производства значительно меньше, чем объем производства при полной занятости Q2. Это говорит о не полном использовании производственных мощностей и избытке рабочей силы, т.е. состоянии экономического спада.
На промежуточном отрезке увеличение объема национального производства сопровождается увеличением цен.
Классический отрезок на кривой AS показывает, что экономика достигла полной занятости при объеме производства Q2. Все доступные ресурсы уже используются и увеличение объема производства в краткосрочном периоде невозможно. Повышение цен не приведет к увеличению производства.
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный объем и равновесный уровень цен национального производства. В точке пересечения этих кривых количество требуемой и произведенной для продажи продукции совпадают (при данном уровне цен).
Из-за неценовых факторов, которые оказывают влияние на спрос и предложение, кривые AD и AS могут сдвигаться вправо или влево. Как результат возникнет новая точка равновесия, которая будет соответствовать изменяющимся условиям
Влияние изменения совокупного спроса на объем производства и уровень цен:
Модель AD-AS показывает, что увеличение совокупного спроса будет приводить к различным результатам в зависимости от отрезка кривой AS, на котором оно происходит (т.к. совокупный спрос более активен, и он быстрее улавливает изменения, происходящие в экономике).
Если происходит увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке с AD1 до AD2, наблюдается увеличение реального объема производства с Q1 до Q2. Из-за того, что уровень цен в этом случае не изменяется, он не окажет никакого воздействия на объем производства, а увеличивается он здесь потому, что растет совокупный спрос на товары и услуги (т.к. экономика на данном отрезке находится в состоянии глубокого спада). Таким образом, на горизонтальном отрезке увеличение совокупного спроса повышает и совокупное предложение, но не изменяет уровень цен.
Повышение совокупного спроса на промежуточном (возрастающем) отрезке с AD2 до AD3 приведет и к увеличению реального объема производства с Q2 до Q3, и к повышению уровня цен с Р1 до Р2. Установится новое равновесие в точке Е3. Это будет результатом того, что повышение цен, из-за возникающей конкуренцией между покупателями, приведет к стимулированию роста объема продукции.
Увеличение совокупного спроса на классическом отрезке ведет лишь к повышению уровня цен с Р2 до Р3. Реальный объем национального производства при этом не изменится (т.к. его максимум уже достигнут). Рабочая сила и капитал задействованы полностью.
Уровень цен
Р3
Р2
Информация о работе Совокупный спрос - совокупное предложение