Совершенствования принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Эта проблема актуальна для всех предприятий, для стратегического принятия решения, для развития предприятия. Руководитель любой ступени должен быть грамотным и должен уметь принимать решения.
Цель данной курсовой работы - изучить теоретические вопросы по данной проблеме, то есть по разработке управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Содержание

Введение
1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях рыночных отношений.
1.1 Понятие и сущность управленческих решений и их классификация
1.2 Особенности принятия управленческих решений в условиях риска
2. Пути совершенствования принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска
2.1 Проблемы рационализации механизма принятия решений и пути их разрешения
2.2 Организационно-экономическая эффективность решения проблем на предприятии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях рыночных отношений..doc

— 46.00 Кб (Скачать)

Cодержание

Введение

1. Теоретическая сущность  и основы разработки  управленческих решений  в условиях рыночных  отношений.

1.1 Понятие и сущность  управленческих решений  и их классификация

1.2 Особенности принятия  управленческих решений  в условиях риска

2. Пути совершенствования принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска

2.1 Проблемы рационализации  механизма принятия  решений и пути  их разрешения

2.2 Организационно-экономическая  эффективность решения  проблем на предприятии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Принятие  решений является важной частью любой  управленческой деятельности. Эффективность  управления во многом обусловлена качеством  таких решений. В решениях фиксируется  вся совокупность отношений, возникающих  в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Существуют  разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком  в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят  к таковым, например, решение о  поступлении человека на работу, решение  об увольнении с работы и тому подобное. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Эта проблема актуальна для всех предприятий, для стратегического принятия решения, для развития предприятия. Руководитель любой ступени должен быть грамотным и должен уметь принимать решения.

Цель данной курсовой работы - изучить теоретические  вопросы по данной проблеме, то есть по разработке управленческих решений  в условиях неопределенности и риска.

 

1. Теоретическая  сущность и основы разработки  управленческих решений в условиях  рыночных отношений

1.1 Понятие  и сущность управленческих решений  и их классификация

Процесс принятия решений  для каждого человека индивидуален, очень сложен и мало кто может его избежать. Способность принимать решения быстро и правильно вырабатывается с опытом. Различные специалисты дают различные определения понятию “решение”, но из всех определений следует, что решение - это выбор альтернативы. К решениям относятся совершенно различные выборы, совершаемые нами повседневной жизни: выбор одежды, меню и так далее. Некоторые принимаются нами абсолютно машинально, без долгого и систематического обдумывания, рассмотрения всех альтернатив. Однако и в повседневной жизни есть решения, над принятием которых мы размышляем часы, дни, месяцы и годы.

В управлении принятие решений - более систематизированный  процесс, чем в  частной жизни. Это  связано с много  большей ответственностью. Менеджеры принимают  решения, связанные со многими людьми и с большой материальной ответственностью. Поэтому они не могут принимать непродуманных решений. Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированным решением называют решение, принятое как результат реализации определенной последовательности действий или шагов, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения - решения, принимаемые в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

Очень редко решения, принимаемые  руководителем, могут  рассматриваться  как запрограммированные  или незапрограммированные  в чистом виде. Даже самое структурированное  решение подразумевает некоторую личную инициативу лица, принимающего решение, а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений. Необходимо отметить, что любое решение не может иметь чисто положительных результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому любое организационное решение - это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами. Причем на хорошего руководителя существование отрицательных элементов в любом решении не должно оказывать психологического влияния, то есть помешать руководителям и в дальнейшем принимать решения.

В различных организациях различные решение  могут приниматься  как одним человеком, так и коллегиально. Это зависит от уровня решения, от структуры организации, уровня делегирования полномочий. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.

Процесс принятия решений - процесс  психологический. Люди, принимая решения, не всегда принимают  логичные решения. Решения  варьируются от спонтанных до высокологичных. Поэтому процессы принятия решений  делятся на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой либо одной категории. Интуитивное решение - это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.

Решения, основанные на суждениях часто, кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Положительным является то, что действительно многие ситуации имеют тенденцию к повторению и применение такого метода принятия решений позволяет сэкономить время и деньги, так как решение принимается руководителем очень быстро и без сбора дополнительной информации и ее анализа. Однако такие решения принимаются на базе здравого смысла, который в истинном его понимании встречается очень редко. Кроме того, информация, на основе которой принимается данное решение, может быть искажена потребностями людей и другими факторами. Также суждения не позволяют принимать правильные решения в уникальных или абсолютно новых ситуациях, так как лицо, принимающее решение не обладает необходимым опытом для обоснования выбора. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.

Рациональное  решение - это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса. Это структурированный процесс, состоящий обычно из 5 шагов, хотя количество шагов зависит от самой проблемы.

Кроме всего вышеперечисленного на процесс принятия решений влияют такие  факторы как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и т.д.

Факторы, связанные со средой принятия решений - это  риск и неопределенность. Объектом управленческого решения являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.

Требования, предъявляемые к  управленческим решениям:

· всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);

· правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);

· непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);

· своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);

· обеспеченность ресурсами;

· ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Классификация управленческих решений:

1. По степени влияния  на будущее организации:

· стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;

· тактические (конкретные методы достижения первых).

2. По масштабам:

· глобальные - охватывают всю организацию в целом;

· локальные - затрагивают некоторые стороны  деятельности предприятия.

3. По продолжительности  периода реализации:

· долгосрочные (более пяти лет);

· среднесрочные (от одного года до пяти лет);

· краткосрочные (менее одного года).

4. По направленности  воздействия:

· внешние;

· внутренние.

5. По обязательности  выполнения:

· директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;

· рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для  исполнения;

· ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

6. По функциональному  назначению:

· регулирующие - определяют метод выполнения действий;

· координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;

· контролирующие - направлены на оценку результатов.

7. По широте охвата:

· общие - распространяются на всю компанию в целом;

· специальные  - рассматривают отдельные вопросы.

8. По степени запрограммированности:

· запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;

· незапрограммированные - принимаются в новых необычных  условиях.

9. По сфере реализации:

· научные и маркетинговые исследования;

· производство;

· реализация товаров (услуг);

· работа по кадрам и т. д.

10. По способам принятия:

· интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;

· адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;

рациональные - опираются на научный  анализ проблемы.

1.2 Особенности принятия  управленческих решений  в условиях риска

Риск -- это возможная  опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория. Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления.

Как историческая категория риск представляет собой  осознанную человеком возможную  опасность. Это свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

Информация о работе Совершенствования принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска