Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:34, доклад
Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий в производство. Поэтому главной задачей в настоящее время является переход к качественно новым формам предпринимательской активности компаний, связанным с созданием и продвижением новых товаров, внедрением новых технологий, а также организацией новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса
Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий в производство. Поэтому главной задачей в настоящее время является переход к качественно новым формам предпринимательской активности компаний, связанным с созданием и продвижением новых товаров, внедрением новых технологий, а также организацией новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса.
В последние годы российская экономика достигла определенных успехов. Прирост ВВП остается стабильным и в отличие от прошлых лет опирается не столько на внешние, сколько на внутренние факторы - потребительский и инвестиционный спрос. Причем если еще недавно более высокие темпы роста показывали добывающие производства, то сейчас - обрабатывающие. Увеличились реальная заработная плата и инвестиции в основной капитал. Вместе с тем, существуют и серьезные проблемы.
К примеру, Россия вступает
в период абсолютного сокращения
населения трудоспособного
Взаимодействие
крупного и малого бизнеса особенно
активно ведётся в
Малый бизнес в инновационной
сфере развивается более
Одним из основных
источников финансовых "вливаний"
в малые венчурные фирмы
Яркими примерами венчурного взаимодействия крупного капитала с мелким бизнесом стали такие современные инфраструктурные образования, как научно-технические парки, технополисы и бизнес-инкубаторы.
Технопарков и бизнес-инкубаторов в России пока очень мало, их количество, а главное материальная и финансовая база не позволяют реализовать даже имеющийся интеллектуальный потенциал и удовлетворить спрос на инновационную продукцию. Тем не менее, определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В рамках правительственной программы в 2005-2006 гг. в 55 регионах была проведена работа по созданию 93 бизнес-инкубаторов; 29 регионов реализуют программы поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий, а в 31 регионе действуют программы развития кредитования и лизинга для малых предприятий. Кроме того, в 19 регионах формируются венчурные фонды, в 35 регионах за счет средств федерального бюджета поддерживаются региональные и муниципальные программы развития малого предпринимательства [2].
Некоторые исследователи полагают, что перспективы развития рискового финансирования в России объективно тесно связаны с развитием финансово-промышленных групп. Налаживание их взаимодействия с малыми инновационными фирмами и специальными инновационными структурами может разрешить противоречие между невостребованностью огромного количества научно-технических разработок и необходимостью обновления технологической базы реального сектора российской экономики, обеспечив приток капитала для организации новых производств.
Другие считают, что только благодаря государственной поддержке малый бизнес, несмотря на скромную долю в совокупных затратах на НИОКР, может стать «разработчиком» многих важных инноваций. По нашему мнению, плюсы инновационного малого бизнеса проявляются именно благодаря его поддержке со стороны государства и кооперации с крупным бизнесом.
Очень часто в экономической литературе встречается утверждение, что малый бизнес быстрее и с меньшими затратами внедряет в производство свои изобретения. На наш взгляд, заявление о том, что малый бизнес сам внедряет в производство свои изобретения не соответствует действительности. Практика свидетельствует, что внедряет в производство изобретения именно крупный, а не малый бизнес.
Малый бизнес, особенно
в области инноваций, не способен
быстро освоить выпуск новой продукции,
так как это требует
Как правило, малая
фирма создаёт опытный образец,
получает на инновацию патент, затем
патент в случае возникновения
Если у инновационной независимой малой фирмы никто не покупает патент, тогда она либо перестаёт существовать, либо пытается реализовать инновацию самостоятельно. Однако без поддержки сделать это практически невозможно. Успех в данном случае является скорее исключением из правила. Причиной этому является недостаток ресурсов. Именно поэтому малые венчурные фирмы являются временными структурами. В современной экономике развить инновацию до промышленного массового применения может только крупный бизнес.
Близки по статусу к находящемуся под опекой крупных фирм венчурному бизнесу малые предприятия, действующие в рамках "бизнес-инкубаторов" при крупных фирмах. Бизнес-инкубатор подразумевает создание самостоятельных юридических лиц по результатам конкурса бизнес-проектов.
Существуют три способа связи "бизнес-инкубаторов" с крупной корпорацией-лидером [3].Первый вариант - корпорация полностью владеет "инкубатором" и, соответственно, всеми его доходами (в форме арендной платы или прибыли от деятельности).
Второй - совместное с "инкубатором" предприятие венчурного типа, когда корпорация финансирует лишь создание "инкубатора", покрывает некоторые расходы его деятельности и предоставляет гарантии по инновационным кредитам малому бизнесу.
Третий - лицензионное соглашение, по которому корпорация предоставляет "инкубатору" право "выращивать" новые фирмы для разработки и продаж фирменной продукции и услуг (форма франшизы), но "инкубатор" распоряжается своей собственностью и доходами самостоятельно.
Таким образом, в силу своей гибкости и адаптивности малый бизнес в инновационной сфере, с одной стороны, как правило, выполняет роль инкубатора экономических и технологических новаций, которые в случае успеха потом распространяются на всю экономическую систему, а с другой - дает всей экономике мощный импульс устойчивой положительной динамики.