Совершенствование взаимодействия малого и крупного бизнеса как фактор инновационного развития экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:34, доклад

Описание работы

Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий в производство. Поэтому главной задачей в настоящее время является переход к качественно новым формам предпринимательской активности компаний, связанным с созданием и продвижением новых товаров, внедрением новых технологий, а также организацией новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса

Работа содержит 1 файл

Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса.docx

— 16.60 Кб (Скачать)

Успех государственной инновационной  политики во многом зависит от состояния  и уровня развития малого бизнеса, который  является источником инноваций, а также  каналом трансферта знаний и технологий в производство. Поэтому главной  задачей в настоящее время  является переход к качественно  новым формам предпринимательской  активности компаний, связанным с созданием и продвижением новых товаров, внедрением новых технологий, а также организацией новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса. 

 

В последние годы российская экономика достигла определенных успехов. Прирост ВВП остается стабильным и в отличие от прошлых лет  опирается не столько на внешние, сколько на внутренние факторы - потребительский  и инвестиционный спрос. Причем если еще недавно более высокие  темпы роста показывали добывающие производства, то сейчас - обрабатывающие. Увеличились реальная заработная плата  и инвестиции в основной капитал.  Вместе с тем, существуют и серьезные проблемы.

К примеру, Россия вступает в период абсолютного сокращения населения трудоспособного возраста. В сочетании с растущим дефицитом квалифицированных работников это становится серьезным препятствием для экономического роста. Преодолеть его можно, повышая производительность труда темпами не ниже 6,5-7% в год [1]. Все это свидетельствует о жизненной необходимости перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Взаимодействие  крупного и малого бизнеса особенно активно ведётся в инновационной  сфере, где наиболее трудные и  рискованные этапы на пути от фундаментальных  исследований до получения прибыли  в результате массовой реализации нового продукта выполняет малый венчурный  бизнес. Возникновение венчурного бизнеса  стало возможным вследствие перенакопления капитала крупнейшими корпорациями.

Малый бизнес в инновационной  сфере развивается более активно, чем крупный. Обладая более сильной  мотивацией и испытывая давление конкуренции, он продолжает функционировать  там, где обычный бизнес останавливается, поскольку сталкивается с рисками  технической и рыночной неопределённости. В промышленно развитых странах  преодолевать этот барьер малому бизнесу  наряду с государством помогает и  крупный бизнес.

Одним из основных источников финансовых "вливаний" в малые венчурные фирмы являются крупные компании, заинтересованные в практическом освоении имеющихся инновационных заделов. Ими проводится отбор идей, проектов, под которые потенциально можно выделить деньги. Финансирование может осуществляться и прямо, и через специально созданные венчурные фонды. Наибольший интерес вызывают венчурные фонды, создаваемые промышленными корпорациями.

Яркими примерами  венчурного взаимодействия крупного капитала с мелким бизнесом стали такие  современные инфраструктурные образования, как научно-технические парки, технополисы и бизнес-инкубаторы.

Технопарков и бизнес-инкубаторов в России пока очень мало, их количество, а главное материальная и финансовая база не позволяют реализовать даже имеющийся интеллектуальный потенциал и удовлетворить спрос на инновационную продукцию. Тем не менее, определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В рамках правительственной программы в 2005-2006 гг. в 55 регионах была проведена работа по созданию 93 бизнес-инкубаторов; 29 регионов реализуют программы поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий, а в 31 регионе действуют программы развития кредитования и лизинга для малых предприятий. Кроме того, в 19 регионах формируются венчурные фонды, в 35 регионах за счет средств федерального бюджета поддерживаются региональные и муниципальные программы развития малого предпринимательства [2].

Некоторые исследователи  полагают, что перспективы развития рискового финансирования в России объективно тесно связаны с развитием  финансово-промышленных групп. Налаживание  их взаимодействия с малыми инновационными фирмами и специальными инновационными структурами может разрешить противоречие между невостребованностью огромного количества научно-технических разработок и необходимостью обновления технологической базы реального сектора российской экономики, обеспечив приток капитала для организации новых производств.

Другие считают, что только благодаря государственной  поддержке малый бизнес, несмотря на скромную долю в совокупных затратах на НИОКР, может стать «разработчиком»  многих важных инноваций. По нашему мнению, плюсы инновационного малого бизнеса  проявляются именно благодаря его  поддержке со стороны государства  и кооперации с крупным бизнесом.

Очень часто в  экономической литературе встречается  утверждение, что малый бизнес быстрее  и с меньшими затратами внедряет в производство свои изобретения. На наш взгляд, заявление о том, что  малый бизнес сам внедряет в производство свои изобретения не соответствует действительности. Практика свидетельствует, что внедряет в производство изобретения именно крупный, а не малый бизнес.

Малый бизнес, особенно в области инноваций, не способен быстро освоить выпуск новой продукции, так как это требует значительных вложений капитала, если речь идёт не о  мелкосерийном производстве. Создать  инновационный продукт и довести  его до широкого потребителя самостоятельно малый бизнес не может. Это возможно лишь при кооперации с крупным. Качество продукции также может быть высоким только у тех малых фирм, которые тесно взаимодействуют с крупным бизнесом через различные формы кооперации.

Как правило, малая  фирма создаёт опытный образец, получает на инновацию патент, затем  патент в случае возникновения заинтересованности крупный бизнес покупает у малой  фирмы. Это происходит в том случае, если малая фирма не создана крупным  бизнесом и является самостоятельной.

Если у инновационной  независимой малой фирмы никто  не покупает патент, тогда она либо перестаёт существовать, либо пытается реализовать инновацию самостоятельно. Однако без поддержки сделать это практически невозможно. Успех в данном случае является скорее исключением из правила. Причиной этому является недостаток ресурсов. Именно поэтому малые венчурные фирмы являются временными структурами. В современной экономике развить инновацию до промышленного массового применения может только крупный бизнес.

Близки по статусу  к находящемуся под опекой крупных  фирм венчурному бизнесу малые предприятия, действующие в рамках "бизнес-инкубаторов" при крупных фирмах. Бизнес-инкубатор подразумевает создание самостоятельных юридических лиц по результатам конкурса бизнес-проектов.

Существуют три  способа связи "бизнес-инкубаторов" с крупной корпорацией-лидером [3].Первый вариант - корпорация полностью владеет "инкубатором" и, соответственно, всеми его доходами (в форме арендной платы или прибыли от деятельности).

Второй - совместное с "инкубатором" предприятие венчурного типа, когда корпорация финансирует лишь создание "инкубатора", покрывает некоторые расходы его деятельности и предоставляет гарантии по инновационным кредитам малому бизнесу.

Третий - лицензионное соглашение, по которому корпорация предоставляет "инкубатору" право "выращивать" новые фирмы для разработки и продаж фирменной продукции и услуг (форма франшизы), но "инкубатор" распоряжается своей собственностью и доходами самостоятельно.

Таким образом, в  силу своей гибкости и адаптивности малый бизнес в инновационной  сфере, с одной стороны, как правило, выполняет роль инкубатора экономических и технологических новаций, которые в случае успеха потом распространяются на всю экономическую систему, а с другой - дает всей экономике мощный импульс устойчивой положительной динамики.


Информация о работе Совершенствование взаимодействия малого и крупного бизнеса как фактор инновационного развития экономики России