Состояние развития малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:37, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы являются анализировать сущности экономической эффективности малых и средних предприятий в условиях рыночных отношений на примере предприятий Иссык-кульской области. Для осуществления этой цели необходимо:
во-первых, изучение необходимых условий функционирования рыночной системы в республике. Рыночная экономика не мыслима без крепкой и устойчивой денежно - кредитной и финансовой системы обеспечивающей нормальное ее функционирование и ускоренное развитие.
Во-вторых, анализировать основные показатели и формы производства. В условиях развития рыночных отношений возникла необходимость коренного изменения существующих форм кооперации и собственности.

Содержание

Введение.
ГЛАВА I Организационные формы предпринимательской деятельности
1.1 Сущность и виды предпринимательской деятельности
1.2 Организационно - правовые формы предпринимательства
ГЛАВА II Состояние развития малого и среднего бизнеса
в Кыргызской Республике.
2.1 Место малого предпринимательства в экономике
Кыргызской Республики

ГЛАВА III Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике

3.1 Развитие малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике на современном этапе
3.2 Основные направления развития малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике (на примере Иссык-Кульской области).

Заключение.
Литература. .

Работа содержит 1 файл

Состояние развития малого и среднего бизнеса в КР.DOC

— 346.00 Кб (Скачать)

                    Основные факторы деструктивного  влияния сложившейся правовой среды на малые и средние предпринимательства проявляются, во- первых, в нестабильности законодательства: происходит постоянное изменение  правил деятельности предприятий в плоть до  введения законов и нормативных актов  задним числом.

                     Во-вторых, - в существенных законодательных  пробелах: дефицитности, правовых гарантий  равенстве всех форм собственности  и защиты частной собственности,  неотработанности процесса купли  - продажи. Отсутствие должного  законодательства закона о земле.

                     В - третьих, - не выполнение уже  имеющихся законов. 

                     В-четвертых, в отсутствии  реальных  механизмов защиты малого и  среднего предпринимательства от  произвола  и не компетенции   чиновников.

                     Отрицательное влияние на малое предпринимательство имеет и совершенство налогового законодательства. Уровень действующих ставок налогов превышают все пределы. Так по некоторым оценкам совокупные изъятия в республиканский бюджет и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов  и обязательных платежей достигает 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случая превышает 100% ( это ситуация вынуждает предпринимателей зачастую искать способы уклонения от налога, что в результате не приносит пользу бюджету.

                     Перечень налоговых льгот крайне  ограничен, а их позитивное  воздействие на развитие малого  и среднего предпринимательства  минимально. Лишь для небольшого  количества малых предприятий  действует порядок налогообложения   установленный законом «об упрощенной системе налогообложения учет и отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства». Поскольку он применяется только для предприятий с численностью работающих до 15 человек.

                     При этом весьма серьезные проблемы связаны с налоговой информационным обеспечением. И его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически не доступны для налогоплательщика. Ситуации когда вопрос налогообложения регулируется несколькими сотнями правовых актов и инструктивных документов, работник налоговых органов могут толковать все неясности двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета. Далека от стабильности и политической обстановки в стране, что разумеется в не лучшем образом влияет на поведение субъекта малых и средних предприятий в области инвестиции  и подрывает возможность применения на микро-уровне стратегического планирования. Нет сомнения в том, что факторы политической не стабильности является главным препятствием для иностранных инвестиций то есть в сфере мелкого производства.

                    необходимо еще раз подчеркнуть,  что особенностью сектора экономики  малого и среднего предпринимательства которая должна быть положена в основу государственной политики является высокая степень зависимости состояния малого и среднего предпринимательства от динамики макро - экономических показателей и факторов воздействия внешней среды.

              Те проблемы и трудности которые  крупными предприятиями могут  быть преодолимы за счет использования  внутренних ресурсов и возможностей  экономического и политического  влияния на внешнюю среду. Для  малого и среднего предпринимательства представляет непосредственную угрозу их существование.

               Можно утверждать. Что многие  проблемы развития малого предпринимательства  порождены  именно недостатками  государственной политики, определяющие  основные параметры внешней среды,  в которой происходит развитие малого предпринимательства. Таким образом можно выделить проблемы которые возникли на пути развития малого и среднего предпринимательства в основном «по вине государственной экономической политики»:

  • Ограниченность внутреннего рынка в том числе спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов. Предприятия потребители  и низкой покупательской способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков.
  • Ориентация экономической политики на обеспечение ресурсов крупных хозяйственных структур. Монополизация факторов производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализацию государственной политики.
  • чрезмерная жесткость фискальной и кредитно - денежной политики приводящей к обострению проблем воспроизводства  и как следствие вынужденное бегство субъектов малого и среднего предпринимательства в теневую экономику, усиление региональной дифференциации экономики  и регионализации внутреннего рынка в следствии роста транспортных тарифов, не достаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, что приводит к неравным условиям для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в различных регионах.
  • Не урегулированность  и «не прозрачность» трудовых отношений между владельцами и наемными работниками затрудняющие выявление  и решение социальных конфликтов на правовой основе.
  • Неполнота и противоречивость нормативно - правовой базы, неурегулированность отношений к собственности и как следствие трудности участия субъектов малого и среднего предпринимательства институциональных преобразованиях не возможность стратегического планирования.
  • Сохранение на практике  не ровного отношения отдельных органов власти  и их должностных лиц как к предприятиям различных форм собственности и размеров и как следствие дополнительные трудности субъектов  малого предпринимательства при взаимодействии с этими органами (регистрация лицензирование).

         В результате воздействия   этих и множества других рассмотренных  негативных факторов  в ближайшее  время может быть исчерпан  внутренний «резерв прочности» субъектов малого предпринимательства, по крайней мере в отдельных отраслях и регионах.

        Полностью устранить или полностью  ограничить их действие можно  с помощью мер государственной  поддержки малого и среднего  предпринимательства, а также при значительном улучшении всех факторов внешней и внутренней среды малого и среднего предпринимательства.

 

  1.  Организационно - правовые формы предпринимательства.

 Малое и среднее предпринимательство   играет исключительно важную роль  в экономической и социальной жизни развитых капиталистических стран.

Так, в США в 1996-2000 г.г. небольшие фирмы производили  более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

 В отдельных сферах экономики  малые предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания -81%, в строительстве -80%, в финансовой сфере -60%, в розничной торговле- 55%, в обрабатывающей промышленности -21%  на малые фирмы в указанный период приходилась почти половина всех занятых  в частном секторе: - 12млн. чел.  В сфере обслуживания; - 10,1 в розничной торговле; 4,4 в оптовой; в обрабатывающей промышленности заняты - 8; в строительстве -4,3; в транспорте -2;в добывающей промышленности -0,5; в сельском хозяйстве -0,8; 3,2 млн. чел. Было занято финансовой деятельностью.

Особо важную роль малый  и средний бизнес играет в решении  проблем занятости: в 80-егоды 80% всех новых рабочих мест были созданы  мелкими фирмами, более 1000млн. чел. Американцев прямо или косвенно зарабатывали средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные суммы в виде налогов на прибыль.

               Процесс развертывания малых  предприятий тесно связан с  отраслевой спецификой и экономическими механизмами действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран процессом формирования малой экономики в Кыргызстане следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной  и производственной инфраструктуры. Отраслевой структуре народного хозяйства то есть необходимо учитывать социо - культурные особенности используемого опыта

              Национальной особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственную структуру. В Западно Европейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

                2 млн. мелких и средних фирм  производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширение возможности финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развития.

              Малые и среднике компании  число которых превышает средние  показатели по ЕС, образуют основу  обновления экономики страны. Они  уже доказали свою способность  обеспечить высокий уровень конкурентоспособности  экспортной продукции. 

              Малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно - продовольственном секторе, подрядных работах, издательском деле, авиа и судостроении.

               Малые и средние фирмы производят  основную часть промышленной  продукции. Уже в 1982 году компании с числом занятых менее 10 человек составляла 70% всех промышленных компаний. А фирмы с количеством занятых в 500 человек лишь 0,4 %.

                 В пределах одной страны на  отраслевую структуру малого  предпринимательства оказывает  влияние региональные особенности развития экономики. Так например, в Италии действуют три различных региональных экономических моделей.

 Для регионов характерным  обилием крупных промышленных  предприятий специализирующихся  на массовом производстве или  непрерывных технологических процессов. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности. Растущее взаимодействие малых и средних предприятий затрагивает не только само производство. Она охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность - финансовые технологическую сферу, проектирования инновации снабжение и сбыт.

             Малые и средние предприятия  развивались достаточно автономно.  Промышленные зоны в которых  располагается сотни и тысячи  мелких предприятий традиционных производств (керамическая плитка, одежда, обувь, трикотаж) высокоспециализированные.

             Традиционно низкий уровень экономического  развития и социального несбалансированность  значительной степени сохраняется  и поныне. Попытка правительства  провести индустриализацию региона путем строительства государственных предприятий  и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция  молодых  и наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию малого бизнеса.

          Таким образом становление и  развитие различных форм предпринимательства  во многом - следствие специфических  особенностей регионов. Наряду с  этим жизнеспособность малых  предприятий обеспечивается в  первую очередь социальную и  институциональную структуру общества. Как свидетельствует опыт той же Италии малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества; поэтому надежды на возможность построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия не достаточно.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II      Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике.

 

2.1    Место  малого предпринимательства в  экономике Кыргызской Республике 

 

             Новая система управлении экономикой предусматривает прежде всего перевод предприятий на начало  хозяйственной самостоятельности и самофинансирования. В странах СНГ идет активный поиск форм и методов концентрации  и централизации денежных средств. Результатом этой деятельности явилось  создание акционерных предприятий и обществ. Возникли они почти во всех отраслях  народного хозяйства. Создание акционерных обществ, объединение капиталов для решения конкретных задач позволили в небывало короткий срок   преобразить мир. По этому поводу Карл Маркс писал: «Мир до сих  остался бы без железных дорог, если бы находилось дожидаться  пока накопление не доведет  некоторые отдельные капиталы  до таких размеров, что они могли бы справиться с постройкой  железных дорог». Напротив, цивилизация по средствам акционерных обществ  занимает господствующие позиции во всех странах мира. 1975 году в Англии действовали свыше полумиллиона, а в США более  двух миллионов акционерных компаний.  И хотя в США предпринимательские корпорации составляют лишь около 10% общего числа  зарегистрированных предпринимателей тем не менее они получают  львиную долю предпринимательских доходов. (84 %) . Тогда же корпорации производили 98,8 % всей продукции.

            В различных сферах экономики  в тот или иной временный  период  должны функционировать разные, в наибольшей степени отвечающие  потребностям рынка, спросу потребителей и способностям данной  сферы, виды предприятий, относящихся к разным формам собственности. Между ними должны развернуться конкурентная борьба за наилучшее удовлетворение требований потребителей.

         Индивидуальная трудовая деятельность  впервые законодательное закрепление  получила права гражданина  Кыргызской  Республики на владение акциями   и другими ценными бумагами, по  выкупу или  прямой передаче в личную собственность  нанимаемой у государства квартиры или дома. Принципиальным моментом является новое  положение о возможности граждан Республики  владеть средствами производства, произведенной продукцией,  полученными доходами и различными имуществами, которые необходимы для  самостоятельного ведения хозяйства. Это имущество находиться обычно  в долевой собственности членов семьи, других лиц,  совместно ведущих хозяйство.

          По Иссык-Кульской области на  учете государственной налоговой   инспекции состоят всего 429 организаций, предприятий и учреждений. Из них акционерных обществ - 144, малые  предприятия -282. Наиболее крупной налоговой инспекцией является   государственная налоговая инспекция по г.Каракол. Государственная налоговая инспекция  по г.Каракол обеспечивает поступление  в бюджет налогов и сборов в среднем ежемесячно от 2,0млн. сомов- до 2,5 млн. сомов. В государственной налоговой инспекции по г.Каракол работают 40 человек и состоит из 4 отделов:

Информация о работе Состояние развития малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике