Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 14:37, реферат
Целью настоящей работы является изучение порядка формирования и регулирования  золотовалютных резервов России.
     Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
Изучить исторические и теоретические основы формирования и использования золотовалютных резервов России. 
Проанализировать состояние и динамику формирования золотовалютных резервов. 
Рассмотреть роль золотовалютных резервов в развитии экономики.
Введение…………………………………………………………………….3
Состояние и динамика формирования, регулирования и использования золотовалютных резервов в России………………………………………5 
1.1 Структура и динамика ЗВР РФ……………….……………………5
1.2 Регулирование золотовалютных резервов…….…………………..7
Роль ЗВР в развитии современной экономики и тенденции в регулировании и использовании этих резервов………………...………12 
Возможные направления и способы использования………...…..12 
Направления рационального использования…………………….17 
Заключение…………………………………………………..……………26
Список  литературы
Эта задача особенно актуальна в период кризиса, чтобы предотвратить ситуацию, когда российское правительство не сможет заплатить очередной транш по государственному долгу из-за неликвидности международных резервов, даже крупных по объему. Вложение средств в более «короткие» активы, естественно, снижает их доходность (см. табл. 2), хотя даст возможность повысить ликвидность. Поэтому досрочный выкуп краткосрочных долгов является первоочередной задачей управления государственным долгом и международными резервами.
Процентные ставки по еврооблигациям российского правительства гораздо выше доходности государственных ценных бумаг. Вложение средств ЦБ России в них, несомненно, повысило бы доходность его активов.
Например, если временно потребность в резервах снижается, часть резервов можно перевести в обычные активы и использовать для получения доходов. Разумеется, игра на бирже для него непозволительна, но вложение средств (через систему рефинансирования) в кредитование российских экспортных проектов за рубежом (при наличии гарантии правительства) было бы более выгодным зрения создания высокодоходных среднесрочных активов.
Остается актуальной также проблема оптимизации структуры по видам валют, в которых номинированы международные резервы, поскольку часть золотовалютных резервов должна размещаться иностранные активы. При этом должны быть исключены потери от переоценки валютных активов ЦБ РФ из-за взаимных колебаний курсов доллара и евро.
     Для 
устранения подобных рисков структура 
резервов должна соответствовать валютной 
структуре внешнего госдолга. Тогда 
убытки (прибыли) при изменении курса 
доллара к евро по резервам будут 
в основном компенсироваться прибылями 
(убытками) по государственным долгам. 
При равенстве резервов и внешнего 
госдолга компенсация будет полной. 
При приобретении Банком РФ долгов 
российского правительства, если долг 
номинирован в долларах и его 
курс относительно рубля упал, правительство 
уменьшает платежи Банку РФ в 
рублевом выражении. При этом прибыль 
последнего соответственно снижается, 
и он сокращает платежи в 
     В 
целом должна быть повышена транспарентность 
управления резервами и эффективность 
их использования. Но пока, как отмечалось 
выше, структура резервов по странам 
и видам инструментов неизвестна. 
Она публикуется в общем виде, 
недоступном для анализа 
     Очевидно, 
при оптимизации структуры 
     Временные 
рамки безболезненной абсорбции 
экономикой избыточных ЗВР можно 
определить весьма приблизительно из-за 
многих непредсказуемых факторов: колебаний 
потребности в ЗВР в связи 
с конъюнктурой мирового рынка, изменений 
в геополитической сфере, в социально-политических 
условиях поддержания стабильности 
российского общества и государства. 
В таблице 4 представлены наши оценки 
минимальной потребности России в ЗВР. 
Таблица 3
Минимальная потребность России в ЗВР (млрд долл)
| Потребности | 2007 г. | 2010 г. | 
| на покрытие шестимесячного импорта | 85 | 130 | 
| На обеспечение внешнего госдолга | 45 | 45 | 
| На поддержку корпоративных внешнеэкономических обязательств | 85 | 45 | 
| Прочие | 20 | 20 | 
| Итого | 235 | 240 | 
Указанная потребность по первым двум позициям увязана с трехлетним бюджетом на 2008-2010 гг. Часть ЗВР на поддержку корпоративных внешних заимствований определена в первом приближении из расчета 50-процентного участия государства в суммарном акционерном капитале корпораций и покрытии половины их задолженности в случае дефолта за счет ЗВР. Эта часть должна снижаться вследствие предполагаемого постепенного выхода государства из капитала частных и смешанных корпораций. Таким образом, рост потребности в ЗВР в рассматриваемом периоде связан в основном с планируемым увеличением импорта.
Продолжение стратегии наращивания ЗВР без их использования на нужды экономики и социальной сферы приведет, согласно условному расчету, приближенному к действующие тенденциям, к увеличению ЗВР страны в 2007 г. до 500 млрд долл., в 2008 г. — до 600 млрд, в 2009 г. — до 700 млрд, в 2010 г. — до 800 млрд долл. Постепенное снижение прироста ЗВР за счет экспорта продукции нефтегазового комплекса может быть компенсировано путем наращивания экспорта продукции других отраслей: цветной и черной металлургии, машиностроения, включая экспорт вооружений, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности и др. К сожалению, экспортный потенциал этих производств при составлении бюджета страны учитывается недостаточно.
Следовательно, избыточные по сравнению с минимально достаточным - не уменьшаемым уровнем ЗВР финансовые ресурсы составят в 2007 г. (500-235) - 265 млрд., в 2010 г. (800-240) -560 млрд. долл.
     Очевидно, 
одномоментного вливания столь крупных 
финансовых ресурсов в российскую экономику 
допустить нельзя. Оно должно быть 
строго дозированным и целенаправленным, 
иначе может произойти 
     О 
масштабах нехватки нынешних бюджетных 
средств особенно наглядно свидетельствует 
ситуация с национальным проектом «Здоровье». 
Спустя 1,5 года после начала его реализации 
состояние здравоохранения 
Не лучше обстоит дело и с лечением других заболеваний. По данным бывшего главы Минздравсоцразвития М.Зурабова, потребность в выполнении операций опорно-двигательной системы и по профилю травматологии удовлетворяется лишь на 14%, по нейрохирургическому профилю - на 11-12%.
     Неотъемлемой 
составной частью национального 
проекта «Здоровье» является программа 
дополнительного льготного 
Так, против тяжелого заболевания крови - лейкемии имеется единственное эффективное лекарство - гливек, месячный курс лечения которым стоит 100 тыс. руб. - сумма, бедным не доступная. Вследствие ограниченности выделяемых средств программа ДЛО вообще не включает дорогие, эффективно действующие лекарства.
Наряду с отставанием медицины и фармакологии на смертность в России существенно влияет состояние инфраструктуры, и в частности обеспеченность автодорогами. Даже в центральной части страны плотность автодорог в три раза ниже, чем во Франции, и в 2,5 раза ниже, чем в США. России не хватает 2 млн км дорог. Во многом по причине плохих дорог в автоавариях в нашей стране погибает в среднем 35 тыс. человек в год - столько, сколько СССР потерял за всю афганскую воину 1979 - 1989 гг. Экономические потери от неудовлетворительного состояния дорожной сети оцениваются в 3% ВВП.
     Последним 
президентским Посланием 
Ежегодное дополнительное поступление 100 млрд. долл. на нужды экономики и населения России в корне изменит условия развития страны в обозримой перспективе и приведет к существенному повышению уровня жизни населения. Крупномасштабное использование в народном хозяйстве избыточных ЗВР будет также содействовать активному привлечению инвестиционных ресурсов бизнеса и граждан, которые получат реальные гарантии своим вложениям.
     Предложения 
об использовании избыточных ЗВР 
для развития экономики и социальной 
сферы наталкиваются на жесткое 
сопротивление денежно-
     На 
инфляцию оказывают влияние, помимо 
расширения денежного предложения, 
и другие факторы, например рост внутренних 
цен на газ, электроэнергию, услуги 
жилищно-коммунального 
     Отдельные 
правительственные чиновники 
     Излишки 
денежных ресурсов можно стерилизовать 
на основе расширения и большего разнообразия 
видов заимствований на федеральном 
и региональном уровнях, в том 
числе внедряемых с помощью банковской 
системы. Так, муниципальные займы 
на развитие и поддержание инфраструктуры 
могли бы в качестве инвесторов привлекать 
не только предприятия, но и жителей, 
которые непосредственно 
Информация о работе Состояние и развитие рынка золотовалютных резервов в России