Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей РБ с ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского Союза.
Для достижения вышеуказанной цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть внешнюю торговлю РБ со странами мировой экономики
проанализировать динамику и структуру внешней торговли Беларуси и стран Евросоюза;
изучить динамику и структуру инвестиций стран Европейского Союза в белорусскую экономику;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………….………..…......3
1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ БЕЛАРУСЬ СО СТРАНАМИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………...5
1.1. Динамика внешней торговли РБ со странами мировой экономики……5
1.2. Развитие внешней торговли РБ с отдельными странами мировой экономики………………………………………………………………………...12
2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РБ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ………………………………………………………………….……..18
2.1. Динамика внешней торговли РБ с ЕС……………………………….....…18
2.2. Развитие внешней торговли РБ с отдельными странами-членами ЕС…………………………………………………………………………………21
2.3. Динамика инвестиций ЕС в белорусскую экономику……………….…..27
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РБ СО СТРАНАМИ ЕВРОСОЮЗА……………....................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… …

Работа содержит 1 файл

default.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Источник: [10,с.14]

   В Беларуси привлечение и использование прямых иностранных инвестиций   также происходит в форме создания предприятий с иностранными инвестициями: совместных предприятий (СП) и иностранных предприятий (ИП). Многие исследования позволяют утверждать, что функционирование предприятий с иностранным капиталом более эффективно, в сравнении с аналогичными мононациональными предприятиями. Эффективное использование ПИИ в форме СП и ИП положительно влияет на реструктуризацию, включая рост производительности, новые методы руководства, расширение ассортимента товаров и их опосредованное влияние на другие предприятия.

     С участием итальянского капитала в Беларуси действовало 195 предприятий, 22 из которых зарегистрировано в 2009 году.[1]

       В Беларуси зарегистрированы 352 предприятия с участием германского капитала, из них 187 совместных и 165 иностранных. Кроме того, в республике функционируют 97 представительств германских фирм. На территории ФРГ действуют 7 представительств белорусских субъектов хозяйствования.[15] На территории Беларуси действует 41 предприятие с участием французского капитала, 23 из них - совместные предприятия, 18 - иностранные. Также на начало 2009 года в Беларуси было зарегистрировано 18 представительств австрийских компаний, 69 предприятий с участием австрийского капитала, в том числе - 40 СП и 29 ИП, общий сформированный уставный капитал которых составил 57,8 млн.долл.США.

     По состоянию на первое января 2010 года в Беларуси зарегистрированы 255 организаций с участием капитала из Латвии, в том числе 131 совместное и 124 иностранных предприятий, в уставные фонды которых внесено 20,9 млн. долларов латвийских инвестиций.

     В Латвии по состоянию на первое января 2010 года действует 631 предприятие с белорусским капиталом, причем за 2009 год зарегистрировано 48 новых предприятий.[14]

  1. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ  РБ СО СТРАНАМИ  ЕВРОСОЮЗА
 

     Евросоюз  – в высшей степени емкий и  перспективный рынок для белорусских  предприятий. Отсутствие внутренних торговых барьеров обеспечивает беспрепятственную циркуляцию товаров, услуг и инвестиций из третьих стран между всеми 27-ю государствами-членами Евросоюза, а наличие единой валюты облегчает взаимные расчеты в торговле со всеми странами валютного союза.

     Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском  векторе  внешней политики является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного  интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

       Беларусь – надежный партнер  Евросоюза не только с точки  зрения поддержания социально-экономической  стабильности в регионе, но  и по стратегически важным  вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.

       РБ  выступает за развитие равноправного диалога и всестороннего сотрудничества с Еврокомиссией и государствами-членами ЕС, в том числе, в рамках инициативы «Восточное партнерство». Долгосрочная цель Республики Беларусь – обеспечение сбалансированного, взаимовыгодного взаимодействия как с Евросоюзом, так и с Россией.

    Выгоды  сотрудничества с таким глубоко  интегрированным объединением особенно очевидны в контексте стоящих  перед Республикой Беларусь задач  по дальнейшему укреплению национального  суверенитета, государственному строительству, модернизации и реформированию белорусского общества и экономики и интегрированию нашей страны в систему международных отношений в качестве ее равноправного участника.

      Что касается перспектив инвестиционного  сотрудничества Республики Беларусь с странами Европейского Союза, то наблюдается тенденция роста притока капитала на территорию Беларуси. В этой связи необходимо активизировать инвестиционное сотрудничество со странами Европейского Союза посредством разработки и информирования потенциальных европейских инвесторов о новых инвестиционных проектах. На сегодняшний день страны ЕС лидируют по объемам инвестиций в экономику Республику Беларусь. Ежегодно увеличивается количество созданных на территории Беларуси совместных и иностранных предприятий с участием европейского капитала (на начало 2010 г. – 1983 предприятия). В 2010 г. прямые инвестиции из ЕС составили 4,039 млрд. долларов.[7]

      Белорусская торгово-промышленная палата способствует развитию  инвестиционного сотрудничества между Республикой Беларусь и  странами ЕС. В ходе деловых визитов  в страны ЕС, международных выставок и ярмарок распространяется информация об инвестиционных проектах и условиях деятельности иностранных инвесторов в Республике Беларусь. В результате вступления в ЕС восьми стран Восточной Европы – традиционных торговых партнеров Республики Беларусь – существенно возросло значение дальнейшего развития с ними экономического сотрудничества, в том числе и на региональном уровне (программы добрососедства, развитие межрегиональных деловых связей). Так, одним из направлений развития торгово-экономических отношений со странами ЕС является участие Беларуси в программах добрососедства ЕС (в рамках региональных программ INTERREG). При реализации этих программ средства могут быть предоставлены на развитие малого и среднего бизнеса, приграничной торговли, туристической отрасли и др.

      Важным  механизмом информирования мирового сообщества о возможностях ведения бизнеса  в Беларуси и привлечения инвестиций в страну являются Белорусские инвестиционные форумы, которые в последние годы организуются  Правительством нашей страны. Первый такой форум прошел в 2008 году в г.Лондоне, второй – в 2009 году в г.Минске.

        Третий Белорусский инвестиционной  форум состоялся 17 ноября 2010 г.  в г. Франкфурте-на-Майне в рамках  Европейской финансовой недели. Инвестфорум привлек значительный интерес зарубежных деловых кругов – в нем приняли участие свыше 600 представителей органов государственного управления и деловых кругов Беларуси, Германии, России, Польши, Италии, Литвы, Латвии, Израиля, США, Канады и других государств. Белорусскую правительственную делегацию возглавил Премьер-министр Республики Беларусь Сидорский С.С.

        По итогам форума  было заключено  более 20 соглашений по реализации  инвестиционных проектов в сферах  черной металлургии, гостиничного  бизнеса, переработки отходов, машиностроения, пищевой промышленности, ветроэнергетики. Озвученная сумма ожидаемых инвестиций – 2,7 млрд. долларов США.[7]

        Среди наиболее значимых инвестиционных  проектов, реализация которых предусматривается  заключенными соглашениями, следует указать организацию производства на РУП «Белорусский металлургический завод» горячекатаного листового проката совместно с итальянской компанией «Даниэли энд Ко Оффичинэ Мекканикэ С.п.А.» (предварительная стоимость проекта – 465 млн. евро); организацию производства на ОАО «Белкоммунмаш» поездов для нужд государственной организации «Белорусская железная дорога» совместно с польским холдингом «Рельсовый транспорт PESA Быдгощ» (стоимость проекта – 92 млн. евро); создание австрийской компанией «Кроноспан» на базе неиспользуемых площадей РУП «Сморгонский агрегатный завод» экспортоориентированного высокотехнологичного производства в области деревообработки (стоимость проекта – 150 млн. долларов США).

        В сложный период мирового  финансово-экономического кризиса белорусская экономика продемонстрировала свою устойчивость перед его негативным воздействием.

        При этом наша страна предпринимает  беспрецедентные усилия по реформированию  и либерализации экономики, которые  получают позитивную оценку со  стороны международных структур, в том числе МВФ, Всемирного банка и Международной финансовой корпорации.

        Согласно докладу МФК и ВБ  «Ведение бизнеса 2011: Проведение  реформ в трудные времена»  Беларусь второй год подряд  вошла в десятку стран-лидеров,  наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности в  последние  пять лет. В данном докладе Беларусь заняла 68-е место по условиям ведения бизнеса из 183 стран, поднявшись в рейтинге на 60 позиций за последние два года. Работа в этом направлении продолжается. Стратегическая цель – вхождение Беларуси в число первых 30 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.[7]

        Принципиально новые возможности  для вывода экономического сотрудничества  с европейскими странами на  новый уровень открываются в самых разных областях в связи с участием Беларуси в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном и снятием внутренних таможенных барьеров на экономическом пространстве с населением в 170 млн. человек. Правительство Беларуси предпринимает усилия по созданию современнейших таможенных и логистических центров и превращению нашей страны в стратегическую площадку для продвижения европейской продукции на Восток.

     Весьма  перспективным является развитие межрегиональных деловых связей со странами-членами ЕС. Проявляют большую заинтересованность к установлению контактов с белорусскими деловыми кругами и предприниматели из различных регионов Венгрии (области Дебрецен, Сольнок), Польши (Белостокское воеводство), Словакии,  Эстонии. Рынок Европейского Союза является одним из наиболее важных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, несмотря на то, что он характеризуется высокой степенью защищенности и сложностью доступа к нему для белорусских производителей из-за необходимости соблюдения при экспорте многочисленных технических норм и стандартов, параметров экологической чистоты, энергопотребления и  безопасности (например, при экспорте сельскохозяйственной, строительной и машино-технической продукции). В этой связи значительную помощь могла бы оказать совместная деятельность с соответствующими структурами новых стран-членов, занимающимися вопросами стандартизации и сертификации. Углубление отношений с ЕС в новых границах требует от Республики Беларусь выработки соответствующей стратегии внутренней и внешней экономической политики, направленной на разрешение существующих проблем, а также учитывающей прогнозы развития европейских рынков.

      Рост  заинтересованности компаний стран-членов ЕС в возврате на традиционные рынки, включая рынок Республики Беларусь, открывает возможность для продвижения белорусской продукции на рынки ЕС через новые страны-члены, используя различные инструменты (создание объектов товаропроводящей сети (ТПС), встраивание белорусских производителей в производственно- кооперационные цепочки и пр.). Развитие товаропроводящей сети отечественных предприятий в странах ЕС (создание объектов ТПС, расширение дилерских, сервисных и представительских сетей), особенно в новых странах-членах, также можно отнести к числу приоритетных направлений сотрудничества. При создании товаропроводящей сети в ЕС предпочтение целесообразно отдавать открытию представительств с правом ведения коммерческой деятельности (в юридических формах в соответствии с законодательством ЕС), с собственными центральными и региональными базами и сервисными центрами, либо работе с известными крупными зарубежными торговыми сетями. Примерами успешного функционирования структур ТПС белорусских предприятий в ЕС являются ТПС МТЗ в Польше, МАЗ в Латвии и Литве, представительства Минлесхоза в Латвии и концерна «Белпищепром» в Эстонии.

      В 2010 году Евросоюзом начат процесс  подготовки переговоров с Беларусью  по заключению соглашений об упрощении  визовых процедур и реадмиссии.

        Дополнительные возможности для  взаимодействия с ЕС открывает инициатива ЕС «Восточное партнерство», предполагающая существенное углубление сотрудничества Евросоюза с шестью странами-партнерами: Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.

       7 мая 2009 года национальная делегация  во главе с Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь приняла участие в учредительном саммите «Восточного партнерства» в Праге. Белорусские представители вносят активный вклад в деятельность рабочих органов ВП и текущие многосторонние консультации с ЕС по вопросам дальнейшего развития «Восточного партнерства» и Европейской политики соседства в целом.[7]

        Наша страна выступает за наполнение  «Восточного партнерства» содержанием,  максимально отвечающим прикладным  интересам стран-партнеров в плане  социально-экономического развития, модернизации и сотрудничества с Евросоюзом в приоритетных областях. Совместно с другими странами белорусская сторона инициирует разработку в рамках ВП конкретных проектов, направленных на развитие сети энергетических и транспортных коммуникаций, укрепление региональной энергетической безопасности, противодействие экологическим угрозам, повышение эффективности охраны границ и таможенного обеспечения торговли между странами-партнерами и ЕС. Предлагается создание региональных механизмов привлечения инвестиций, а также полноценного «бизнес-измерения» ВП в виде постоянно действующей платформы для диалога и сотрудничества между деловыми кругами и экономическими структурами стран-партнеров и ЕС.

        В соответствии со своими долгосрочными интересами на европейском направлении наша страна в качестве члена таможенного союза Беларуси, России и Казахстана выступает за начало сближения таможенного союза и Евросоюза на базе единой интеграционной платформы путем поступательной взаимной гармонизации нормативной сферы и либерализации торговли между двумя интеграционными объединениями.

        В качестве шага в направлении  выстраивания такой платформы  Беларусь, Россия и Казахстан  в ноябре 2010 года приступили к  официальным переговорам о создании  зоны свободной торговли со странами-членами Европейской ассоциации свободной торговли (Исландией, Лихтенштейном, Норвегией и Швейцарией), тесно интегрированными с Евросоюзом в рамках Европейского экономического пространства.

Информация о работе Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей РБ с ЕС