Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:24, реферат
На данном этапе развития Беларуси большое внимание следует уделять политическому и экономическому сотрудничеству с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. У этих государств сходные с Беларусью политические позиции и подходы к основополагающим принципам современного мироустройства. Они является для республики перспективными рынками сбыта, потенциальными инвесторами; на их долю приходится основные запасы полезных ископаемых и энергоносителей; здесь проживает абсолютное большинство населения планеты.
Магриб
На данном этапе развития Беларуси большое внимание следует уделять политическому и экономическому сотрудничеству с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. У этих государств сходные с Беларусью политические позиции и подходы к основополагающим принципам современного мироустройства. Они является для республики перспективными рынками сбыта, потенциальными инвесторами; на их долю приходится основные запасы полезных ископаемых и энергоносителей; здесь проживает абсолютное большинство населения планеты.
Неоднократно в выступления президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отмечал, что неплохо развивается сотрудничество нашего государства с африканскими странами, особенно Северной Африки, то есть арабским миром, с которыми развивались связи еще в период существования БССР. Негативная реакция западного сообщества на референдум в Республике Беларусь в 1996 г. и последующий кризис отношений явились существенными факторами для более активного сотрудничества с арабским миром, который мог, по мнению руководства Беларуси, служить источником инвестиций в белорусскую экономику и представлял собой емкий рынок товаров и услуг. К этому следует добавить, что и сами арабские страны проявляли неподдельный интерес к установлению и развитию сотрудничества с Республикой Беларусь в различных сферах. Со временем в белорусском внешнеполитическом курсе сложилось арабское направление, определились свои приоритеты. [8]
Одним из векторов в развитии отношений с арабским миром является Магриб, который включает пять североафриканских стран – Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания. Затрагивая историю создания этого союза нужно упомянуть о следующем.
Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) — Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г. Соглашение о создании союза было заключено в 1989 г. Председателем совета поочередно становится каждая страна.[12]
Все государства являются членами Лиги арабских государств, и, за исключением Марокко, Африканского союза. С точки зрения экономической интеграции договор о создании предусматривал создание зоны свободной торговли, затем таможенного союза.
На Европу приходится 2/3 внешнеторгового оборота Магриба , 60-70% экспортируемой нефти (Ливия – до 90%) и нефтепродуктов, 80% фосфоритов и продуктов их переработки, а также различных видов промышленного сырья и продукции сельского хозяйства. Из Европы в страны Магриба поступает 65-79% импортируемого промышленного оборудования и полуфабрикатов, готовых изделий, продовольственных товаров. Постоянно возрастает технологическая зависимость стран Северной Африки от западноевропейских государств.[8]
Марокко
В качестве приоритета Беларуси в Магрибе была выбрана Ливия, однако, пожалуй, более существенными, с экономической точки зрения, являются отношения с Марокко, которые развиваются, несмотря на возникающие некоторые трудности, довольно успешно. При определенном внимании белорусской стороны к возможностям углубления белорусско-марокканских отношений именно Марокко могло бы стать важнейшим партнером Республики Беларусь не только в данном субрегионе, но и во всем арабском мире.
Страны установили дипломатические отношения 8 мая 1992 г. Королевство стало первым из магрибских государств, установившим подобный уровень отношений. Более того, Рабат (столица Марокко) проявлял инициативу открытия первого посольства Республики Беларусь в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Однако белорусская сторона сочла необходимым открыть посольское учреждение первоначально в Ливии.
Несмотря на то что Королевство Марокко является аграрной страной, оно обладает рядом достаточно развитых отраслей промышленности, как-то, горнодобывающая (основная отрасль), химическая, переработка фосфатов, нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная, кожевенная промышленность. Государство контролирует горнодобывающую промышленность, энергетику и внешнюю торговлю. Правительство проводит линию на стимулирование частного предпринимательства с привлечением иностранного капитала. Бурно развивается сфера туризма (ежегодный доход от туризма составляет более 2 млрд дол.). Основная отрасль промышленности — горнодобывающая. Однако важными составляющими марокканской экономики остаются сельское хозяйство, в котором занято более 40% активного населения, и морское рыболовство. [1]
Инфляция в 2009г. по оценке Верховного комиссариата по планированию составит 2,1% (3,9% – 2008г.). Общий индекс стоимости жизни в Марокко вырос на 1,9% и составил 187,5 пункта (184-2008г.). [10]
Таблица 1: Сравнительная характеристика Республики Беларусь и Королевства Марокко на 2009г.
| Республика Беларусь | Королевство Марокко |
ВВП (паритет покупательной способности): | 103,5 млрд. долларов США | 137,3 млрд. долларов США |
Рост ВВП: | 8,2% | 5,9% |
Доходы на душу населения: | 10 600 долларов США | 4000 долларов США |
Структура ВВП: | сельское хозяйство: 8,7% промышленность: 40,6% сфера услуг: 50,6% | сельское хозяйство: 14,7% промышленность: 38,9% сфера услуг: 46,5% |
Бюджет: | доходы: 20,57 млрд. долларов США расходы: 20,87 млрд. долларов США | доходы: 26,09 млрд. долларов США расходы: 28,41 млрд. долларов США |
Уровень инфляции: | 8,4% | 2,1% |
Основные производимые товары и услуги: | зерновые, картофель, овощи, говядина, молочные продукты, металлообрабатывающее оборудование, тракторы, грузовые автомобили, грейдеры, мотоциклы, удобрения, холодильное оборудование. | зерновые, цитрусовые, вино, овощи, оливки, мясо; фосфаты, продукты питания, кожаные изделия, текстиль, строительство, туризм. |
Экспорт: | 24,47 млрд. долларов США | 16,14 млрд. долларов США |
Импорт: | 28,32 млрд. долларов США | 34,44 млрд. долларов США |
Объем внешнего долга: | 7,347 млрд. долларов США | 21,11 млрд. долларов США. |
Примечание – Источник [8]; [9]
Марокко весьма положительно восприняло внешнеполитический курс Республики Беларусь на развитие сотрудничества с арабскими странами и выразило готовность к расширению политических контактов, формированию договорно-правовой базы двусторонних отношений. Однако выбор Ливии в качестве приоритета в Магрибе и сосредоточение внимания на развитии сотрудничества с последней не позволили реализовать проявленную инициативу.
Во время церемонии вручения верительных грамот 3 апреля 2002 г. Посол Королевства Марокко в Республике Беларусь по совместительству А. Жедауи подчеркнул, что развитие политического диалога посредством регулярных белорусско-марокканских консультаций поможет созданию более справедливых, гуманных и сбалансированных международных отношений. Это свидетельствует о том, что стороны стремятся к активизации политических контактов и углублению отношений в данной сфере. [1]
Развитие двусторонних экономических связей с Марокко имеет положительную направленность, хотя не всегда сбалансировано. Тому подтверждение следующая статья:
«4 апреля 2009г., Минск /Людмила Класковская - БЕЛТА/. Вопросы, касающиеся активизации межпарламентского сотрудничества между нашей страной и Королевством Марокко обсуждались 4 апреля 2009г. на встрече председателя Палаты представителей Национального собрания Вадима Попова с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Марокко в Российской Федерации и Беларуси /по совместительству/ Абдельмалеком Жеддауи.
Как отметил спикер нижней палаты белорусского парламента, последние пять лет рост товарооборота между двумя странами шел по возрастающей. Однако отсутствие эффективного правового поля негативно отражается на установлении более тесного торгово-экономического сотрудничества и наращивания товарооборота. По словам Вадима Попова, парламентарии двух стран должны более активно работать над созданием договорно-правовой базы. Речь прежде всего идет о таких важнейших документах, как соглашения о взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения и других.
В качестве положительного примера Вадим Попов назвал сотрудничество двух стран в области образования отметив, что сегодня в белорусских высших учебных заведениях обучается 54 студента из Марокко. Потенциал для взаимовыгодного сотрудничества, сказал он, имеется и в других сферах - промышленной, сельскохозяйственной. Спикер также подчеркнул, что принятый белорусским парламентом инвестиционный кодекс создает для зарубежных инвесторов весьма благоприятный инвестиционный климат.
Установление более тесных контактов между двумя странами, по мнению сторон, послужит планируемый в апреле этого года визит в Марокко министра иностранных дел нашей страны. В ходе этого визита планируется подписание ряда соглашений о торгово-экономического сотрудничестве между Беларусью и Марокко».[4]
С Марокканским королевством также согласован проект протокола о консультациях между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Министерством иностранных дел и сотрудничества Королевства Марокко. На рассмотрении сторон находятся проекты Соглашения о культурном, научном и техническом сотрудничестве и Соглашения о сотрудничестве в области карантина и защиты растений. И как говорилось, дополнительный стимул развитию отношений должен придать давно планируемый визит министра иностранных дел Республики Беларусь в Королевство Марокко, сроки которого, однако, неоднократно переносились, что само по себе не является благоприятным фактором для расширения сотрудничества.
В ближайшие годы специалисты прогнозируют возможность снижения белорусского экспорта в Марокко в связи с тем, что основной экспортер Беларуси — Белорусский металлургический завод — испытывает сильный ценовой прессинг со стороны турецких компаний. Кроме того, белорусских экспортеров значительно опережают украинские и российские представители, которые, используя возможности своих дипломатических представительств и внешнеторговых компаний, ведут активную работу по продвижению своей продукции. Поэтому открытие белорусского посольства в королевстве станет целесообразным и своевременным шагом со стороны Беларуси и будет способствовать не только углублению двусторонних отношений, но и более быстрому реагированию на ситуацию в Марокко для укрепления позиций белорусского экспорта на марокканском рынке.
С учетом того, что Марокко имеет довольно большую долю сельского хозяйства в общей экономической структуре, Беларусь должна рассмотреть возможности сотрудничества в этой области (семеноводство, технология и техника защиты растений, энергетика). В Марокко начиная с 1998г. осуществляются поставки тракторов. Возможно, следует изучить возможность представления на выставках, проходящих в Королевстве Марокко, новейших разработок в области сельскохозяйственной техники. Следует особо подчеркнуть тот факт, что Марокко является платежеспособной страной, а это немаловажный фактор при оценке перспектив экономического сотрудничества.
В свою очередь, республика может импортировать цитрусовые и другие фрукты, сельскохозяйственную и животноводческую продукцию, морские продукты, чай и кофе, сахар. Прямой импорт, без промежуточных посредников (например, фирм Польши или Голландии), способствует значительному снижению стоимости данных видов продукции и не наносит вреда белорусской экономике, так как Беларусь не производит данную продукцию, но способствует созданию свободной конкуренции и возможности выбора для белорусского потребителя.
Одним из важных направлений двусторонних отношений является сотрудничество в сфере образования, которое ведется с 1971 г. В настоящее время в вузах Беларуси обучаются 162 гражданина Марокко. Беларусь заинтересована в продолжении сотрудничества c целью получения образования в области медицины, геологии и лесоводства. Что касается оценки возможностей углубления торгово-экономического и научного сотрудничества Беларуси с Марокко, то здесь целесообразно выделить несколько перспективных областей.
Возможными поставками белорусских предприятий могли бы стать оборудование и машины для горнодобывающей промышленности (карьерная техника), дорожно-строительная техника, лесоматериалы, продукты нефтехимии. Перспективным направлением сотрудничества могут быть медицина и фармацевтика, научные разработки в области экологии и охраны здоровья, строительство и реконструкция промышленных объектов, геолого-разведывательные работы.
С учетом весьма развитого в Марокко сектора туристских услуг следует изучить возможности взаимодействия в данной сфере. Марокко обладает курортами международного класса и весьма развитой инфраструктурой, к тому же данное направление еще мало освоено белорусскими туристами.[8]
Таким образом, развитие белорусско-марокканских отношений имеет потенциал для расширения и углубления. Существующий уровень сотрудничества далеко не исчерпан. Возможным препятствием для углубления и интенсификации двусторонних отношений является отсутствие договорно-правовой базы, постоянных контактов, подробной информации о Республике Беларусь и Марокко. Однако отсутствие политических препятствий и разногласий является дополнительным стимулом для развития всего комплекса отношений. С учетом геополитического положения, которое занимает Марокко, королевство может служить плацдармом для налаживания политического и торгово-экономического сотрудничества с государствами Африканского континента. Однако еще раз хочется подчеркнуть, что необходима всесторонняя активизация работы соответствующих ведомств и организаций. [4]
Алжир
Беларусь рассматривает Алжир в качестве дружественного государства и перспективного экономического партнера Северной Африки. "Поэтому считаю, что сейчас необходимо активнее осваивать существующий потенциал взаимовыгодного сотрудничества, расширяя и укрепляя связи между деловыми кругами двух стран", - сказал Александр Лукашенко.[12]
Таблица 2: Сравнительный анализ Республики Беларусь и Алжирской Народной Демократической Республики.
| Республика Беларусь | Алжирская Народная Демократическая Республика |
ВВП (паритет покупательной способности): | 103,5 млрд. долларов США | 235,5 млрд. долларов США |
Рост ВВП: | 8,2% | 3% |
Доходы на душу населения: | 10 600 долларов США | 7 000 долларов США |
Структура ВВП: | сельское хозяйство: 8,7% промышленность: 40,6% сфера услуг: 50,6% | сельское хозяйство: 8,1% промышленность: 62,5% сфера услуг: 29,4%
|
Бюджет: | доходы: 20,57 млрд. долларов США расходы: 20,87 млрд. долларов США | доходы: 73,26 млрд. долларов США расходы: 51,19 млрд. долларов США |
Уровень инфляции: | 8,4% | 3,6% |
Основные производимые товары и услуги: | зерновые, картофель, овощи, говядина, молочные продукты, металлообрабатывающее оборудование, тракторы, грузовые автомобили, грейдеры, мотоциклы, удобрения, холодильное оборудование. | зерновые, цитрусовые, виноград, оливки, фрукты, мясо; нефть, природный газ, продукты горнодобывающей отрасли, нефтепродукты, продукты питания. |
Экспорт: | 24,47 млрд. долларов США | 75,06 млрд. долларов США
|
Импорт: | 28,32 млрд. долларов США | 36,87 млрд. долларов США |
Объем внешнего долга: | 7,347 млрд. долларов США | 2,913 млрд. долларов США. |