Соотношение производства и потребления в экономических системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о соотношении производства и потребления в экономических системах.

Содержание

Теоретическая часть 3
1.1. Введение 3
1.2. Промежуточное и конечное потребление 4
1.3. Соотношение производства и потребления в основных формациях 8
1.4. Соотношение производства и потребления при капитализме 10
1.5. Соотношение производства и потребления в российской экономике 15
Заключение 17
Список литературы 18
II. Практическая часть 19
Вопросы к тексту: 19
Тестовые задания: 20
Глоссарий 24

Работа содержит 1 файл

Соотношение производства и потребления в экономических системах2.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

       Соотношение производства и потребления в  экономических системах 
 
 

 

       Содержание 
 

 

Теоретическая часть

1.1. Введение

 

       Прежде  чем раскрыть эту взаимосвязь, необходимо останoвитcя на общем отношении  производства к распределению, обмену и потреблению. Особенно к потреблению, так как потребности людей  тесно связаны с потреблением и переплетены с ним.

       Производство  создает предметы, соответствующие человеческим потребностям. Распределение распределяет их согласно общественным законам, т. е. устанавливает пропорцию, в которой социальные группы и слои общества принимают участие в произведенном продукте. Обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям, т. е. доставляет каждому человеку те продукты, на которые он хочет обменять доставшуюся ему при распределении долю. Наконец, в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится предметом и слугой отдельной потребности, удовлетворяет ее в процессе потребления.

       Таким образом, производство выступает исходным пунктом общественного движения, потребление - его конечным пунктом, распределение и обмен - серединой. При этом распределение исходит от общества, а обмен - от индивидуума. Как пишет К.Маркс: «В производстве объективируется личность, в личности субъективируется вещь»

       Все это определяет актуальность данного  исследования.

       Целью данной работы является рассмотрение вопроса о соотношении производства и потребления в экономических системах.

 

1.2. Промежуточное и  конечное потребление

 

       Рассмотрим  диалектику взаимосвязи производства и потребления. Потребление представляет собой использование продукта в  процессе удовлетворения экономических  потребностей. Различают:

       1) производственное потребление. Оно  непосредственно входит в процесс  производства и включает потребление  средств производства и рабочей  силы человека, т. е. расходование  его физической и духовной  энергии;

       2) непроизводственное потребление, или собственно потребление. Непроизводственное потребление происходит за пределами сферы производства. В его процессе используются или окончательно потребляются предметы потребления.

       Таким образом, в процессе производственного  потребления продукты создаются, а в процессе непроизводственного потребления они потребляются окончательно. Если проанализировать сущность субъектов потребления, то в составе непроизводственного потребления необходимо будет выделить:

       1) индивидуальное, личное потребление  населения. В его процессе удовлетворяются непосредственные личные потребности людей в пище, одежде, жилище, образовании, отдыхе, сохранении здоровья;

       2) потребление, в результате которого  удовлетворяются общественные потребности,  к которым относятся потребности в управлении, науке, обороне. Потребление в этих сферах человеческой деятельности - это потребление зданий, сооружений, инвентаря, канцелярских принадлежностей, приборов и реактивов.

       В процессе потребления используются различные материальные и духовные блага. Поэтому в зависимости от потребляемых благ потребление складывается из потребления материальных благ и потребления услуг. По форме (способу удовлетворения потребностей) потребление может быть индивидуальным или коллективным. К индивидуальному относится потребление материальных благ, находящихся в личной собственности отдельных семей или членов общества. Коллективное потребление имеет место тогда, когда группа членов общества совместно пользуется материальными благами и услугами.

       Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства. Она органически связана с его другими фазами и прежде всего с производством. Производство есть непосредственно также и потребление. Причем потребление двоякого рода - субъективное и объективное. Во-первых, человек расходует свою рабочую силу в процессе производства, потребляет ее здесь; это субъективное потребление. Во-вторых, производство есть потребление средств производства, которые в производстве изнашиваются, исчезают бесследно - это объективное потребление.

       Перед нами - потребление в производстве его субъективного и объективного факторов. Перед нами - производительное потребление.

       С другой стороны, потребление есть непосредственно  также и производство. В процессе питания человек производит свое собственное тело. Данное объяснение приложимо ко всякому другому виду потребления, каждый из которых в своем роде производит человека (жилье, медицина, образование). Перед нами - потребительное производство.

       Таким образом, производство и потребление  представляют единство противоположностей. Производство создает продукт для потребления. Потребление создает субъекта, который потребляет этот продукт. Без производства нет потребления, однако и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно. Потребление уничтожает, отрицает продукт производства.

       Примат  во взаимосвязи производства и потребления  принадлежит производству. Производство создает потребление:

       во-первых, производя для него материал. Без  продуктов не может быть потребления;

       во-вторых, определяя способ потребления. Производство придает потреблению его определенность, его характер, его завершенность. Предмет - не есть предмет вообще, это определенный предмет, который должен быть потреблен определенным способом, предуказанным самим производством.

       в-третьих, возбуждая в потребителе потребность, предметом которой является созданный  им продукт. Производство создает не только предмет для потребления, но и самого потребителя с его  потребностями в этом предмете. Предмет  искусства создает публику, понимающую искусство и наслаждающуюся красотой. Нечто подобное происходит со всяким продуктом производства. Другими словами, производство создает побуждение к потреблению, самою способность потребления как потребность.

       Вместе  с тем и потребление активно  влияет на производство двояким образом:

       1) тем, что только в потреблении  продукт становится действительно  продуктом. Например, платье становится  действительно платьем лишь тогда,  когда его носят. Дом, в котором  не живут, фактически, не является  действительно домом. Потребление доводит продукт производства до завершенности;

       2) тем, что потребление создает  потребность в новом производстве, т.е. идеальный, внутренне побуждающий  мотив производства, который является  его предпосылкой. Потребление в  форме потребности создает побуждение к производству. Если производство предоставляет потреблению предмет реально, то потребление создает предметы производства в их субъективной форме, в форме потребностей производителей как их внутренние образы, как их побуждения, как их цель.

       Уровень потребления в конечном счете  определяется развитием производства. Уровень потребления отдельных  социальных групп населения, семей  и лиц непосредственно определяется характером распределения. Специфика  способов распределения обусловливает  дифференциацию доходов населения. Отсюда следует, что характер распределения дифференцирует потребление населения. У господствующих слоев населения потребление может быть чрезмерно высоким, включать излишества и роскошь. Вместе с тем многочисленные слои населения могут жить в бедности и даже испытывать лишения.

       Рост  уровня потребления отдельных слоев  населения не всегда отражает улучшение  их положения, так как за этим часто  скрывается повышение интенсивности  труда. Фонд потребления выражает стоимость  всех фактически потребленных (или приобретенных) населением потребительных благ, т. е. все непроизводственное потребление. Состав этого фонда складывается из источников поступления предметов потребления к потребителям. Фонд потребления населения включает личное потребление населения в сумме с материальными затратами в учреждениях, обслуживающих население.

       Повышение среднего уровня потребления сопровождается совершенствованием его структуры. В общем объеме потребления увеличивается  доля услуг, повышается удельный вес непроизводственных товаров, особенно предметов длительного пользования. В потреблении продуктов питания растет доля наиболее ценных предметов - мяса, молока, яиц, овощей и фруктов.

       В реальной действительности производство всегда представляет собой общественный процесс. Благодаря разделению труда люди работают друг на друга, производят продукты для других и в свою очередь потребляют продукты, произведенные другими членами общества. В общественном воспроизводстве связь производства с потреблением опосредствуется товарным обращением, деньгами и рыночными отношениями.

 

1.3. Соотношение производства  и потребления  в основных формациях

 

       Каждое  общество, равно как  и  каждый человек, должно постоянно отвечать на три основных вопроса: что производить, как производить и для кого производить?

       Обществу  всегда приходится делать выбор между  альтернативным использованием ресурсов. Методы решения этой проблемы также  составляют предмет экономической  науки, то есть экономистов интересует, как люди реализуют субъективно  понимаемые интересы в мире ограниченных возможностей. В процессе выбора необходимо решить, что производить (какие товары и услуги, в каком количестве), как производить (с помощью каких редких и ограниченных ресурсов и технологических способов производства) и для кого производить. Следовательно, можно сказать, что экономическая наука - наука об управлении редкими ресурсами, наука изучающая поведение и отношения людей в условиях ограниченности средств, ресурсов, стремящихся удовлетворить свои многочисленные и растущие потребности. На примере простейшей модели рассмотрим как решается основная экономическая проблема - проблема выбора. Мы не можем иметь все, что хотим одновременно и  должны постоянно выбирать или определять приоритетное направление производства товаров и услуг. Пушки или масло, автомобили или образование  и т. п. Построим кривую производственных возможностей экономической системы (рис. 1а), где по оси абсцисс будем откладывать количество предметов  потребления (Х), по оси ординат количество средств производства (Y)1. Кривая АВСD производственных возможностей, или кривая трансформации, показывающая значения альтернатив максимально возможных объемов производства (в нашем примере средств производства  и предметов потребления) при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

       Каждая  точка на этой кривой, например точка  С это определенная комбинация товаров: единиц предметов потребления  и  единиц средств  производства.

       Граница производственных возможностей показывает, какое максимальное количество продуктов  в данной экономической системе может быть произведено при использовании имеющихся факторов производства.

       Расширение  границы производственных возможностей может происходить двумя путями: во-первых, за счет более эффективного, технологичного использования имеющихся факторов производства; во-вторых, за счет привлечения дополнительных ресурсов.

       Под экономической эффективностью использования  факторов производства понимается такое  их использование, при котором невозможно произвести большее количество какого-либо продукта, не уменьшив при этом производство другого продукта.

       Однако  в любой экономической системе  люди понимают, что «одностороннее развитие» ни к чему хорошему не приведет. Рано или поздно для производства новых потребительских товаров  необходимы будут новые станки, оборудование, технологии, и работники, способные организовать производство на более высоком уровне. Поэтому в основе экономического роста лежат три взаимосвязанные направления: развитие научно-технического прогресса, совершенствование средств производства и подготовка работников высокой квалификации.

       Делая сегодня выбор в сторону преимущественного  развития производства предметов потребления  общество должно понимать, что оно  может позволить себе удовлетворить  насущные потребности за счет «ущемления интересов» других отраслей. Для обеспечения высоких темпов развития в будущем необходимо развивать те отрасли, которые производят средства производства.

1.4. Соотношение производства  и потребления  при капитализме

 

       Исследованием соотношения спроса и потребностей при капитализме занимались представители школы предельной полезности. В своем анализе они исходили из того, что стоимость блага нельзя сводить к затратам одного фактора (труда) и даже затратам всех факторов производства, она должна определяться полезным эффектом, оцениваемым потребителем. Этот начальный пункт предопределил такие черты их теории, как индивидуализм, субъективизм и маржинализм. Теория предельной полезности рассматривает индивидуальное хозяйство, а экономические явления трактуются как результаты множества индивидуальных воль, сталкивающихся друг с другом в процессе обмена. При этом в основе поведения хозяйствующих субъектов лежит психология конкретного человека и мотивы его поведения. Приоритет конкретного индивида привел к тому, что экономисты в своем анализе стали исходить из приоритета потребления над производством2.

Информация о работе Соотношение производства и потребления в экономических системах