Автор: Алина Олимпиева, 04 Ноября 2010 в 14:39, тест
информация представлен в виде таблицы
Персонал - это рабочая сила, один из главных элементов производства, соединение которого со средствами и орудиями труда позволяет выпускать заданную продукцию в запланированном объеме. Расходы на персонал - один из главных источников сокращения затрат на производство
Задание 1
Заполните
таблицу
Содержание основных элементов управления персоналом в условиях административно-командной и социально-ориентированной рыночной экономики
Основные элементы концепции управления персоналом | Содержание элементов концепции управления персоналом в административно-командной экономике | Содержание элементов концепции управления персоналом в социально-ориентированной экономике |
Представление о роли персонала в достижение целей организации | Персонал - это рабочая сила, один из главных элементов производства, соединение которого со средствами и орудиями труда позволяет выпускать заданную продукцию в запланированном объеме. Расходы на персонал - один из главных источников сокращения затрат на производство | Персонал - это человеческий капитал и человеческие ресурсы развития организации. Это стратегический фактор ее успеха. Расходы на персонал приравниваются к долгосрочным инвестициям, которые в будущем дадут заметную прибыль |
Представление об идеальном персонале организации | Персонал организации - это ее трудовой коллектив как основная производственная ячейка общества. Его цель - эффективный труд на благо всего общества - достигается путем выполнения государственного плана экономического и социального развития | Персонал организации - это автономная производственно-трудовая социальная общность со своей особой, корпоративной культурой, жестко конкурирующая с другими, аналогичными общностями на рыночном пространстве ради выживания и собственного успеха |
Представление об идеально рядовом работнике, какие качества он должен проявлять прежде всего | Высокая квалификация, дисциплинированность, исполнительность, добросовестное отношение к труду, высокая производительность труда, нетребовательность к условиям труда и быта, лояльность по отношению к руководству, идеологическая выдержанность, готовность к бескорыстному (неоплачиваемому) труду, самоотверженность в труде «на благо Родины» | Преданность организации, личные цели совпадают с ее целями, компетентность как совокупность разносторонних свойств, способствующих организации, профессиональному и карьерному росту, готовность и умение работать в команде ради целей организации, коммуникабельность, инициативность, стремление к творчеству |
Представление об идеальном руководителе | Требовательность,
жесткость, высокие волевые качества.
Умение организовать производство и заставить
подчиненных работать в любых условиях
Отеческая забота о подчиненных. Лояльность по отношению к вышестоящему руководству, ведомству. Служебный долг на первом месте. Забота об экономических интересах государства. Идейно-политическая лояльность |
Профессионализм.
Компетентность. Преданность руководству
компании. Умение создать
эффективную управленческую команду
и добиваться стратегических целей,
сформулированных руководством организации. Ситуативное отношение к персоналу в зависимости от стратегии организации |
Представление о характере отношений между руководителем и подчиненным | Руководитель - требовательный наставник и воспитатель. Формальный лидер авторитарного типа. Решения принимает без учета мнения подчиненных. Основные функции - выдача задания, жесткий контроль и оценка качества его выполнения. Основные методы стимулирования - угроза наказания вплоть до увольнения и повышение оплаты труда | Руководитель -
более опытный коллега, неформальный
лидер социальной общности структурного
подразделения организации. Решения принимает
с учетом мнения подчиненных. Выполнения
решения добивается путем позитивного
стимулирования: поощрение за успехи и
отказ от наказаний. |
Представление о характере отношений между сотрудниками структурных подразделений и организации в целом | Сотрудники структурных подразделений - члены соответствующих трудовых коллективов. Основа общения - выполнение производственного задания подразделения | Сотрудники подразделений - члены одной добровольно составленной команды. Основа общения - общие интересы, как производственные, так и не связанные напрямую с работой |
Представление о характере отношений между работником и организацией | Организация - второй дом, вторая семья, источник всех материальных благ и место, где можно найти друзей, получить психологическую помощь и поддержку, раскрыть свои способности, в том числе не связанные с работой | Организация - место, где прежде всего зарабатываются деньги, делается карьера, приобретается профессиональный опыт. В организации приходится демонстрировать приверженность ценностям и нормам поведения, которые работник не приемлет |
Представление о субъекте управления персоналом | Основной субъект управления персоналом - руководитель организации. Он определяет содержание и основные направления кадровой политики, контролирует ее выполнение, лично формирует персональный состав ведущих сотрудников. Вместе с тем кадровые решения и политика руководителя не выходят за рамки, устанавливаемые партийными органами и вышестоящим ведомством. Определенные функции, связанные с обеспечением и защитой социальных прав работников, главным образом рабочих, выполняют профсоюзы, контролирующие соблюдение трудового законодательства. Однако в главных вопросах роль профсоюза второстепенная | Субъект управления
персоналом - кадровая служба и линейные
руководители организации. Управление персоналом осуществляют профессионалы, лица, имеющие специальную подготовку в данной области. Основные решения в области управления персоналом подчиняются экономической целесообразности и регулируются трудовым законодательством. Роль профсоюзов значительная. Они реально отстаивают интересы наемных работников, добиваются соответствия оплаты труда размерам прожиточного минимума и потребительской корзины |
Представление о целях управления персоналом | Цель управления персоналом - выполнение плана производства по установленным сверху показателям номенклатуры выпускаемой продукции и эффективности производства. Развитие трудового коллектива как первичной социальной ячейки общества | Цель управления персоналом - эффективное использование человеческих ресурсов организации для повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции |
Представление о средствах достижения целей управления персоналом | Акцент на применении административных и социально-психологических методов стимулирования трудового энтузиазма | Комплексный характер применяемых средств с акцентом на экономические методы. Развитие профессионализма персонала путем совершенствования подготовки и использования социально-психологических методов |
Представление о системе управления персоналом (элементах, функциях и связях) | Система управления персоналом в организационном плане децентрализована. Такие ведущие функции данной сферы управления, как подбор, наем, оценка персонала и оплата труда, реализуются разными субъектами, принадлежащими к различным подсистемам управления организацией | Централизованное управление персоналом обеспечивается организационно. Функциональные подразделения, образующие систему управления персоналом, выполняют весь комплекс задач, связанных в настоящее время с успешной реализацией данной функции |
Роль и статус службы управления в организации | Служба управления персоналом выполняет роль вспомогательного подразделения. Ее статус невысок. Работа в этой службе не относится к числу престижных | Служба управления персоналом - одно из ведущих подразделений. Ее статус весьма высок. Работа в этой службе явно относится к числу престижных |
Задание
2
Заполните
таблицу и определите
специфику российского
подхода к управлению
персоналом
Американский и японский подходы к управлению персоналом организации
Критерии организации работы | Японский подход | Американский подход |
Основа организации | Гармония | Эффективность |
Отношение к работе | направлено на выполнение обязанностей | направлено на выполнение задачи или реализацию проекта |
Конкуренция | неярко выражена, проявляется только в определенных условиях | свободная и явная конкуренция |
Гарантии для работников | высокая | нестабильная |
Принятие решений | снизу вверх – система «риджи» («ри» – спроси подчиненного, «джи» - обдумай) | сверху вниз – через систему управления и информацию |
Делегирование полномочий | широко распространено | мало распространено |
Отношения с подчиненными | «семейные», длительные, «отеческие» заботы до пенсии | контактные, деперсонализированные |
Метод найма | после окончания учебного заведения | после окончания учебного заведения и из других компаний |
Оплата труда | гарантированная зарплата в зависимости от стажа | в зависимости от результатов и договоренности |
Задание
3
1.Определить статус лиц, перечисленных ниже:
а) работник, уволенный по собственному желанию. - Б
б) работник, переведенный на режим неполного рабочего дня. - Эа
в) учитель, который по состоянию здоровья (инвалидности) не может больше работать. - Н
г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски. - Эн
д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения. - Эн
е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения. - Эа
ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей. - Эн
з) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.-Эа
2. Определить статус лиц, перечисленных ниже:
а) работник, находящийся в очередном отпуске – Эа
б) работник, уволенный в связи с сокращением штата и ищущий работу - Б
в) жена, помогающая мужу на семейном предприятии - Н
г) ученик, проходящий профессиональную подготовку на производстве и получающий стипендию - Н
д) военнослужащий - Эа
е) работник, получивший инвалидность на производстве - Эн
ж) человек, давно потерявший работу и прекративший поиске ее - Эн