Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:24, реферат
Как известно понятие «социальное государство» впервые было употреблено в середине XIX века известным немецким экономистом, историком и философом Лоренцом фон Штейном. В качестве одной из основных функций государства он выделял «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти»[1]. С
Как известно понятие «социальное государство» впервые было употреблено в середине XIX века известным немецким экономистом, историком и философом Лоренцом фон Штейном. В качестве одной из основных функций государства он выделял «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти»[1]. Согласно теории фон Штейна государство «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». Уже тогда в далёком 1850-м году были заложены теоретические основы той политической и экономической системы, которая перераспределяла материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости с целью достижения каждым гражданином достойного уровня жизни посредством сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Впервые значимый шаг в этом направлении был сделан германским правительством, руководимым Отто фон Бисмарком в 80-е года XIX века. Была введена обязательная система социального страхования для занятых в промышленном секторе (законы по обеспечению на случай болезни, несчатных случаев на производстве и по инвалидности а также старости[2]). Система, предложенная Бисмарком, по оценкам историков явилась очень действенной и могла эффективно обеспечивать жизнь трудовых кадров и их семей как во время периода трудовой, так и послетрудовой деятельности. С течением времени на базе этих трёх законов была создана и развивалась система социальных услуг Германии, и сегодня является одной из наиболее развитых в мире, однако при этом не менее затратной (о чем будет рассказано далее). В этой работе я проанализирую систему социальных услуг ФРГ, процесс её реформации, а также коснусь проблем, касающихся не только данной сферы, но и Германии в целом.
Основой социального обеспечения Германии является социальное страхование. Каждый предприниматель в Германии в независимости от размера бизнеса или уровня репутации обязан застраховать каждого сотрудника на случай возникновения социальных ущербов. Социальное страхование подразумевает договора, предусмотренные законодательством:
1. страхование на случай потери работы, финансируемое федеральным ведомством по труду;
2. пенсионное страхование, финансируемое земельными или федеральными страховыми обществами для наемных работников ;
3. медицинское страхование, представляемое государственными медицинскими кассами;
Финансовой базой социального страхования служат фонды социального страхования, которые направлены на то, чтобы распределить возможные риски по страхованию на всех участников фонда, а при наступлении страхового случая приобретать право на получение страховки. По моему мнению данная стратегия является разумной, так как зачастую самостоятельное решение бюрократических вопросов выливается в огромные проблемы и потерю времени (особенно это заметно в нашей стране), что ни в коем случае не допустимо при страховании жизни.
Социальное страхование является наиболее затратным для государственного бюджета, чем любой вид страхования в ФРГ, так как включает в себя пакет сразу из трех составляющих. При страховании на случай потери работы работодатель и наёмный работник отчисляют поровну и с первого января 2011 года ставка составляет 3%[3] (4,2% в 2007, 3,3% в 2008, 2009-2010 — 2,8%), причем устанавливается максимальная граница заработка, от которой считается ставка взноса. Для западных земель граница составляет 5500 евро, для восточных этот показатель ниже — 4800 евро. Что касается пенсионных взносов, то сейчас ставка для 2011 года составляет 19,9%, с 2012 года составит 19,6%. Ставка по медицинскому страхованию сегодня составляет 15,5%, причем 7,3% — от работодателя, 8,2 — от работника.
Несмотря на крупные отчисления относительно заработной платы средства, поступающие в фонды социального страхования за счет взносов, не достаточны для покрытия расходов на выплаты, так что государство регулярно субсидирует сферу обязательного социального страхования весьма крупными суммами.
Поскольку Германия является социальным государством, система страхования по безработице является одним из основных инструментов в области социальных услуг. Эта система в середине последнего десятилетия претерпела определенные видоизменения. До 2005 года применялось пособие по безработице (Arbeitslosengeld), на которое имели право безработные, не достигшие пенсионного возраста и зарегистрированные в федеральном ведомстве по трудовым вопросам (BfA). До 60% от заработка получали те безработные, кто платил взносы на протяжении не менее 360 рабочих дней. Те, кто имел детей имели логичное преимущество, получая на 16% больше. Как правило такой тип пособия выплачивали 12 месяцев. Если человек не смог найти работу, то он подает заявку на помощь по безработице (Arbeitslosehilfe), составляющую 58% от среднего заработка. А по истечении и этой помощи, человек получает право на социальную помощь (Sozialhilfe). В Германии размер социального пособия рассчитывается по особым таблицам, которые общедоступны. Взрослый человек получает от государства 359 Евро, ребенок от 14 до 17 лет - 287 Евро, ребенок от 6 до 13 лет – 251 Евро. При этом в эти суммы уже включена оплата за интернет, телефон, электричество, покупка одежды и питания, парикмахерская! Плюс к этому государство оплачивает квартиру, переводя деньги арендодателю. Также предоставляются скидки на лекарства и услуги адвокатов. Собственно как я считаю, несмотря на довольно высокий прожиточный минимум в Германии, учитывая включенные в стоимость пособия услуги и товары, даже на самой низшей ступени помощи по безработице, условия жизни остаются более чем приемлемые. Однако ситуация изменилась в 2005 с введением закона Харц 4 (Hartz 4 Gesetz), который стал наиболее яркой реформой в системе страхования по безработице.
Пособие по безработице 2 (Arbeitlosengeld+Sozialhilfe), введенное в 2005 году установило теперь более жесткие рамки. Безработный ныне должен соглашаться на любое рабочее место, которое ему предложит агенство по поиску работы. В случае если у него есть дети или родственники, относящиеся к нетрудоспособным гражданам, то рамки в этом случае становятся не такими жесткими. Однако теперь ужесточились санкции в случае нарушения требований по выдаче пособия. Если безработный будет уличён в нарушении требований, то размер пособия сокращается на 30%, при повторном нарушении — ещё на 30%. Более того, с 2005 года у граждан с низкой квалификацией появился новый стимул к поиску рабочего места, так как государство начало выплачивать специальное пособие (часть от ранее получаемого пособия). В этом случае на новом рабочем месте сотрудник получает комбинированную заработную плату, в которую входит премия за найденное рабочее место. Я считаю, что введение пособия по безработице 2 оказало исключительно положительное влияние на рынок труда, дополнительно промотивировав действительно ищущих рабочее место людей и решительно смутив и насторожив людей, желающих обмануть систему.
Пенсионное страхование, введенное изначально в 1889 году в качестве страхования на случай инвалидности и по старости, является важнейшей частью системы социального страхования. Оно базируется на принципе «солидарности поколений», который обязывает ныне зарабатывающее поколение платить страховые взносы в пенсионные кассы в расчете на то, что грядущее поколение будет проявлять такое же попечение о нем самом. Этот вид социального страхования является обязательным для всех наемных работников и частных предпринимателей, осуществляющих побочную (nebenberuflich) предпринимательскую деятельность и получающих основную часть выплат от ведомства по труду. Частные предприниматели с полной занятостью (hauptberuflich) освобождены от заключения договора по государственному пенсионному страхованию. Уплата взносов по пенсионному страхованию происходит в государственную кассу пенсионного страхования ФРГ. Особенностью немецкой системы социальных услуг является возможность заключить договор с частными страховыми компаниями. Это так называемый договор добровольного пенсионного страхования. Имя Вальтера Ристера наиболее известно благодаря так называемой системе «Ристер-Ренте», частной программы пенсионного обеспечения, которая была создана в период его правления в министерстве. По его задумке больше людей должно было заключать эти договора, однако в результате это не разгрузило систему обязательного пенсионного страхования как ожидалось, однако с моей точки зрения это вполне логично, так как частные пенсионные фонды ФРГ не играют большой роли для пенсионной системы (хотя бы потому что появились только в 2002 году при Шрёдере и их средства составляют по данным ОЭСР не более 5% от ВВП, когда как в США мы имеем 72,5%, в Великобритании 85,6%, а в Голландии до 135%)
Система социального обязательного государственного медицинского страхования в Германии, была предложена Канцлером Бисмарком в 1884 г. Как и во многих сферах Германии в основу ее заложен принцип солидарности, при котором все работающие вносят деньги в общую кассу, которая получила название больничной, а из нее оплачивается потом лечение и содержание нуждающихся. Это означает, что взносы, за счет которых осуществляется финансирование, увязываются с размером доходов застрахованных лиц, а вот его услуги одинаковы для всех страхователей.
При заключении трудового договора наемный работник обязан представить работодателю письменное подтверждение наличия медицинского страхования в выбранной им на свое усмотрение государственной медицинской кассе. При этом выбранная медицинская касса автоматически предоставляет страховку на случай возникновения необходимости в уходе по болезни или старости, так как этот вид социального страхования является обязательным для всех лиц, постоянно проживающих на территории Германии.
В случае расторжения трудовых отношений медицинское страхование, а также страхование на случай необходимости в уходе по болезни, инвалидности или старости сохраняется за заключившим страховой договор лицом. Взносы по этому виду страхования перенимает на себя «Agentur für Arbeit» по месту жительства застрахованного лица. Современная система обязательного социального медицинского страхования в Германии призвана гарантировать заболевшему и членам его семьи сохранение привычного уровня жизни, ею охвачено до 95% населения страны.
Государство берет на себя только законодательные и контролирующие функции, а исполнителями являются самостоятельные организации – «больничные кассы» и ассоциации врачей. Ежемесячный взнос платится в равных долях работодателем и работающим. «Больничная касса» управляется собранием представителей, включающим 50% работодателей и 50% работников. Размер взноса определяется общим собранием, в среднем он составляет 13% от фонда оплаты труда.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать определенные выводы.
Во-первых, стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование. Во-вторых, финансовой основой являются фонды социального страхования. В основе системы лежит принцип «один за всех и все за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, они хотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение услуг при наступлении страхового случая. В-третьих, система социального страхования в ФРГ характеризуется совокупностью мер, призванных обеспечить экономическое и социальное существование различных групп населения перед такими общими опасностями, как несчастный случай, болезнь, инвалидность и старость, безработица и смерть кормильца. Деятельность ведомств, осуществляющих мобилизацию средств на финансирование социальных программ, регламентируется законодательными актами. Социальное страхование осуществляется по следующим направлениям: пенсионное страхование, страхование по безработице, обязательное медицинское страхование (включая пенсии по инвалидности). Функции по сбору отчислений (кроме страхования от несчастных случаев), учету и контролю за поступлением средств на вышеуказанные виды страхования возложены на больничные кассы. Базой для исчислений взносов является заработная плата. Тариф взносов определяется законом на федеральном и региональном (земельном) уровнях. Плательщиками взносов являются как работодатели, так и наемные работники.
Список литературы:
1. В.Б. Белов Германия. Вызовы XXI века - 2009, 792 с.
2. Бабич А. М. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. / А.М. Бабич, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов. – М.: Издательство РАГС, 1998.
3. Германия. Факты. Под ред. А.Капплера. – Берлин.,1995. – 492 с.
4. Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом. Учебное пособие. / И.А. Ламбаева. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.
5. Statistisches Bundesamt Deutschland — http://destatis.de
6. Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: СПБТУ, 1997. С. 82, 97.
7. Holborn, Hajo. A History of Modern Germany – 1840–1945. Princeton UP, 1969. pp. 291–93.
8
[1] Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: СПБТУ, 1997. С. 82, 97.
[2] Holborn, Hajo. A History of Modern Germany – 1840–1945. Princeton UP, 1969. pp. 291–93.
[3] Statistisches Bundesamt Deutschland — http://destatis.de