Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:12, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что иституционализм является одной из самых популярных в нынешнем веке направлений экономической мысли. Изучение рыночной экономики эволюции экономических систем, поиски взаимосвязей между политикой и экономикой, исследование социальных факторов – эти и другие черты институционализма привлекли внимание ученых различных стран, во многом не похожих друг на друга по своим мировоззренческим, идейным политическим взглядам.
Введение…………………………………………………………………….2
1. - Особенности методологии Т. Веблена………………………………..3
- Научные труды Т. Веблена……………………………………………
- Критика неоклассических идей о гармонии экономических интересов и рыночном равновесии……………………………………………………...
2. - Учение Т. Веблена о «праздном классе»…………………………….7
- Учение об «абсентеистской собственности»………………………..
3. Оценка и роль учения Т. Веблена………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агенство
Омский
государственный университет
Институт менеджмента и
Контрольная работа
По дисциплине «История экономических учений»
На тему: Социально-психологическое направление
ДИ-МО-00412
Проверил:
Хитринцев В.Б.
Введение…………………………………………………………
1. - Особенности
методологии Т. Веблена……………………
- Научные труды Т. Веблена………………
- Критика неоклассических идей о гармонии
экономических интересов и рыночном равновесии……………………………………………………
2. - Учение Т. Веблена о «праздном классе»…………………………….7
- Учение об «абсентеистской собственности»………………………..
3. Оценка
и роль учения Т. Веблена………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Актуальность данной темы заключается в том, что иституционализм является одной из самых популярных в нынешнем веке направлений экономической мысли. Изучение рыночной экономики эволюции экономических систем, поиски взаимосвязей между политикой и экономикой, исследование социальных факторов – эти и другие черты институционализма привлекли внимание ученых различных стран, во многом не похожих друг на друга по своим мировоззренческим, идейным политическим взглядам.
В начале ХХ века США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, возглавивший социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований, Джон Коммонс - социально-правовой (юридический), Уэсли Митчелл - конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический).
[1, с.42]
Институционализм - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве хозяйственного рыночного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются "чистой экономической науки", то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.
Целью данной работы является изучение социально-экономического направления институционализма.
1. Особенности методологии Т. Веблена. Научные труды Веблена. Критика неклассических идей о гармонии экономических интересов и рыночном равновесии.
По определению У. Гамильтона институт - это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев, "способ мышления", ставший привычкой для группы людей или обычаем для народа. У. Гамильтон утверждал, что "институты" устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которым мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань "институтов". [3, с.155]
Представителем
раннего институционализма
Как основоположник институционализма
Веблен выводит ряд экономических явлений
из общественной психологии, в основе
его взглядов лежит своеобразное понимание
человека как биосоциального существа,
руководимого врожденными инстинктами.
К числу последних Т. Веблен относит инстинкт
самосохранения и сохранения рода ("родительское
чувство"), инстинкт мастерства ("склонность
или предрасположение к эффективным действиям"),
а также склонности к соперничеству, подражанию,
праздному любопытству. Так, частная собственность
предстает в его произведениях как следствие
изначальной человеческой склонности
к конкуренции: она изображается наиболее
заметным доказательством успеха в соревновании
и "традиционной основой уважения".
Более сложная психологическая подоплека
свойственна категории "завистливое
сравнение", играющей в системе Веблена
чрезвычайно важную роль. При помощи этой
категории Веблен интерпретирует такие
экономические явления, как приверженность
людей к престижному потреблению, а также
к накоплению капитала: собственник меньшего
по размеру состояния испытывает зависть
к более крупному капиталисту и стремится
догнать его; при достижении желаемого
уровня проявляется стремление перегнать
других и тем самым превзойти конкурентов.
[3, с.158]
Одним из важнейших положений Веблена было требование исторического подхода в экономической науке. По его мнению, необходимо было осуществить изучение различных экономических и общественных институтов в их развитии, от момента их возникновения и до современности. Он много занимался историей человеческого общества, анализировал возникновение частной собственности, классов, государства, стремился обнаружить в прошлом истоки тех противоречий, которые, по его мнению, демонстрировал современный ему капитализм. Движущую силу развития Веблен видел в противоречиях между институтами и внешней средой. По его словам: “Институты - это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находившийся в полном “согласии с требованиями настоящего времени”. По мысли Веблена, несоответствие между уже сложившимися институтами и изменившимися условиями, внешней средой и делает необходимым изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. При этом изменение институтов происходит в соответствии с законом естественного отбора. Веблен писал: “Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, - это борьба за существование, а, следовательно, это процесс отбора и приспособления, эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся развитие институтов человеческого общества и природы человека, прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях которых протекает человеческая жизнь”. Таким образом, в трактовке Веблена общественно-экономическое развитие (“эволюция социального устройства”) предстаёт как реализация процесса “естественного отбора” разнообразных институтов. [2,с.232]
Веблен механически
переносил дарвинистское учение о естественном
отборе на область социальных явлений.
Он не учитывал при этом, что “эволюция
социальной структуры” - это социальный
процесс, закономерности которого не могут
быть сведены к биологическим закономерностям.
Книги Веблена содержат скрытую, а порой
и явную полемику с экономистами неоклассического
направления. Всем своим творчеством он
давал понять, что экономическая наука
не должна быть только наукой о ценах и
рынках. Веблен писал, что предметом политической
экономии является человеческая деятельность
во всех ее проявлениях, общественные
науки призваны заниматься отношениями
людей друг к другу.
Hеоклассики нередко представляли человека
в виде идеальной счетной установки, мгновенно
оценивающей полезность того или иного
блага, с целью максимизировать общий
эффект от использования наличного запаса
ресурсов. Однако, согласно Веблену, экономическое
поведение людей носит более сложный часто
иррациональный характер, ибо человек
- не "машина для исчисления ощущений
наслаждения и страдания". На поведении
людей сказываются, например, мотивы демонстративного
престижного потребления, завистливого
сравнения, инстинкт подражания, закон
социального статуса, и прочие врожденные
и благоприобретенные склонности. Поведение
человека не может сводиться к экономическим
моделям, основанным на принципах утилитаризма
и гедонизма. Данные рассуждения Т. Веблен
использовал, в частности, в полемике против
одного из столпов неоклассики-Дж. Кларка.
Согласно Веблену, институты, или "принятая
в настоящее время система общественной
жизни", определяют непосредственные
цели, подчиняющие поведение людей. Hо
благоприятные условия экономического
развития существуют лишь в том случае,
когда система институтов находится в
гармонии с конечными целями, вытекающими
из инстинктов.
В результате реформ Веблен предвидел
установление “нового порядка”, при котором
руководство промышленным производством
страны будет передано специальному “совету
техников”, и “индустриальная система
перестанет служить интересам монополистов,
поскольку мотивом технократии и индустриалов
явится не денежная выгода”, а служение
интересам всего общества.
Другим важнейшим фактором, лежащим в
основе изменения институтов, Т. Веблен
считал технику, технологию. Согласно
его учению, эту доминирующую роль техника
выполняет не всегда, а лишь на стадии
машинного производства. Таким образом,
в методологии Веблена, присутствуют элементы
историзма, хотя во многом технократического
свойства: институты изменяются потому,
что на них воздействует человеческая
психология, с одной стороны, и сплошной
поток технических факторов - с другой.
Эта двойственная психолого-технократическая
концепция заложила основы современных
теорий стадийности экономического роста
и индустриальной цивилизации.
2. Учение Т. Веблена
о «праздном классе».
Концепция индустриальной
системы. Учение об «абсентеистской
собственности».
Центральное место в произведениях Веблена занимает его учение о
"праздном классе", к образованию которого он также подходил исторически. Как и многие поклонники классического труда Л. Моргана "Древнее общество", Веблен различал в истории человечества несколько стадий: ранней и поздней дикости, хищного и полумиpного варварства, а затем ремесленную и промышленную стадии. На ранних стадиях люди жили в условиях сотрудничества. Тогда, как представлялось Веблену, не было собственности, обмена, механизма цен. Позднее, когда был накоплен излишек материальных благ, военноначальники и жрецы нашли выгодным править другими людьми. Так начался процесс формирования "праздного класса", а вместе с ним переход от дикости
к варварству. [1, с.48] По мере того как мирные занятия уступали место военнымпоходам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастеpства. Если раньше человек боролся в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман.
В более поздние
варварские навыки лишь скрывались под маской мирных форм поведения. Окончательно установилась общественная иерархия с "праздным классом" на вершине социальной пирамиды. Внешними признаками отличия стало выстановленное напоказ безделье и потребление, рассчитанное на демонстрацию богатства ("демонстративное расточительство"). Бурный прогресс техники вступил в острый конфликт со стремлением людей к показной роскоши. Товары стали цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает человека от его ближних (эффект "завистливого сравнения"). Чем более расточительным становилось данное лицо, тем выше поднимался его
престиж. Высшие почести воздавались тем, кто благодаря контролю над
собственностью извлекал из производства больше богатства, не занимаясь
полезным трудом. Таким образом, согласно концепции Веблена, "отношение праздного (т.е. имущего непроизводственного) класса к экономическому процессу является денежным отношением - отношением стяжательства, а не пpоизводства, эксплуатации, а не полезности. Обычаи мира бизнеса сложились под направляющим и избирательным действием законов хищничества или паразитизма. Это обычаи собственничества, производные, более или менее отдаленные, от древней хищнической культуры" [3, с.167]
Информация о работе Социально-психологическое направление институционализма