Социально-экономическое значение роста производительности труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Производительность труда, плодотворность, продуктивность
производственной деятельности людей. Производительность труда
измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере
материального производства за единицу рабочего времени (час, смену,
месяц, год), или количеством времени, которое затрачено на производство
единицы продукции.

Содержание

1.Введение.
2. Производительные силы и их структура.
3. Внутренние противоречия производительных сил.
4. Производительность труда.
5. Основные ступени развития производительных сил. Производительные
силы как сложная система.
6. Полная занятость и полный объем производства.
7. Заключение.
8.Cписок использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА СОЦИОЛОГИИ ТРУДА.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Кафедра: «_____________________________» 
 

Контрольная работа

  по экономике соц. труда на тему:

«Социально-экономическое значение

роста производительности труда.» 
 
 
 

Выполнил: студентка  группы

СМО-21зу  Соколова М.А.

                                                                                                Проверил: ______________ 

Тамбов 2012

План:

1.Введение.

2. Производительные  силы и их структура.

3. Внутренние противоречия производительных сил.

4. Производительность  труда.

5. Основные ступени  развития производительных сил.  Производительные

 силы как  сложная система.

6. Полная занятость  и полный объем производства.

7. Заключение.

8.Cписок использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 Производительность  труда, плодотворность, продуктивность

 производственной  деятельности людей. Производительность  труда

 измеряется  количеством продукции, произведенной  работником в сфере

 материального  производства за единицу рабочего времени (час, смену,

 месяц, год), или количеством времени, которое  затрачено на производство

 единицы продукции.

 В производстве  любого продукта участвуют два  вида труда: живой

 труд, т. е.  труд, затрачиваемый рабочими в  самом процессе производства

 этого продукта, и прошлый (овеществленный) труд, который был затрачен

 на прежних  стадиях общественного производства  и используется для

 производства  данной продукции (частично - здания, машины и полностью -

 сырье, топливо  и энергия, материалы). Общественная производительность

 труда определяется  как отношение произведенного  национального дохода в

 расчете на  одного занятого в отраслях  материального производства.

 Повышение  производительности труда - один  из объективных

 экономических  законов, присущих каждой общественно-экономической

 формации. Этот  закон выражается в том, что  благодаря развитию

 производительных  сил общество сокращает общественно  необходимые затраты

 труда на  изготовление различных продуктов,  предназначенных для личного

 или общественного потребления. По мере накопления людьми опыта, знаний,

 раскрытия  законов природы, овладения ими  и их использования происходит

 последовательное  повышение производительности труда.

 На различных  ступенях развития общества темпы  роста

 производительности труда неодинаковы. В период первобытнообщинного

 строя развитие  производительных сил происходило  медленно. Человечество,

 как свидетельствуют  последние данные науки, существует  свыше 2 млн.

 лет. Большая  часть этого времени приходится  на каменный век с его

 примитивными  и малопроизводительными каменными  орудиями труда. Около 7

- 6 тыс. лет  назад начали появляться металлические  орудия - сначала

 медные, затем  бронзовые, длительно сосуществовавшие  с каменными, и,

 наконец,  в начале 1-го тысячелетия до н. э. - железные. Переход от

 каменных  орудий к металлическим, особенно  железным, сопровождался

 ускорением  темпов роста производительности  труда и возникновением

 общественного  разделения труда. Железо оказалось  важнейшим из всех

 видов сырья,  сыгравшим революционную роль в истории. Но и после этого

 производительность  труда росла медленно. Это объясняется  тем, что

 основной  базой производства еще долго  оставался ручной труд рабов,  а

 потом крепостных. Ускорение роста производительности  труда началось с

 переходом  от ручных орудий труда к  машинам. Появление парового

 двигателя  (2-я половина 18 века) вызвало промышленный  переворот,

 революцию  в производстве, которая в свою  очередь сопровождалась

 повышением  темпов роста производительности  труда. 
 
 
 
 
 

1. Производительные  силы и их структура. 

 Производительные  силы - это система субъективных  и объективных

 факторов  производства, направленная на преобразование  вещества и сил

 природы для  удовлетворения человеческих потребностей. Производительные

 силы выражают меру господства человеческого общества над природой.

 Главной производительной  силой является работник, обладающий  общими и

 профессиональными  знаниями, производственным опытом, трудовыми

 навыками, трудолюбием,  человек во всем богатстве  его способностей и

 творческих  сил.

 Производительные  силы - замкнутая саморазвивающаяся  система в

 рамках которой  воздействие направлено на предмет  труда, чем и

 объясняется  его относительная “пассивность”.  В результате этого

 воздействия  (которое опирается на свойства предмета, закономерности его

 развития) удается  изменить его форму, превратить  в продукт.

 В процессе  труда предмет труда, не теряя  своих природных свойств,

 приобретает  общественные функции. Это означает, что человек затратил

 труд на: 1) добывание этого предмета, 2) изучение его свойств, 3)

 познание  закономерностей его обработки.  Поэтому предмет труда не

 безразличен  к остальным элементам производительных  сил. Какие орудия

 труда должны  быть использованы и какие  работники в состоянии

 осуществить  это, зависит не только от них самих, но и от характера

 предмета  труда.

 Необходимо  учитывать относительность характеристики  отдельных

 продуктов  только как предметов или как  средств труда. То, что в одном

 процессе  труда служит предметом труда,  в другом выступает как средство

 труда. Земля,  скот могут быть и предметом  и средством труда, даже

 машины и  оборудование во время ремонта  становятся предметом труда.

 Предметы  и средства труда вместе составляют  средства производства.

 Важнейшим  элементом производства являются средства труда. В

 последнее  время, характеризуя производительные  силы, в качестве их

 элемента  называют технику. Как же соотносятся  понятия “техника” и

 “средства  труда”? С одной стороны, понятие  “средства труда” шире

 понятия “техника”,  так как средства труда в широком смысле слова

 включают  в себя совокупность всех средств,  без которых процесс труда

 был бы  невозможен или несовершенен (здания, сооружения, каналы, дороги

 и т. д.) и которые в понятие “техника”  не входят. С другой стороны,

 понятие “средства труда” уже понятия “техника”, куда входит также

 военная техника  и т. д. Для развития человечества  характерно

 постепенное  опредмечивание в технике трудовых  функций человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Внутренние противоречия  производительных  сил. 

 Изменяя природу в процессе производства, человек все дальше уходит

 от животного  мира, все больше утверждает себя  как существо социальное.

 Возникает  необходимость взаимодействия не  только с внешней природой, но

 и с очеловеченной  природой. Сама сущность человека приобретает как бы

 две формы  существования: предметную (в рамках  которой важную роль

 играют средства  производства) и личную. Первая отличается  относительным

 постоянством, вторая - нет. Конечно, в процессе  производства средства

 труда изменяются (снашиваются, деформируются, ржавеют и т. д.), однако

 эти изменения  не являются источником их  развития.

 В отличие  от средств труда человек развивается  в процессе

 производства: обогащается его опыт, углубляются  знания,

 совершенствуются  навыки и т. д. В конце  трудового акта он знает и умеет

 гораздо больше, чем в его начале. В процессе  труда развиваются свойства

 человека  как производительной силы, повышается  уровень его

 квалификации. Эти потенциальные изменения,  накапливаясь, находят в

 конечном  итоге отражение в совершенствование средств труда, технологии,

 организации  производственного процесса. Однако  если средство труда -

 это мера  развития человеческой рабочей  силы, то она измеряет то, что

 уже имеется  в наличии, является следствием  ранее произошедшего развития

 рабочей силы. Первичными в развитии общества  являются не материально-

 вещественные  объекты сами по себе, а человеческая  деятельность,

 материальная  практика, процесс взаимодействия  человека и природы.

 В производстве  происходит своеобразное раздвоение природы. В

 качестве  объективной реальности человеку  противостоит не только

 предмет,  но и средство труда. Роль  средства труда двойственна: по

 отношению  к предмету труда оно выступает  как общественная сила

(опредмеченная  сущность человека), по отношению к человеку - как сила

 природы.  Противоречие между человеком  и природой распадается как  бы на

 два противоречия. Первое из них является противоречием  между личным и

 вещественным  факторами производительных сил:  человек - на одной

 стороне,  средства производства (предмет + средство труда) - на другой:

 человек и  средство труда противостоят  предмету труда. Эти два основных

 внутренних  противоречия производительных  сил проявляются в форме

 противоречий: 1) человек - предмет труда, 2) человек  - средство труда,

Информация о работе Социально-экономическое значение роста производительности труда