Социально-экономическое развитие зарубежных стран во второй половине 20в

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

Когда прекращение первобытных, традиционных отношений разрушило солидарность, основанную на "кровном родстве" либо на разделении труда (скажем, солидарность охотников или ремесленников), все больше стала обнаруживаться беззащитность людей, антагонистичнее становились их отношения, более массовыми и грозными конфликты.

Содержание

1.Объясните роль государства в социально-экономическом развитии зарубежных стран. Как изменялись масштабы вмешательства государства в экономике во второй половине 20 в?............................................................3
2.Почему научные ресурсы в странах с развитой экономикой считаются одним из ключевых факторов?.........................................................................8
3.В чем проявляются процессы глобализации, интернализации и транснационализации мирового хозяйства?..................................................11
4.Каковы современные направления развития национальных банковских систем?..............................................................................................................18
5.Каковы основные тенденции развития международной торговли на современном этапе?..........................................................................................20

Литература…………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

контр.doc

— 105.50 Кб (Скачать)
WIN7XP
[Введите  название документа]
[Введите  подзаголовок документа]
 
 

 

Содержание 

  1. Объясните роль государства в социально-экономическом  развитии зарубежных стран. Как  изменялись масштабы вмешательства государства  в экономике во второй половине 20 в?............................................................3
  2. Почему научные ресурсы в странах с развитой экономикой  считаются одним из ключевых факторов?.........................................................................8
  3. В чем проявляются процессы глобализации, интернализации и транснационализации мирового хозяйства?..................................................11
  4. Каковы современные  направления развития национальных банковских систем?..............................................................................................................18
  5. Каковы основные тенденции развития международной торговли на современном этапе?..........................................................................................20

    Литература…………………………………………………………………….22 
     
     
     
     

 

  1. Объясните роль государства в социально-экономическом  развитии зарубежных стран. Как  изменялись масштабы вмешательства государства  в экономике во второй половине 20 в?
 

       Когда прекращение первобытных, традиционных отношений разрушило солидарность, основанную на "кровном родстве" либо на разделении труда (скажем, солидарность охотников или ремесленников), все больше стала обнаруживаться беззащитность людей, антагонистичнее становились их отношения, более массовыми и грозными конфликты.

       Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений все очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, все чаще возникали забастовки как одна из распространенных форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определенных требований (экономических либо политических). Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка, используемая в фазе революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ-началу ХХ в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.

       В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США, например, в период 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн человек. Большое распространение забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции, к примеру, в забастовках участвовали более 6 млн человек. И, по сути, каждый год было по 1,5-3 тыс. забастовок.

       Социальная конфликтность, возникшая, в принципе, много раньше, давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.

        Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об "общественном договоре", которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир.

        Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса.

        В России идеи социального мира, "товарищества" распространял в своих трудах экономист и социолог В. В. Берви-Флеровский (1829-1918). В работе "Положение рабочего класса в России" он резко критиковал полный произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что "борьбе за существование" нужно противопоставить "союз за существование".

        Еще выразительнее эти идеи звучат у русского экономиста Н. Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем Кабинета Министров. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих — стороны одного процесса. Поэтому не враждуя, а подавая руку друг другу они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.

        Важную роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах В. П. Литвинов-Фалинский, изучавший промышленное развитие России в начале ХХ в. Именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников, считал он. 

          Итак, теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства объективно осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала, он невозможен при столкновении и несовместимости интересов его сторон — работодателей и работников. Но это понимали в то время только теоретики.

          Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело к тому, что в начале ХХ в. оказались непримиримыми и две теории:

    — первая доказывала необходимость революционного переустройства капитализма;

    — вторая обосновывала необходимость его  реформирования на основе компромиссов.

        Согласно конституции Российской Федерации ее социально-экономическое устройство нацелено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При такой целевой направленности строится социальное государство, которое напрямую связано с социальным партнерством. Именно через социальное партнерство социально ориентированное государство корректирует стихийно-рыночные процессы конфликтности и поляризации общества на богатых и бедных, обеспечивает определенные законом социальные гарантии и социальную защиту.

        Важно отметить, что внедрение системы социального партнерства объективно означает ослабление монополии государственной власти и необходимость его взаимодействия с другими институтами — профсоюзами и союзами предпринимателей, что является в переходных условиях болезненным и небыстрым процессом. В этой растянутости процесса можно видеть первую особенность формирования российской модели.  

        Кроме того, запуск механизма социального партнерства требует определенной подготовки в деле создания блоков и рычагов этого механизма. Так, например, необходимо создание целого ряда законов, постановлений и других нормативных документов как основы будущих партнерских отношений. Кроме того, требуется разработка средств контроля за их выполнением, ибо при невыполнении "правил игры" быстро происходит атрофия основных "конструкций" социального партнерства и его общее разрушение. Необходимость подготовительной стадии — вторая особенность формирования российской модели партнерства.

        В условиях трансформационного периода, когда в обществе нет достаточной политической, экономической и социальной стабильности, партнерское трехстороннее согласие становится первоочередной потребностью и жизненно важным делом. Именно достижение социального согласия, консенсуса делает условия для развития процессов реформирования приемлемыми и относительно устойчивыми. Высокая востребованность партнерства в российских условиях трансформации экономики — третья особенность российской модели.

        Неразработанным в теории и на практике остается вопрос о роли государства в социальном партнерстве: или оно должно играть роль посредника (роль медиатора) между отношениями партнеров, или же государство должно представлять свою собственность и быть в роли предпринимателя, работодателя? Хотя разные позиции продолжают высказываться в литературе, четвертой особенностью российской модели социального партнерства на практике является совмещение этих двух ролей государством.

        Следующей пятой особенностью партнерства в России переходного периода можно считать создание особого звена в его механизме и придание особой роли так называемым "координационным комитетам содействия занятостью" в центре и на местах. Эти комитеты связаны с объективными условиями России — высоким уровнем безработицы (см. таблицу). Кроме того, в 1999 г. скрытая безработица охватывала еще 12—13 млн человек. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Почему  научные ресурсы в странах с развитой экономикой считаются одним из ключевых факторов?
 

    Научные ресурсы определяются возможностями той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

       На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу составляют количественные факторы — наличие в стране подготовленных научных исследователей, материально-техническое обеспечение НИОКР и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественные) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.

       Важнейший показатель, характеризующий научные ресурсы стран и групп стран:

    1. доля расходов на НИОКР в ВВП.

    2. доля  бюджетных ассигнований на НИОКРв  общих расходах государства.

    3. численность  специалистов, занятых в науке.

    4. количество  международных премий за выдающиеся  научные достижения.

    5. частота  ссылок в научных трудах на  работы исследователей из данной страны.

    6. доля  наукоемкой продукции в ВВП  и промышленной продукции.

    7. доля  данной страны на мировом рынке  высоких технологий. 

       Между уровнем развития страны и долей ее расходов на науку жесткой зависимости не существует. В целом развитые страны расходуют на НИОКР относительно больше финансовых ресурсов, чем развивающиеся государства, а крупные промышленные страны тратят на науку больше средств, чем малые. Но многое зависит от исторически сложившихся условий данной страны. В ряде стран решающую роль в финансировании НИОКР играют частные фирмы.

       Для российской науки до середины 90-х годов была характерна централизованная система финансирования (доля государственных расходов составляла 93% расходов). Однако объем бюджетных ассигнований во второй половине 90-х годов резко сократился, и в результате доля бюджетных средств составила 60,2%.

       Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другой важный показатель — число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. Немалую роль для оценки достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.

       Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в небольшом числе стран. На долю США приходится около половины всех выделяемых на НИОКР финансовых ресурсов. Среди остальных центров следует отметить находящиеся в Западной Европе, Японии и России.

       Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь по отдельным, сравнительно узким направлениям научно-технического прогресса, при этом в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих.

      Во второй половине 20-ого века произошло расширение технологического обмена. Международный технологический обмен может производиться: 

    1. на  некоммерческой основе (публикации, конференции, симпозиумы, миграции ученых).

    2. на  коммерческой основе (передача на  условиях лицензионных соглашений  прав пользованием изобретением).

       Передача производится двум главным группам покупателей: зарубежным филиалам и независимым фирмам. Новые технологии передаются преимущественно ТНК своим филиалам или дочерним фирмам. Независимым фирмам чаще всего передают технологии отраслей, не относящихся к числу наукоемких.

Информация о работе Социально-экономическое развитие зарубежных стран во второй половине 20в