Социально-экономический анализ Ленинградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Территория, на которой сегодня расположена Ленинградская область, на протяжении веков, несмотря на смену названий и площади, складывалась как определенное территориальное, этно-культурное и политическое единство. Богатая и разнообразная природа края – это открытая книга истории Земли. Ее древние страницы - напластования горных пород, среди которых встречаются еще свидетели докембрия – граниты, диориты и гнейсы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

I. Общие сведения о регионе..................................................................................5
Общая характеристика Ленинградской области…………………………5
Население …………………………………………………………………..5
Транспортная инфраструктура…………………………………………….6
Административно-территориальное деление…………………………….8

II. Социально-экономический анализ региона………………………………...10

Промышленный комплекс Ленинградской области..........................................10
Инвестиции .................................................................................................18
Рынок труда ………………………………………………………………21
Уровень жизни населения………………………………………………..23
Охрана окружающей среды .......................................................................25
Сельское хозяйство ................................................................................... 27
Малое и среднее предпринимательство…………………………………29

III. Стратегия развития Ленинградской области до 2020 года.........................33

Заключение………………………………………………………………………34

Список использованной литературы .................................................................36

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ РЭУ.docx

— 179.19 Кб (Скачать)

      Из  социальных объектов в 2011 году  планируется  завершение строительства  общеобразовательной  школы на 600 ученических мест  во Всеволожском районе и пристройки на 200 ученических мест к средней общеобразовательной школе № 1 г.Выборга, 2 детских садов на 140 мест в г.Волосово и на 280 мест в г.Тихвине, поликлиники на 150 посещений в смену в Кировском районе, детского соматического отделения на 50 коек и детского поликлинического отделения на 500 посещений в смену ЦРБ в г.Кириши, культурно-досугового центра (1–ый этап)  на 200 мест в Гатчинском районе.    

      Поступления иностранных инвестиций в 2011 году составили порядка 650 млн. долл. США, или 102% к уровню 2010 года.12 

     3. Рынок труда

     В 2010 году ситуация на рынке труда Ленинградской области оставалась стабильной. Уровень регистрируемой безработицы за год сократился на 0,5 п.п. и на 1 января 2011 года составил 0,7% от экономически активного населения.

      Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, за год сократилась  на 39,8% (на 4,2 тыс. человек) и на 1 января 2011 года составила 6,4 тыс. человек.

     Банк  вакансий за год увеличился на 0,6 тыс. единиц и на начало 2011 года насчитывал 12,3 тыс. единиц по 914-ти профессиям и  специальностям. В основном предприятия  и организации области испытывают дефицит в рабочих кадрах. На долю рабочих вакансий приходится 74,3% от общей потребности в кадрах.

     На 1 июня 2011 года в Ленинградской области  численность безработных граждан  составила 6,3 тыс. человек, что на 122 человека меньше, чем в начале 2011 года. Уровень регистрируемой безработицы  на начало июня составил 0,68%  и снизился на 0,02 процентных пункта  по сравнению  с началом 2011 года.

     В то же время, наблюдалось некоторое  замедление темпов снижения безработицы, основные причины которого – повышенная, особенно в первые месяцы года, активность жителей региона в части поиска вариантов трудоустройства, высвобождение  кадров (включая массовые) с предприятий  и организаций региона, а также  обращение в службу занятости  областных жителей, уволенных с  предприятий Санкт-Петербурга (с  начала текущего года - 2 тысячи человек).

     С начала текущего года трудоустроено  чуть более 6,0 тыс. человек, что в  значительной степени оказало влияние  на снижение безработицы.

     В ближайшее время по данным мониторинга  сокращения численности (штата) работников, либо ликвидации предприятий Ленинградской  области, проводят или планируют  увольнения 23 предприятия. Количество работников, предполагаемых к увольнению – 1 063 человека (ОАО «Ленинградсланец»; ОАО «Завод «Сланцы»; ОВД по Тихвинскому, Подпорожскому, Кировскому, Приозерскому и Бокситогорскому районам; УВД  по Гатчинскому и Всеволожскому  районам; ОАО «Подпорожский порт»,  ОАО    «Сясьский    ЦБК» г. Сясьстрой и другие).

     В 2011 году подержанию стабильной ситуации на рынке труда Ленинградской области и развитию тенденции дальнейшего снижения безработицы в регионе будут способствовать меры активной политики (обучение безработных, трудоустройство на постоянные, общественные, временные работы, проведение ярмарок вакансий, информирование населения, работодателей и другие мероприятия) и реализация «Региональной программы мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2011 году».

     На  конец 2011 года численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, не превысит 6,4 тыс. человек и сохранится на уровне 2010 года. Уровень регистрируемой безработицы в Ленинградской  области будет иметь значение 0,69%.

     С учетом продолжающейся реализации на территории области инвестиционных проектов по развитию действующих и  созданию новых производств, а также  сохраняющейся потребности в  привлечении дополнительной квалифицированной  рабочей силы, ожидается, что численность  занятых в экономике в 2011 году составит 741,2 тыс. человек или 100,2% к 2010 году.13 

      4. Уровень жизни  населения

      Стабильная  работа реального сектора экономики, увеличение доходов бюджета создали  с начала 2010 года устойчивую тенденцию  к повышению оплаты труда.  По итогам  года среднемесячная начисленная  заработная плата  составила 20768 рублей или 113,1%.  Реальная заработная плата  увеличилась на 4,1%. Денежные доходы населения на душу населения  составили  14572 рубля или 111,6%  к  2009  году.  

      Рост  денежных доходов  населения в 2010 году относительно 2009 года  на 17,4%, несмотря на высокий уровень инфляции (111,1%), обусловленной  значительным  ростом цен  из-за аномальной жары  и засухи,  погубившей  часть урожая, позволил увеличить на 8,7%  реально располагаемые  денежные доходы  населения.

      На  конец мая 2011 года денежные доходы на душу населения (по предварительным  данным) составили 17269 руб., что на 20,7% больше, чем в аналогичном месяце 2010 года в номинальном исчислении. Реальные денежные доходы населения  в январе-мае 2011 года к уровню января-мая 2010 года увеличились на 4,6%.

      Средняя номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе-апреле 2011 года составила 21769 руб. или 110,7% к  январю-апрелю 2010 года. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса  потребительских цен, в январе-апреле 2011 года на 0,1% выше уровня января-апреля 2010 года (в апреле 2011 года на 1,5% выше уровня апреля 2010 года).

В январе-мае 2011 года потребительские цены по отношению к декабрю 2010 года выросли на 4,9%.

      Рост  цен  на продукты питания  и бензин  в  первом полугодии 2011 года отрицательно скажется и на оценке 2011 года. Достаточно высокий уровень инфляции, который планируется на уровне 109% к 2010 году,  не позволит значительно увеличить реальные располагаемые денежные доходы, которые составят по оценке текущего года 102%. Денежные доходы на душу населения составят 16200 рублей  или 111,2%  к уровню 2010 года. 

      Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата одного работника  по оценке 2011 года составит 23450 рублей  или 113% к предыдущему году, реальная – 103,6 %.  

      Благодаря принимаемым мерам в сфере  профилактики правонарушений в Ленинградской области удалось существенно снизить уровень преступности.  По итогам 2010 года количество зарегистрированных преступлений в Ленинградской области составило 28 387 (1655,25 на 100 тыс. населения), что на 12% меньше, чем по итогам 2009 года. Раскрываемость преступлений увеличилась на 3,4%, количество тяжких преступлений снизилось на 14,3%, количество преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами, сократилось на 68,5%, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, сократилось на 31,7%.

      За  январь-май 2011 года количество преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 6,6% (10,59 тыс. ед.; на 100 тыс. человек - 618 ед.). Снижение наблюдалось практически по всем видам преступлений. С начала года тяжких и особо тяжких преступлений (доля в общем числе зарегистрированных преступлений - 37%) зарегистрировано на 14,9% меньше, преступлений экономической  направленности - на 11,1% меньше, чем в январе–мае 2010 года.

    По  оценке 2011 года число зарегистрированных преступлений будет ниже уровня 2010 года на 2,2% (27,7 тыс. ед.). 

      5. Охрана окружающей  среды

      Сравнительный анализ качества поверхностных вод  в отчетном периоде 2011 года и предшествующих лет свидетельствует о том, что  качество вод для большинства водоемов Ленинградской области остается на прежнем уровне и значительных колебаний в сторону ухудшения или улучшения качества вод не отмечается. 

      Анализ  результатов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на стационарных постах городов Выборг, Кингисепп, Луга, Кириши, Волхов, Волосово и  Светогорск показывает, что во всех крупных  городах Ленинградской области загрязнение воздуха остается  низким. Значение индекса загрязненности атмосферы составляет менее 4,0 и, по аналогии с поверхностными водами,  значительных колебаний в сторону ухудшения или улучшения качества  не отмечается. 

    Комплексный локальный мониторинг пахотных земель выявил наличие  почв  с начальным  уровнем загрязнения тяжелыми металлами. В среднем концентрация каждого  из металлов составляет 1,25-2,0 величины от фоновых значений. Данные участки  имеют место как в пределах техногенных, так и  природных аномалий. Общая площадь техногенных аномалий с начальным уровнем  загрязнения почв  составляет  в  Ленинградской области примерно 8300 кв. км (около 10% территории области) и остается последние годы постоянной. 

      Такие тенденции позволяют сделать  вывод о том, что качество поверхностных вод и атмосферного воздуха на ближайшую перспективу будет определяться только темпами промышленного производства.

      Также следует отметить, что сохраняется  степень риска резкого ухудшения  природного равновесия, обусловленная  аварийными факторами. В первую очередь - аварийные сбросы загрязняющих веществ на объектах жилищно-коммунального хозяйства области. Масштабы и развитие возможных  аварийных ситуаций могут привести не только к локальному, но и региональному загрязнению поверхностных водоемов Ленинградской области.   

      Основными мероприятиями, реализуемыми на территории Ленинградской области за счет бюджетов всех уровней являются:14

      1. За счет средств федерального  бюджета - реализация дополнительных  мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территориях федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный центр «Прикладная химия»; федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственное объединение «Радиевый институт имени В.Г. Хлопина»; Петербургского института ядерной физики им.Б.П.Константинова Российской академии наук; федерального государственного унитарного предприятия «Ленинградский специализированный комбинат «Радон»; федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова;  Ленинградской АЭС.

      2. За счет средств областного  бюджета: строительство полигонов  твердых бытовых и отдельных  видов промышленных отходов в Лужском, Ломоносовском и Подпорожском  муниципальных районах;  восстановление и оздоровление  гидросистем  Малоневского, Староладожского каналов и протоки Малой Невки  в городе  Шлиссельбурге; строительные работы по инженерной защите от подтопления и затопления города Тихвин.

      3. За счет собственных средств  предприятий будут вестись работы  по реконструкции и реновации систем газоочистки и очистки сточных вод.

      Оценка  предотвращенного экологического ущерба проведена на основании фактических данных о снижении сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водоемы и подземные горизонты, уменьшении  площадей земель, занятых  несанкционированными свалками,  снижении загрязненности земель химическими веществами и  уменьшении площадей деградированных земель.

    Основной  вклад в величину предотвращенного экологического ущерба на прогнозный период  будут вносить введенные  в эксплуатацию  полигоны твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском и Волховском районах Ленинградской области. 

      6. Сельское хозяйство

      Прошедший 2010 год был сложным из-за аномально жаркого лета и неблагоприятной ценовой ситуации. Уделяемое Правительством Ленинградской области  большое внимание проблемам сельского хозяйства, позволило в 2010 году сохранить стабильность и обеспечить высокие темпы роста. В целом по области объемы сельскохозяйственного производства превысили уровень 2009 года на 3% и составили 50,6 млрд. рублей (второй результат среди субъектов, входящих в Северо-Западный федеральный округ).

     В 2010 году на поддержку сельскохозяйственного  производства было выделено 2,9 млрд. рублей (в том числе: 1,5 млрд. рублей из федерального бюджета, 1,4 млрд. рублей - из бюджета  Ленинградской области), а с учетом долгосрочной целевой программы  «Социальное развитие села на 2009-2012 годы» поддержка составила 3,5 млрд. рублей.

     Уровень рентабельности реализованной продукции  с учетом субсидий  составил 11,8%, без учета субсидий - 4,6%. Все виды товарной продукции, кроме мяса крупного рогатого скота, сохранили прибыльность. Объем привлеченных в 2010 году субсидируемых  инвестиционных кредитов на 1 рубль  чистой прибыли составил 1,29 рублей. Объем налоговых поступлений  в доходную часть бюджета Ленинградской  области от предприятий агропромышленного  и рыбохозяйственного комплекса  составил 1700 млн. рублей или 1,21 рублей на  каждый рубль поддержки из областного бюджета.

Информация о работе Социально-экономический анализ Ленинградской области