Социально-экономические последствия инфляции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

В реальной жизни инфляция проявляется как повышение общего уровня цен. При постоянном росте цен наблюдается падение реальных доходов населения, так как рост цен обгоняет доходы и за то же количество денег можно приобрести все меньше благ, происходит падение покупательной способности денег. В связи с этим инфляцию можно определить как процесс обесценивания денег, или, как образно сегодня говорят, – ситуацию, когда слишком большое количество денег охотиться за меньшим количеством товара.

Содержание

1 Причины и механизмы инфляции, инфляционные ожидания
1.1 Сущность инфляции
1.2 Причины инфляции
1.3 Виды инфляции
1.4 Формы инфляции
1.5 Особенности инфляции в Республике Беларусь
2 Социально-экономические последствия инфляции в Республике Беларусь
3 Основные направления антиинфляционной политики
4 Анализ статистической информации
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Лесневский2.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

       - ускоренная материализация денежных  средств. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Недостаток здесь заключается в том, что стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому - паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения;

       - нестабильность экономической информации; мешающая составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса;

       - падение реального процента - реальная  денежная процентная ставка уменьшается  на величину ежегодного процента  роста инфляции. Так, если в  1990 году темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

       - обратная пропорциональность темпа  инфляции и уровня безработицы.  Важно отметить, что рост инфляции  практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример - Польша весной 1990 года., где частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы. (Только за весну 1990 года безработица возросла в 2 раза - с 200 тысяч до 400 тысяч человек).

       Социальные  последствия инфляции проявляются  прежде всего в ухудшении жизни  населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции.

       Обесцениваются  сбережения населения, что подрывает  стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе.

       Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги.

       Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ 

 

       Негативные  социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.). Она может проводиться на различных стадиях развития экономики. Как только возникает инфляционная напряженность, она может пытаться ликвидировать и предупредить ее, она может стремиться избежать появления кумулятивного процесса, сдерживая инфляционное давление. Или же, если инфляция начнется, экономическая политика может поставить перед собой в качестве цели восстановление равновесия.

       Существуют  два основных пути решения проблемы инфляции. Во-первых, это разработка новой стратегии противодействия  инфляции методами фискально-денежной политики и, во-вторых, можно просто научиться жить в условиях инфляции. Остановимся на некоторых из них.

       1 Политика регулирования доходов  состоит в осуществлении влияния на уровень зарплаты и других доходов не через совокупный спрос, а непосредственно. Она является попыткой побороть инфляцию путем замедления темпа роста производственных затрат. Необходимо помнить, что производственные затраты представляют собой доход производственных факторов, т.е. заработную плату, проценты на ссуду, арендную плату и прибыль. Если правительство в состоянии сдерживать темпы роста этих доходов, ему удается ограничивать рост затрат. Если доходы не растут или если они растут медленнее, чем раньше, будет меньше опасности, что чрезмерный спрос заставит подняться цены. Поскольку инфляция, вызванная ростом затрат, возникает в основном из-за более быстрого роста заработной платы по сравнению с ростом производительности, политика регулирования доходов, как правило, сосредоточивается на заработной плате, но арендная плата и дивиденды также подлежат ограничению.

       Правительство может выбрать политику добровольного регулирования доходов. В этом случае оно приблизительно определяет, насколько может увеличиться ВНП в следующем году. Затем оно обращается к профсоюзным и другим организациям, представляющим рабочих, с просьбой не требовать большего процента увеличения заработной платы, чем ожидаемый рост ВНП.

       Если  политика добровольного регулирования  доходов не имеет успеха, правительство  может принимать законы, регулирующие темпы роста зарплаты и цен. Такие  юридические акты принято называть контролем над зарплатой и ценами. Контроль над зарплатой и ценами ограничивает и регулирует действия фирм по выплате зарплаты и назначению цен.

         Правительство обладает полномочиями  регулировать цены; и это, казалось  бы, очевидное средство обуздать  инфляцию. Однако, если цены держать ниже уровня равновесия, появляется дефицит товаров, и он может привести к той или иной форме карточной системы. Вместе с тем, если сдерживать цены в то время, как затраты продолжают расти, многие фирмы могут оказаться убыточными и вынуждены будут закрыться.

       Следует отметить, что сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений,  даже на время, опасно. Фиксирование цен в рыночной системе вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или поздно фиксированные цены придется отпустить и сжатая ценовая пружина выстрелит еще большей инфляцией, разбалансированностью спроса и предложения. Однако, если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо вводить жесткий и всеобъемлющий централизованный контроль, т.е. командно-административную систему. Поэтому в условиях гиперинфляции нужно фиксировать не цены, а объем денежной массы. Сначала необходимо минимизировать темпы ее прироста, а затем ввести ежегодную фиксацию или рамки изменения объема денежной массы в течение года. Такая политика называется таргетированием денежной массы. При этом необходимо учитывать скорость обращения денег, увеличение которой усиливает инфляцию. Как же ограничить рост денежной массы? Идеальный вариант - одновременно повысить норму обязательного резервирования, ограничить операции, ведущие к дснозитарному расширению денежной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить причины дополнительной эмиссии: урегулировать структурный дефицит бюджета, сократив, прежде всего, непроизводительные расходы, прекратить индексацию доходов населения. Конечно же, такие меры непопулярны, поэтому их может проводить только сильное правительство, пользующееся доверием населения. Доверие выступает как своеобразный «ценовой якорь», сдерживающий раскручивание инфляционной спирали. В обстановке гиперинфляции это единственный способ переломить инфляционные ожидания, остановить инерционную инфляцию.

       Кроме того, правительство может применить политику налогового регулирования доходов. Это система, при которой посредством налоговой системы фирмы и занятые на них работники поощряются или наказываются в зависимости от роста уровня цен и заработной платы.

       2 Адаптационная политика построена  на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег.

       Одним из методов компенсации потерь от снижения покупательной способности денег является индексация. Индексация автоматически корректирует выплаты на темпы инфляции. Например, когда индексация включена в трудовые соглашения, с ростом цен автоматически повышается уровень зарплаты. При индексации пенсий их номинальная величина растет вместе с повышением уровня цен, что гарантирует пенсионерам защиту от возможных потерь. Аналогично при индексации кредитов с ростом цен будет возрастать и сумма, подлежащая возврату. В этом случае кредиторы больше не страдают при возникновении непредвиденной инфляции, а заемщики уже не имеют возможности извлекать из этого прибыль.

         Большой опыт проведения антиинфляционных  мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики. Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом.

       Долговременная  политика включает в себя, во-первых, задачу погасить инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику, завоевать таким образом доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного таможенного контроля и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии.

       Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством  займов у Центрального банка ведет  к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

       В-третьих, мероприятия в области денежного  обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

       В-четвертых, ослабление влияния внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

       Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Оно может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

       Определенное  воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.

      В связи с антиинфляционной политикой  остро стоит вопрос об издержках  борьбы с инфляцией. С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве, т.е. росту безработицы и спаду производства. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1 % безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 г. оценивалось в 160 млрд. долл. Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля информацию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой, по существу, сводилась к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, то она не всегда достигает объявленной цели. Параллельное применение различных экономических мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.

       Опыт  США позволяет наглядно показать сведение политики доходов. Здесь в 1971—1974 гг. правительство осуществляло непосредственный контроль уровня заработной платы и цен. В конце 70-х гг. оно ограничивалось лишь рекомендациями в этой области. А с приходом к власти республиканской администрации Р. Рейгана было ликвидировано правительственное учреждение, ведавшее этими вопросами.

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции в Республике Беларусь