Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики. Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов.

Содержание

Введение ..…………………………………………… 2
1. Инфляция и её виды ……………………………… 3 - 9
2. Причины инфляции ………………………………. 10 - 16
3. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика ….………………… 17 - 35
Заключение .…………………………………………... 36
Литература ..………………………………………….... 37

Работа содержит 1 файл

Инфляция.docx

— 165.98 Кб (Скачать)

Основной путь сокращения неплатежей – восстановление общепринятых форм денежного обслуживания хозяйственных  связей: рост оборотных средств предприятий, учет коммерческих векселей и т.д. Это  нормализует состояние предприятий  и уменьшит шансы на развитие инфляции. Пересмотр политики искусственного занижения денежной массы предполагает более активное использование эмиссии  денег как предпосылки улучшения  общего   экономического состояния народного хозяйства. Относительно эмиссии создан устойчивый стараотип некоего монстра, парализующего всю хозяйственную жизнь. К реальной действительности это имеет весьма приблизительное отношение. В современной экономике эмиссия денег осуществляется в безналичной форме, занимаются этим банки, в основном Центральный банк. Такая эмиссия называется кредитной. Механизм ее регулирования хорошо отработан. Наличные деньги как результат эмиссии возникают лишь на стадии использования возникших  безналичных доходов, разумеется, первые значительно меньше вторых.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая до августа 1998 г., помимо безоглядного ограничения денежной массы включала в себя и так называемый безинфляционный  метод покрытия дефицита бюджета. Если «замораживание» денежной массы  и денежный голод в хозяйстве  с самого начала выглядели сомнительной находкой реформаторов, то переход  от кредитования бюджета к выпуску  государственных долговых обязательств внешне представлялся вполне оправданным  и никакой критики на первых порах  не вызвал. Начиная с 1995 г. Выпуск государственных  ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. Главной причиной конечного провала  попыток «цивилизованного» покрытия дефицита бюджета стало рассогласование  и даже противоречие двух направлений  финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению  производства и объема доходов, а  бюджетная исходила из предполагаемого  возрастания хотя бы номинального объема доходов.

В силу необходимости становления  рынка государственных обязательств с самого начала базировалось на очень  шаткой основе: обязательства продавались на очень короткий срок и были высокодоходны. Это с учетом падения производства и реальных доходов и предопределило грядущий крах. Государство быстро подошло к роковой черте: поступления денег от продажи новых выпусков государственных бумаг стали меньше платежей по погашению прежних выпусков (включая и колоссальные проценты). Это произошло уже в конце 1997 – начале 1998 гг.

Главным результатом действий правительства и Центрального банка  стало обвальное падение курса  рубля, и в этом выявилось наглядное  доказательство бессмысленности той  антиинфляционной политики, которая  ими проводилась с 1995 г. Ведь кроме  снижения темпов инфляции была провозглашена  и стабильность курса рубля как  главная задача денежно-кредитной  политики. И когда казалось, что  до поставленной цели рукой подать, все покатилось в пропасть. Падение  курса рубля немедленно вызвало  рост цен на импортные товары, а  затем и на отечественную продукцию. Круг замкнулся. Результатом политики, направленной на подавление инфляции и сохранение стабильного курса  рубля, стали вспышка инфляции и  падение курса рубля. Таков итог слепого и упрямого выполнения рекомендаций монетаристов, непонимания того, что эти рекомендации рассчитаны на совершенно иную экономическую, политическую и социальную обстановку.

После финансового кризиса  августа 1998 г. Инфляцию стал определять курс рубля, именно его падение вызвало  вспышку цен в августе-сентябре и продолжающийся их рост в октябре-ноябре. Денежная масса в августе была ниже, чем в начале года. Неплохая иллюстрация применения принципов  монетаризма в России. Падения  рубля было результатом двух существенных факторов: образования большой краткосрочной  задолженности нерезидентам (естественно  в долларах) и отставания «коридорного»  курса рубля от уровня инфляции. Кроме того, негативное воздействие  оказала необходимость очередных (и значительных) платежей по долгосрочному  внешнему долгу в соответствии с  прежними соглашениями.

Деградация сельского  хозяйства за годы реформ создала  постоянную потребность в систематическом  ввозе продовольствия. Под давлением  иностранной конкуренции сократилось  или прекратилось производство многих видов промышленной продукции (одежда, обувь, телевизоры, автомобили, видео- и аудиотехника и т.д.). Поэтому, несмотря на падение курса рубля, номинальный объем импорта в рублях будет возрастать. А это и означает инфляцию.

Своеобразием нашей экономической  ситуации является постоянный спрос  на наличные доллары. Поспешно осуществляя  конвертируемость рубля, не считаясь с  отсутствием реальных предпосылок  для нее, реформаторы явно не предполагали такого явления, как тотальная долларизация всех экономических отношений в  России. Доллар стал внутренней валютой  России, точный объем его наличной массы в России неизвестен, но он значительно больше рублевой денежной массы (в пересчете по текущему курсу). При этом доллар почти на 100 % выступает  в наличной форме, а рублевая масса  более чем наполовину состоит  из безналичных денег. Спрос на доллары  обусловлен тем, что население и  многие фирмы используют доллары  как средство накопления и сбережения. Долларами расплачиваются при приобретении недвижимости и дорогих товаров. Еще один источник спроса на доллары-вывоз  капитала за границу, но для этого  он должен превратиться в доллары. Этим поддерживается постоянный и значительный спрос на наличные доллары, подрывающий курс рубля. Не следует забывать и о громадном внешнем долге России, обслуживание которого требует крупных платежей. Отсрочки их, предоставленные Парижским и Лондонским клубами, заканчиваются, использованы они были неумело, экономическое и финансовое состояние страны только ухудшилось, а теперь наступает время крупных выплат, предполагающих наличие валюты у ЦБ и правительства. В такой ситуации курс рубля, конечно, будет снижаться, а это дает толчок инфляции.

Основной вывод из всего  вышеизложенного: нельзя подавлять  инфляцию любой ценой, и, прежде всего  за счет падения производства, отрывать денежно-кредитную сферу от реального  сектора, конвертируемость рубля должна следовать за достижением устойчивого  и значительного по своим объемам  экспорта товаров и услуг, а обратная последовательность событий ведет  к бесконечному обесценению национальной валюты. Как минимум экспорт должен покрывать импорт, взятые иностранные  кредиты должны использоваться так, чтобы создавать предпосылки  возврата денег и уплаты процентов, а не проедаться и тем более не разворовываться.

На протяжении многих лет  реформирования российской экономики  макроэкономическая стабилизация прошла ряд подэтапов. Она характеризовалась  следующими мерами.

I.          Подэтап охватывает 1992 г., за исключением летних месяцев. По ряду существенных параметров (дефицит бюджета, кредиты ЦБ Минфину) проводилась ограничительная политика. Ее близость к жесткому типу политики появилась в ликвидации в результате либерализации цен денежного «навеса» и соответствующем сжатии денежной массы.

II.         Подэтап – это середина 1992 г. И первая половина 1993 г. В результате проведения в середине 1992 г. Взаимозачета образовавшихся на предыдущем этапе неплатежей, мощной кредитной эмиссии (сумма всех кредитов ЦБ достигла в среднем в 1992 г. 50 % к ВВП) макроэкономическая политика приобрела сверхэкспансионистский характер. Кредитная эмиссия в усиленном режиме проводилась и с декабря 1992 г. С постепенным затуханием к лету 1993 г. Среднемесячные темпы инфляции вышли на рубеж 20 – 25 %.

III.       Подэтап охватывает вторую половину 1993 г. И первую половину 1994 г. По ряду параметров (дефицит бюджета, кредиты ЦБ, темпы роста денежной массы М2 и валютного курса) происходит переход к умеренной или тяготеющей к умеренной макроэкономической политике.

IV.       Подэтап (вторая половина 1994 г. – первая половина 1995 г.) отличается противоречивостью и непоследовательностью. В целом происходило смягчение макроэкономической политики, начавшейся еще в первой половине 1994 г.: кредиты ЦБ Минфину выросли до 10 % к ВВП к концу 1994 г., на валютном рынке произошел обвал рубля в знаменитый «черный вторник» 11 октября, выросла инфляция. В январе-августе 1995 г. Динамика инфляции в целом  соответствовала предшествующему периоду (примерно 10 % в месяц). Сложившаяся динамика валютного курса усилила экспортные возможности сырьевых отраслей, что способствовало некоторой стабилизации производства,

V.         Подэтап, начавшийся с осени 1995 г., характеризуется поворотом к ужесточению макроэкономической политики, которая приняла по многим параметрам черты ограничительного и даже типа. Фактически прекратилось кредитование ЦБ Минфина, дефицит бюджета стал покрываться в основном за счет неинфляционных источников (внутренние и внешние займы), курс рубля с июля 1995 г. Устанавливается в валютном «коридоре» (с мая 1996 г. «коридор» стал наклонным), среднемесячные темпы инфляции упали до 1-2 %. Появились основания для вывода о позитивных сдвигах в области финансовой стабилизации.

VI.       Подэтап разворачивается с лета 1997 г., когда наряду с финансовой стабилизацией появились признаки незначительного роста ВВП.

Однако ужесточение макроэкономической политики вызвало целый ряд негативных последствий:

Ослабление позиций отечественных  производителей на внутреннем рынке  под напором импорта (доля последнего на потребительском рынке России достигла почти 60 %);

Усиление с сентября 1995 г. Промышленного спада до 2 % ежемесячно, уменьшившегося в начале 1996 г., однако возобновившегося в мае 1996 г. (объем  промышленной продукции в 1996 г. Оказался в итоге примерно на 5 % ниже 1995 г.);

Продолжение спада инвестиций в основной капитал (сокращение в 1996 г. Составило 18 %);

Возрастание доли различного рода «суррогатов» (квазиденег) в системе  денежного обращения: векселей, казначейских обязательств и т.п., компенсирующих отсутствие «живых денег» (по некоторым  данным, около 50 % к денежной массе);

Усиление бартеризации торговых отношений;

Сокращение налоговых  поступлений в федеральный бюджет (примерно 60 % к запланированному уровню во втором квартале 1996 г.);

Усиление уязвимости финансовой и банковской системы вследствие гипертрофированного увеличения доли государственных ценных бумаг на фондовом рынке (обратная сторона –  сокращение доли корпоративных ценных бумаг на этом рынке), все более  обостряющихся трудностей строительства  новых этажей финансовой пирамиды ГКО.

Таким образом, реальная картина  макроэкономической политики в России в 1992 – 1996 гг. Характеризуется непоследовательностью  в осуществлении чистого варианта финансовой стабилизации в условиях общей линии радикальных преобразований.

VI.     Подэтап – к середине 1997 г. Обнаружились черты нового подэтапа: более четко обнаружилась тенденция к стабильно низкому уровню инфляции; начался переход к ужесточению налоговой дисциплины: особым мерам по стабилизации денежного обращения (денежная реформа и т.д.).7

В результате проведения преобразований финансовая стабилизация сочетается с  общим расстройством обращения  капитала, глубоким спадом производства, разрушением финансов производства как основы финансовой системы страны, платежным и инвестиционым кризисом, бегством капитала, криминализацией  и долларизацией

  

 

учебник “Курс экономической теории”. М.,  «ДиС» , 1997 г стр. 463

экономики. Эти новые элементы неустойчивости и торможения реальной стабилизации, которые наложила на экономику чрезмерно радикальная  политика, чрезвычайно осложняют  подход к новому этапу стабилизации – этапу реальной стабилизации и  формирования непрерывного экономического роста. Российская экономика в результате преобразований оказалась в тисках глубоких нестандартных для рыночной экономики противоречий, которые и будут определять характер ее развития, диктовать условия социально – экономической политики.

Главной задачей стабилизации на новом этапе становится реальное оздоровление производства, создание условий сохранения и воспроизводства  капитала в реальном секторе экономики.  

 

Возможные антиинфляционные мероприятия в существующей на сегодняшний  день экономической ситуации в России.

Р


азработка и реализация антиинфляционной политики для России (из доклада  профессора Финансовой академии при  правительстве Российской Федерации  Л.Н.Красавиной на заседании “ круглого стола “ на тему “ Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста в России  “ состоявшегося  в ноябре 1998 г.) должна находиться в неразрывной связи с подъемом национальной экономики. Для достижения этой задачи целесообразно создать межведомственную комиссию (комитет) из 

представителей предпринимателей, государства и компетентных специалистов. Эта рабочая группа должна быть наделена определенными полномочиями при оценке мер зкономической и социальной политики в аспекте их влияния на инфляционный процесс и национальное производство.

Антиинфляционная  политика требует поэтапного проведения мер. В их числе:

ü  подъем национальной экономики, оживление инвестиций;

ü  оздоровление бюджетов всех уровней, снижение налоговых ставок и упрощение их сбора; лимитирование внутреннего государственного долга, “расшивка” неплатежей;

ü  повышение коэффициента монетизации хозяйства, очищение денежного оборота от суррогатов, лимитирование эмиссии денег;

ü  санация и реструктуризация банковской системы, и переориентация деятельности банков со спекулятивных фондовых и валютных операций на обслуживание производственного сектора экономики; разработка реальных гарантий в целях страхования рисков банков и вкладчиков, усиление банковского надзора;

ü  оздоровление фондового рынка и контроль за его деятельностью;

ü  регулирование валютного рынка, восстановление валютного коридора с расширенными пределами колебаний валютного курса. Уменьшение зависимости от иностранных кредитов путем изыскания собственных ресурсов, сдерживания “ бегства “ капитала и его репатриации. Разработка стратегии внешних заимствований в целях обеспечения их рационального использования и погашения.

Любая антиинфляционная программа  обречена на провал, если государство  не в состоянии противостоять  “теневой экономике”, которая контролирует около половины ВВП.

Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста  должны базироваться на разумном сочетании  рыночного и государственного регулирования. В противовес процветающему в  России разброду и шатанию в теории и практике разработка антиинфляционной политики должна включать методологические, теоретические и практические аспекты  с учетом достижений отечественной  и зарубежной науки и практики. Исходным пунктом является понимание  инфляции как многофакторного процесса, корни которого в диспропорциях  воспроизводства и в неэффективной (порой ошибочной) политике. Социально-экономические  последствия инфляции (подобно займам и налогам) – перераспределение  национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства за счет снижения реальной заработной платы и др. Фиксированных доходов населения. Антиинфляционная политика должна быть направлена на стимулирование стабилизации, а затем подъема национальной экономики в целях повышения уровня жизни народа.

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика