Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран по классификации Организации Объединенных Наций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

В мире около 200 стран, очень различных по уровню экономического развития. И знание их классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.
Для включения страны в ту или иную группу применяют разные критерии:
1. Во-первых, это характер экономики — рыночная ли это экономика или переходная.
2. Во-вторых, это уровень ее социально-экономического развития, который определяется в первую очередь производством ВВП/ВИД на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни.

Работа содержит 1 файл

Доклад по истори экономики.doc

— 67.00 Кб (Скачать)


ГОУ ВПО Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Стерлитамакская государственная педагогическая академия

имени Зайнаб Биишевой

 

 

 

Кафедра экономики

и менеджмента

 

 

Доклад

по истории экономики

Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран по классификации Организации Объединенных Наций

 

 

Выполнила: студентка гр.41 МО-6

Факультета экономики и управления

Касьянова Е.И.

 

 

 

 

Стерлитамак 2010


Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран по классификации ООН

 

В мире около 200 стран, очень различных по уровню экономического развития. И знание их классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

Для включения страны в ту или иную группу применяют разные критерии:

1.                  Во-первых, это характер экономики — рыночная ли это экономика или переходная.

2.                  Во-вторых, это уровень ее социально-экономического развития, который определяется в первую очередь производством ВВП/ВИД на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни.

В аналитических целях в рамках международной экономики страны делятся на три большие группы:

1.                  индустриальные страны (с развитой экономикой),

2.                  развивающиеся страны

3.                  страны с переходной экономикой.

Выделение стран в те или иные группы и подгруппы связано с особенностями их исторического, экономического, культурного и политического развития. Обычно в группы стран в международной экономике объединяются страны, имеющие общие или  близкие характеристики экономического развития, схожую институциональную структуру хозяйственного управления, близкие принципы организации.

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. Это группа из 25 государств. В них проживает 1,2 млрд. человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП надушу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

В самой группе развитых стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП. (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). На эти страны приходится более 38% мирового ВВП, в том числе на США — 20, Японию — 6, Германию — 4%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (21% мирового ВВП) и Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (24%).

Страны с переходной экономикой (economies/countries in transition) — переходящие от централизованно-планируемой к рыночной экономике: Аргентина, Болгария, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Китай, Колумбия, Индия, Индонезия, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Пакистан, Перу, Польша, Россия, Словацкая, Республика, Турция, Украина, Чили, Эстония, Южная Африка, страны СНГ. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВНП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

Развивающиеся страны (developing countries) — государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития, низким и средним уровнем доходов. Объединяет 4/5 всех стран мира, в которых проживает более 80% населения планеты. Из 182 стран — членов Международного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится менее 25% мирового ВВП. В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых)

Это целая вселенная, недаром группу развивающихся стран нередко называют третьим миром, и она неоднородна.

Классификации стран Третьего мира посвящены многие исследования. Существует широкий набор качественных и количественных характеристик: по уровню экономического потенциала, специализации в мировом хозяйстве, обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, зависимости от развитых капиталистических государств, культурно-цивилизационным блокам и по другим признакам. Необходимо принимать во внимание уровень социально-экономического развития, степень обеспеченности ресурсами, место и роль в международном разделении труда, показатели валового внутреннего продукта в общемировом объеме.

В классификации ООН выделяют страны — экспортеры и не экспортеры нефти, государства и территории, специализирующиеся на экспорте готовых изделий, и три категории стран в зависимости от уровня доходов на душу населения. По этим показателям все развивающиеся страны условно можно подразделить на три группы.

Первая группа развивающихся стран. К этой группе относятся новые индустриальные и страны — экспортеры нефти.

По классификации ООН, к новым индустриальным странам (НИС) относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июля 1997 г. — Сянган — перешел под юрисдикцию КНР), Сингапур.

В сентябре 1960 г. 13 государств, располагающих крупными запасами нефти (в том числе Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты), создали ОПЕК — Организацию стран — экспортеров нефти, чтобы противостоять власти крупных нефтяных монополий и увеличить свои доходы.

В послевоенные годы большие масштабы принял начавшийся еще в 30-х годах процесс импортзаменяющей индустриализации — замены импорта многих промышленных товаров их производством на месте. Этим был дан толчок более широкой индустриализации. В первую очередь получили развитие отрасли легкой и пищевой, а также цементной, нефтяной, строительной промышленности. В новых индустриальных странах Латинской Америки с этим периодом связано и становление новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической). Выпуск промышленной продукции в регионе в 1958 г. превысил довоенный уровень почти в три раза. Добыча нефти выросла в четыре раза, достигнув 1/5 мирового производства. В несколько раз увеличилось производство электроэнергии (до 62 млрд. кВт • ч). Выплавка стали возросла в 13 раз (с 24 до 3,1 млн. т).

По уровню промышленного развития первое место в Латинской Америке удерживала Аргентина, на долю которой в 1950 г. приходилось 1/4 всей промышленной продукции региона, хотя население страны составляло лишь 10% населения региона, 1/6 часть приходилась на Бразилию с 30% населения региона. Однако развитие Бразилии и Мексики происходило более быстрыми темпами, и к концу 50-х годов доля Аргентины уменьшилась, и на первое место в регионе по общему объему промышленного производства (1/5 от всей Латинской Америки) вышла Мексика, хотя по производству на душу населения и Мексика и (еще более Бразилия) отставали от Аргентины.

Был сделан заметный шаг и по пути превращения НИС в промышленно-аграрные. Важным фактором промышленного производства стала усилившаяся роль государства в экономике, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Политика импортзаменяющей индустриализации — сознательно стимулировалась государством. Однако создать достаточные условия для самостоятельного экономического развития НИС она не смогла. Сохранилась высокая степень зависимости их экономики от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового рынка. Зависимость от импорта потребительских товаров сменялась зависимостью промышленности от импорта дорогостоящих машин и оборудования. Иностранный капитал также начал перемещаться в местную обрабатывающую промышленность. В 1946—1960 гг. поступления в виде новых капиталовложений и займов в Латинскую Америку составили 10 млрд. долл., а вывоз прибылей — 19,5 млрд. долл.

Ограниченный эффект импортзаменяющей индустриализации, победа Кубинской революции заставили представителей местной буржуазии и политиков искать более эффективные рычаги воздействия на экономику. Под руководством известного аргентинского экономиста Рауля Пребиша была разработана программа ускоренной модернизации всей экономической и социальной структуры на основе индустриализации, интенсивного сельскохозяйственного производства и эффективных внешнеэкономических связей. Она получила название доктрины ЭКЛА (ЭКЛА — экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки, созданная в 1948 г.) Эту программу взяли на вооружение правительства Фрондиси в Аргентине, Лопеса Матеоса и Диасе Ордасе в Мексике и др.

Президент США Джон Кеннеди в 1961 г. предложил в рамках курса «Новые рубежи» программу «Союз ради прогресса», рассчитанную на десять лет и принятую 19 латиноамериканскими государствами. Цель ее — ускорение экономического и социального развития стран Латинской Америки. Она предполагала ускоренную индустриализацию, уменьшение зависмимости экономики от экспорта аграрно-сырьевых товаров и импорта машин и оборудования. Были обещаны кредиты и другие виды помощи на 20 млрд. долл.

В более широких масштабах, чем в других странах региона, проводись экономические реформы в Мексике. Несмотря на демографический взрыв, благодаря ускоренному проведению аграрной реформы, кредитной и агротехнической помощи крестьянству удалось решить проблему самообеспечения страны продовольствием. В 60-е годы ежегодные темпы роста ВВП достигли 7%, против 5,8% в 1960 г. Доля Мексики в ВВП Латинской Америки увеличилась с 20,3% в 1960 г. до 23,2% в 1970 г. (второе место после Бразилии).

Иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд. Внешняя задолженность Мексики с 1960 по 1970 гг. увеличилась на 2,6 млрд. и составила 3,8 млрд. долл.

Кризис традиционных устоев латиноамериканского общества и подъем революционных и демократических движений вызвали перемены в латиноамериканской политике Вашингтона.

За семь лет (1961—1967) США, выделили на реализацию программы в виде кредитов, займов и других форм 7,7 млрд. долл. Финансовая помощь США и международных финансовых организаций шла в основном на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, просвещения, здравоохранения.

Причины экономического роста этих стран:

1) выгодное географическое положение;

2) наличие дешевой рабочей силы;

3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ;

4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений;

5) активная роль транснациональных корпораций (около 80 % всех средств было вложено в НИС).

Среди быстро развивающихся стран Третьего мира особое место занимают государства Среднего Востока — экспортеры нефти. Доходы, которые получали эти страны от национализированных нефтеперерабатывающих компаний, были настолько велики, что внутренние инвестиции не могли поглотить их. Значительные финансовые вливания пошли в экономики промышленных стран Запада, а также в те государства, политические режимы которых устраивали стран-доноров. Во многих странах региона, таких, как Саудовская Аравия, султанаты Оман и Дубай, частный сектор постепенно заменяет государство в качестве движущей силы экономического роста. Инвестиционный капитал частных лиц, помещенный за рубежом выходцами из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, оценивается в 162 млрд. долл.

В Объединенных Арабских Эмиратах, имеющих значительные доходы от нефти (свыше 10 тыс. долл. на душу населения), имеются широкие возможности для осуществления политики государственных капиталовложений. В Дубае доходы от нефти составляют 2500 долл. на душу населения.

Имея, по оценке на 1 января 1993 г., запасы нефти, равные 635 млрд. баррелей, арабские страны располагают 62,4% всех запасов нефти и 25578 млрд. м3 природного газа, что составляет пятую часть мировых запасов газа. По прогнозам, следует ожидать быстрого роста добычи нефти и природного газа в арабских странах, а это приведет к усилению их роли как основных поставщиков этих энергоносителей в мире. Если в настоящее время более одного барреля из трех, экспортируемых в мире, приходится на арабские страны, то к 2000 г. это соотношение будет составлять почти один баррель из двух.

Несмотря на нефтяной бум, проблем у арабских стран достаточно. Это и засуха, значительный рост населения вообще и в городах в частности, все возрастающая зависимость от импорта продовольствия, отставание в инфраструктуре и в промышленности, в том числе и в нефтяной, ухудшение положения в сельском хозяйстве.

В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и валовой продукции.


Классификация по уровню доходов

 

Наиболее важным методом классификации стран в международной экономике является их деление по уровню экономического развития. Это связано с тем, что отнесение той или иной страны к той или иной группе предоставляет либо закрывает ей доступ к льготному финансированию со стороны мирового сообщества, получению безвозмездной помощи от развитых стран, определенным видам кредитов от международных организаций. Мировой банк, статистика которого охватывает 209 стран, выделяет три основных уровня развития:

Информация о работе Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран по классификации Организации Объединенных Наций