Социально-экомическое развитие Карачаево-Черкеской республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 15:52, реферат

Описание работы

Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики в первом полугодии 2008 года характеризовалось положительной динамикой основных макроэкономических показателей.

Индекс промышленного производства по итогам первого полугодия 2008 года составил 105,8 % за счет успешной работы отдельных предприятий обрабатывающих производств.

Работа содержит 1 файл

Социально-экомическое развитие Карачаево-Черкаской республики.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Социально-экономическое  развитие Карачаево-Черкесской Республики в первом полугодии 2008 года характеризовалось  положительной динамикой основных макроэкономических показателей.

Индекс промышленного  производства по итогам первого полугодия 2008 года составил 105,8 % за счет успешной работы отдельных предприятий обрабатывающих производств.

За январь-июнь 2008 года было отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и  услуг собственными силами по видам  деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» на 7740,7 млн. рублей, что на 35,2 % больше, чем за соответствующий период предыдущего года.

Сохранилась позитивная динамика развития аграрного сектора  экономики. Объем продукции сельского хозяйства составил 2725,6 млн. рублей или 102,2 % к соответствующему периоду 2007 года.

В республике продолжается наращивание темпов жилищного строительства. Всего с начала года построено 40,3 тыс. кв. метров жилья -это на 88,0 % больше, чем за январь - июнь прошлого года.

Объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2008 года превысил на 16,7 % уровень предыдущего года и составил 3708,9 млн. рублей.

Наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, свидетельствующих о повышении уровня жизни населения.

В мае 2008 года, по сравнению с соответствующим  месяцем прошлого года, денежные доходы на душу населения в республике выросли  на 40 % и составили в номинальном  выражении 8438,2 рубля. Рост реальных располагаемых  денежных доходов населения республики составил 117%.

Номинальная начисленная  заработная плата одного работника  по полному кругу предприятий  в Карачаево-Черкесской Республике в мае 2008 года составила 9744,9 рублей и в реальном выражении составила 113,6 % к уровню мая 2007 года.

Средний размер назначенных месячных пенсий, в мае 2008 года увеличился по сравнению с  соответствующим периодом 2007 года на 32 % и составил 3565,7 рублей. В реальном ее исчислении, рост составил 10,4 %.

В тоже время  увеличилась по сравнению с началом 2008 года просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 100 тыс. рублей и на 1 июля 2008 года составила 2583,0 тыс. рублей.

Численность официально зарегистрированных безработных состоящих на учете в органах государственной службы занятости, к концу июня 2008 года составила 5,7 тыс. человек. Уровень официальной (или регистрируемой) безработицы составил 2,7% численности экономически активного населения (по данным Управления государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики).

Демографическая ситуация в республике характеризуется  замедлением сокращения численности  постоянного населения вследствие роста рождаемости и снижения смертности.

Численность постоянного  населения Карачаево-Черкесской Республики на 1 июня 2008 года составила 427,3 тыс. человек и уменьшилась с начала года на 112 человек против 907 человек за январь-май прошлого года. Отмеченная убыль обусловлена только миграционным оттоком, который был компенсирован положительным сальдо естественного движения населения на 82,8 % (год назад - на 20,5 %).

Естественный  прирост населения вырос в 2,3 раза в связи с увеличением числа  родившихся на 10,3 % и снижением числа  умерших на 3,2 %. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Показатели  социально-экономического развития Карачаево-Черкесии в 2007 году 

В рапоряжение  корреспондента ИА REGNUM в Карачаево-Черкесии оказались результаты проверки, проведённой  в республике Котрольно-ревизионным  управлением ЮФО. Нужно отметить, что правительственные структуры в республике отличаются предельной закрытостью. В том числе и Управление Госстатистики по КЧР, которое отказывает в предоставлении справки о социально-экономическом развитии региона в 2007 году. Публикуемые ниже выдержки из доклада комиссии объясняют причины подобной закрытости.

В 2007 году бюджет КЧР неоднократно уточнялся. В течение  года были существенно увеличены  такие статьи, как "Функционирование высшего должностного лица субъекта" - на 45 млн. рублей, "Резервные фонды" - на 32 млн. рублей, "Другие общегосударственные расходы" - на 62 млн. рублей. При этом на 47 млн. рублей были сокращены расходы по статье "Общее образование".

В полном объеме (404,9 млн. рублей) выделены средства на реализацию принятой в июле 2007 года программы "Финансовое оздоровление предприятий - потребителей природного газа КЧР на 2007-2011 годы". Данная программа фактически является погашением газоснабжающими организациями задолжностей, возникших у РГУП "Теплоэнерго", РГУП "Тепловые сети" и ряда других учреждений и предприятий, которые осуществляют коммерческую деятельность и обязаны самостоятельно отвечать по своим обязательствам. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством при расчете тарифов на оказываемые ими услуги учитываются в полном объеме затраты этих организаций. Общая сумма задолжностей составляет 185 млн. рублей.

Общая задолженность  по налоговым доходам в республиканский  бюджет на 1 января 2007 года составила 148 млн. рублей, в местные бюджеты - 86 млн. рублей. На 1 января 2008 года по республиканским  налогам задолженность составила 123,8 млн. рублей, по местным - 99,3 млн. рублей. При этом в 2006 году было списано 46 млн. рублей, а в 2007-м - 78 млн. рублей задолженности в республиканский и местные бюджеты.

Явное сокрытие доходов просматривается в деятельности ГУП "Карачаево-Черкесия-Туризм", на баланс которого была передана построенная в ходе реализации ФЦП "Юг России" канатная дорога. Её пропускная способность составляет 1200 человек в час, стоимость билета - 200 рублей. Общая выручка предприятия за 2007 год составила 4,4 млн. рублей. Таким образом, получается, что канатная дорога работала за год менее 20 часов.

Проблематично положение выпускников высших учебных  заведений. Из 2,4 тысячи безработных  молодых граждан ежегодно трудоустраивается  не более 500 человек (до 20% от общего числа). Уровень скрытой безработицы среди молодежи в отдельных муниципальных образованиях достигает 50%.

Единственная  действующая в сфере занятости  населения целевая программа  утверждена законом КЧР от 18 декабря 2007 № 96-РЗ "О республиканской целевой программе "Содейтвие занятости населения КЧР на 2007-2009 годы", т. е. за 13 дней до окончания первого года ее реализации. Общий объем финансирования, предусмотренного программой, 718,2 тыс. рублей. До настоящего времени её финансирование не осуществлялось.

Экологическая ситуация на территороии КЧР оценивается, как критическая. По расчетам специалистов Управления охраны окружающей среды  и водных ресурсов КЧР, расходы на решение накопившихся в республике экологических проблем долждны  составлять не менее 5 млн. рублей в год. В 2006 году из республиканского бюджета было выделено 849,6 тыс. рублей, а в 2007 году финансирование экологических мероприятий не осуществлялось. Вместе с тем, имеющиеся в республике 32 очистных сооружения канализации морально устарели и не обеспечивают нормативную очистку канализационных стоков. Из 146 населённых пунктов республики в 52 населению подаётся водопроводная вода, не прошедшая необходимой очистки и обеззараживания. Не отвечающая нормативным требованиям безопасности питьевой воды в эпидемиологическом отношении.

Сложной остается ситуация в сфере здравоохранения. В больницах недостает медикаментов, медоборудования. Его износ в  ряде случаев достигает 90%. Около  половины зданий амбулаторно-поликлинических  и лечебно-профилактических учреждений не имеет горячего водоснабжения, большинство участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов вынуждены размещаться в приспособленных помещениях.

В результате увеличился поток больных, уезжающих на лечение  за пределы республики. Так, если в 2005 году за пределами республики вынуждены были лечиться 17,3 тыс. человек, то в 2007 году - уже более 29,5 тысяч, а расходы республиканского бюджета и фонда ОМС республики на лечение больных за её пределами увеличились с 36,4 млн. рублей до 75,5 млн. рублей.

Примечательно, что в структуре ЛПУ 89,3% от общей  суммы финансирования составляет заработная плата и расходы по оплате коммунальных услуг, в то время как на приобретение медикаментов и питание больных  расходуется лищь 4,5% и 2,2% соответственно. Расходы на приобретение нового медицинского обрудования составляют около 4%, что почти в 10 раз ниже нормы.

Большинство школ республики не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Республиканская  целевая программа "Безопасность образовательного учреждения на 2005-2008 годы" из 184,4 млн. рублей была профинансирована в течение 2005-2007 гг. лишь на 7,7 млн. рублей, или 4,2%. Приватизация столовых и дезорганизация общественного питания в сочетании со значительным ростом цен на продукты питания привели к сокращению числа учащихся, получающих горячее питание в школах. В настоящее время в школьных столовых питается 51% учащихся ( в 2006-м - 53,5%), в том числе горячее питание получают менее 20% детей. При среднероссийском показателе 69,3%.

Существующий  рацион питания детей начальных  классов способен удовлетворить  до 10% суточной энергетической потребности  детей, вместо рекомендуемых 25%. Отсутствие рабочих мест, особенно в сельской местности, низкие заработная плата  и платежеспособность родителей не позволяют многим учащимся обедать в школьной столовой (по размеру среднемесячной начисленной заработной платы одного работника КЧР занимает 10-е место в ЮФО, по России - 82-е).

Практически не решается жилищная проблема детей сирот, оставшихся без родителей. В республике проживают более 1,5 тысячи детей этой категории, из них обеспечены жильем только 197. В 2007 году в республиканском бюджете на эти нужды было предусмотрено 700 тысяч рублей, фактическое финансирование составило 429 тысяч рублей, приобретена лишь одна квартира.

Республиканская целевая программа "Социальная поддержка  инвалидов КЧР" на 2002-2005 годы была профинансирована из республиканского бюджета лищь в 2005 году, притом в  размере 1,15 млн. рублей, или на 6,2% от потребности (18,6 млн. рублей), хотя проблема инвалидов в республике является одной из самых злободневных. С 2005 по 2008 годы число инвалидов только от общего заболевания увеличилось с 27,2 до 41,2 тыс. человек, большая часть из которых нуждается в реабилитации. При этом в настоящее время программа социальной поддержки инвалидов в республике отсутствует.

Республиканская целевая программа "Дети-инвалиды" на 2005 -2006 годы не выполнена.Общий объем  затрат по программе был запланирован за счет средств республикаснкого бюджета  в размере 69,6 млн. рублей, в бюджетах республики на 2005 и 2006 годы было утверждено в сумме 4 млн. рублей, а фактически профинансировано 2,6 млн. рублей, или 3,7% от запланированного.

В республике принята  республиканская целевая программа "Семья с детьми-инвалидами" на 2008-2001 годы с запланированным объемом финансирования из республиканского бюджета в сумме 38,5 млн. рублей, в т. ч. на 2008 год - 9,8 млн.рублей. Вместе с тем законом о бюджете КЧР на 2008 год финансирование программы не предусмотрено.

В республике принята РЦП "Повышение безопасности дорожного движения в КЧР на 2006-2008 годы". Однако, из-за позднего финансировния РЦП (5 декабря 2006 года) к выполнению основных мероприятий программы органы исполнительной власти и местного самоуправления приступили в 2007 году.

Анализ статистических данных ДТП показал, что за 2005 -2007 годы на дорогах республики возросло почти на 18%, за эти годы погибло 300 человек, получили ранения различной  тяжести 2503 человека. Только за 2 месяца 2008 года число ДТП возросло на 13% к аналогичному периоду 2007 года при значительном снижении этих показателей по ЮФО и стране в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

интервью

Президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев в интервью «Интерфаксу» рассказал, что в республике в  скором времени будет завершен монтаж оборудования для сварки кузовов китайских внедорожников.

– Борис Сафарович, в Карачаево-Черкесии приняты два ключевых документа социально-экономического развития республики: комплексная программа, рассчитанная на период с 2010 по 2015 годы, и  стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Как осуществляется реализация этих магистральных направлений развития региона?

– Да, мы приняли  два важных документа. Одновременно с этим федеральными властями было принято решение об образовании  Северо-Кавказского Федерального круга, куда вошла и Карачаево-Черкесия. В свою очередь руководитель нашего округа, заместитель председателя Правительства России и полномочный представитель президента Российской Федерации в СКФО Александр Геннадьевич Хлопонин начал свою работу с формирования стратегии развития Северо-Кавказского Федерального круга. Таким образом, мы были готовы для участия своими предложениями в работе над разрабатываемой стратегией.

При этом напомню, что Карачаево-Черкесия многие десятилетия  была автономией в составе Ставропольского края, и мы благодарны родному для нас Ставрополью, потому что это сочленство весьма позитивно сказалось на развитии Карачаево-Черкесии. И это – несомненный факт. Вместе с тем, несомненно, и то, что в 80-е годы, уж не говорю про лихие 90-е, Карачаево-Черкесия финансировалась по остаточному принципу, и в течение многих лет усилия в сфере социального обустройства Карачаево-Черкесии были неадекватны потребностям ее населения.

Информация о работе Социально-экомическое развитие Карачаево-Черкеской республики