Социальное страхование и пенсионное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:19, доклад

Описание работы

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Работа содержит 1 файл

СРСП №5 ГСУР.doc

— 36.50 Кб (Скачать)


Социальное страхование и пенсионное обеспечение

 

              Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

              С обретением независимости в Казахстане строится собственная система социальной защиты населения, адекватная рыночным общественным отношениям. Отличительной чертой рыночной экономики является высокая степень ответственности каждого человека за формирование условий своей жизни. Следует отметить, что в жизни каждого человека могут возникнуть ситуации, угрожающие его существованию, с которыми в одиночку он справиться не может. В связи с чем определяющей формой социальной защиты в условиях рыночной экономики является социальное страхование социальных рисков работающего населения.

              В республике сформирована трехуровневая система социальной защиты с распределением ответственности за состояние и устойчивость социального обеспечения между государством, работодателями и работником.

              Первый уровень - гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты из республиканского бюджета, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества;

              Второй уровень - дополнительное социальное обеспечение работающих граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества, социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования»:

- на случай утраты трудоспособности,

- на случай потери кормильца,

- на случай потери работы,

- на случай потери дохода в связи с беременностью и родами,

- на случай ухода за ребенком по достижении им возраста одного года;

              Третий уровень - социальные выплаты за счет добровольных видов страхования.

              Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Государственного фонда социального страхования (далее - ГФСС), созданного в форме Акционерного общества со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

 

              При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются путем перераспределения социального налога и аккумулирования социальных отчислений в ГФСС, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:

с 1 января 2005 года - 1,5% от объекта исчислений социальных отчислений;

с 1 января 2006 года - 2% от объекта исчислений социальных отчислений;

с 1 января 2007 года - 3% от объекта исчислений социальных отчислений;

с 1 января 2009 года - 4% от объекта исчислений социальных отчислений;

с 1 января 2010 года - 5% от объекта исчислений социальных отчислений.

              Одними из участников системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

              Плательщиками социальных отчислений являются работодатель или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

              Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности.

              Несовершенство государственной системы пенсионного обеспечения, существовавшей в советский период и основанной на принципе солидарности поколений, в 1990-х годах выявилось в кризисе сферы социального обеспечения. Поэтому реформа пенсионного обеспечения стала объективной необходимостью.

              Причем Казахстан первым среди стран СНГ начал планомерный переход к накопительной системе пенсионного обеспечения.

              В отличие от некоторых центрально-европейских стран, также имеющих опыт пенсионного реформирования, в Казахстане пенсионная реформа охватила все население, независимо от возраста. При этом в качестве первого уровня сохранилось пенсионное обеспечение тех, чья трудовая деятельность приходится на период функционирования солидарной системы. Таким образом, сохранены пенсии, выплачиваемые из бюджета.

              Следующий уровень охватывает обязательные регулярные отчисления работников в размере 10% от дохода, подлежащего в виде оплаты труда. Таким образом, люди сами принимают участие в формировании доходов, которые обеспечат им достойную старость после выхода на заслуженный отдых, поскольку пенсия граждан будет формироваться за счет средств, накопленных на индивидуальном пенсионном счете в течение трудовой деятельности.

              Также предусмотрена возможность формирования дополнительных пенсионных накоплений за счет осуществления добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов. Каждый гражданин имеет возможность увеличить свои пенсионные накопления за счет добровольных пенсионных взносов.

              Действующая многоуровневая система пенсионного обеспечения позволяет предусмотреть интересы не только нового поколения граждан Казахстана. Также она защищает интересы и той части населения, которая имеет право на получение пенсий еще из солидарной системы.

              Известно, что одним из основных рисков в условиях накопительной пенсионной системы является возможность снижения реальной стоимости пенсионных активов в результате инфляции. С целью защиты от инфляции и роста накоплений пенсионные активы инвестируются в надежные финансовые инструменты в соответствии с установленными правилами инвестирования. Кроме того, в целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений граждан, внесенных в накопительные пенсионные фонды, законодательством РК предусмотрена гарантия государства по сохранности взносов с учетом уровня инфляции на момент получения вкладчиком  права на пенсионные выплаты, а также ответственность самих накопительных пенсионных фондов за обеспечение доходности не ниже минимальной доходности по накопительной пенсионной системе в целом.

              Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.

              За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становится источником его пенсионных выплат. Помимо основ чилийской системы казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, поэтому считается одной из наиболее успешных в мировой практике.

              Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 году начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Основной целью проведения пенсионной реформы стало построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический рост и соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов. К тому же накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от  бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности в том, чтобы зарабатывать много и легально.

 

Сегодня в Казахстане действует 12 пенсионных накопительных фондов, а количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков по обязательным пенсионным взносам составляет более 9 миллионов.



Информация о работе Социальное страхование и пенсионное обеспечение