В
это время появляются теоретические
исследования и даются обоснования
необходимости повышения уровня
социальности развития общества
и гуманизации труда.
Важным
моментом в развитии теории
и практики социальной защиты
населения следует считать концепцию
«социального рыночного хозяйства»,
воплощенную в Германии и рассматривавшую
государство в качестве одного
из наиболее активных субъектов
социальной защиты. Суть социального
рыночного хозяйства заключается
в синтезе рыночной экономики,
основанной на свободной конкуренции
и социальной справедливости. Поэтому
здесь также приоритет в осуществлении
социальной защиты отдается социальному
страхованию как возможности
человека самому обеспечивать
свое благополучие и активной
политике на рынке труда.
Проблема социальной защиты приобретает
несколько иную окраску с возникновением
и развитием теории «человеческого
капитала», в связи с чем
традиционная система социальной
защиты населения стала рассматриваться
значительно шире, поскольку в
ней, помимо социального страхования
и социального вспомоществования,
важную, а возможно, и главную
роль стали играть отрасли
социальной сферы (образование,
здравоохранение, наука и пр.)
как источники формирования и
развития человеческого капитала.
Еще Адам Смит рассматривал
категорию человеческий капитал
как капитализированную ценность
«приобретенных и полезных способностей
всех жителей и членов общества»,
а затраты на обучение или
образование человека как капиталовложения
в его способность зарабатывать
в будущем, аналогичные вложениям
в вещественный капитал.
Конституции провозгласили Российскую
Федерацию и Республику Башкортостан
демократическими, правовыми и социальными
государствами. Это означает, что
социальные права граждан являются
наивысшей ценностью в государстве,
и оно обязано всесторонне
их защищать. В статье 12 Конституции
Республики Башкортостан записано:
«Республика Башкортостан - социальное
государство, политика которого
направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека».
В качестве основных социальных
прав и свобод государство
определяет свободу экономической
деятельности, свободу труда и
свободу распоряжаться своими
способностями к труду, свободу
творчества, право на защиту от
безработицы, на отдых, на охрану
здоровья и медицинскую помощь,
на благоприятную окружающую
среду, на жилище, на образование,
на защиту семьи, материнства
и детства, защиту старости, гарантии
социального обеспечения по возрасту,
в случае болезни, инвалидности,
утраты трудоспособности, потери
кормильца. В цивилизованной рыночной
экономике государство обязано
защищать граждан от негативных социальных
последствий рыночной экономики, от социальных
рисков, связанных с потерей работы как
источника дохода и трудоспособности.
Если
необходимость социальной защиты
уже ни у кого не вызывает
сомнения, то по поводу ее характера
и объема возникают разногласия.
Система социальной защиты в
переходный период несколько
отличается от системы социальной
защиты, характерной для развитой
рыночной экономики, и тем более
отличается от социальной защиты,
которая была присуща прежней
экономической системе.
Особенностью
социальной защиты населения
в период рыночных преобразований
является, с одной стороны, расширение
категорий и увеличение численности
населения, нуждающегося в целенаправленной
государственной социальной поддержке.
Это объясняется действием ряда
факторов и особенностями демографического,
социально-экономического, политического
развития страны.
Структурная
перестройка народного хозяйства,
экономический кризис привели
к увеличению количества нестабильных
рабочих мест, к росту безработицы.
Демобилизация значительного числа
военнослужащих, появление такого
социального явления, как беженцы,
вынужденные переселенцы, лица
без определенного места жительства
привели к росту количества
людей, нуждающихся в социальной
реабилитации и материальной
поддержке. Серьезное беспокойство
вызывает наличие устойчивого
контингента бедняков среди людей
трудоспособного возраста по
причине низкого уровня оплаты
труда, задержек с её выплатой.
Кроме того, набирает силу процесс
старения населения, который воздействует
на состав рабочей силы, структуру
производства, потребления и особенно
на социальное обеспечение и
здравоохранение, так как влечет
за собой значительный рост
расходов на пенсии, медицинское
обслуживание, специальные социальные
службы по уходу за престарелыми
и т.п.
В этом же направлении действуют
факторы, связанные с ухудшением
здоровья людей, вызванным неблагоприятной
экологической обстановкой и
снижением жизненного уровня
значительной части населения.
Социально-демографические изменения
характеризуются качественным изменением
состава семей, заметно увеличилось
число неполных семей в результате
роста количества разводов и
внебрачных рождений. При этом
специалисты прогнозируют сохранение
подобной тенденции, что вызывает
необходимость совершенствования
социального, а в особенности
семейного законодательства, с точки
зрения гарантий дохода, присмотра
за детьми, занятости и профессионального
обучения для женщин-глав неполных
семей.
С другой стороны, проблема
социальной защиты населения
на современном этапе развития
нашего общества характеризуется
снижением финансовых возможностей
для реализации эффективной социальной
защиты, обусловленным спадом эффективности
и объемов производства, высокими темпами
инфляции. Между тем преодоление спада
производства и стабилизация экономики
невозможны без квалифицированного, эффективного
труда и занятости. Поэтому естественно
возникает вопрос о том, что социальная
защита не может быть полноценной, если
она ограничивает сферу своего влияния
только социально уязвимыми группами
неработающей части населения, в то время
как необходимые для этого средства и
условия создаются экономически активной
частью населения, т.е. наемными работниками
и предпринимателями, занятыми производством
товаров и услуг.
1.3
Доходы населения
и социальная защита
С
экономической точки зрения, бедность
- это состояние, когда человек
или семья не обладает достаточными
ресурсами (денежными, имущественными,
образовательными и т.п.) для удовлетворения
своих потребностей. Бедные (или
малообеспеченные) - это не просто
население с относительно низкими
доходами, это члены общества, живущие
по его законам, но не имеющие
признаваемого этим же обществом
минимально необходимого стандарта
потребления.
Бедность
в мировой науке и социальной
практике измеряется с помощью
прожиточного минимума, который
может быть выражен в двух
видах: физиологический и социальный.
Физиологический минимум рассчитан
на удовлетворение только главных
физиологических потребностей и
основных услуг и обеспечивает
низкий жизненный уровень. Он
представляет собой стоимостное
выражение материальных ценностей,
удовлетворяющих данные потребности.
Этот показатель называют «нижней
чертой бедности», который в
России и нашей республике
соответствует бюджету прожиточного
минимума (БПМ).
Социальный
минимум, помимо минимальных норм
удовлетворения физиологических
потребностей, включает затраты
на минимальные духовные и
социальные запросы. Он отражает
более высокий уровень жизни.
Этот показатель принято считать
«верхней границей бедности»,
и у нас его называют минимальным
потребительским бюджетом (МПБ).
Рисунок 1.
Расходы Фонда за 2009г.
Прожиточный
минимум, согласно Конституции
Республики Башкортостан, относится
к числу минимальных социальных
гарантий, предоставляемых всем
членам общества, т.е. каждому
гражданину гарантируется материальное
обеспечение на уровне устанавливаемого
государством прожиточного минимума.
Таким образом, обеспечение прожиточного
минимума является одним из основных и
эффективных инструментов социальной
защиты населения./30/
По конституциям Российской Федерации
и Республики Башкортостан, величина
прожиточного минимума должна
активно использоваться в расчетах
минимальной заработной платы,
уровней пенсий, пособий, стипендий,
но в действительности их размеры
заметно от него отстают. Это
негативно сказывается на трудовой
мотивации людей и переводит
значительную часть экономически
активного населения в разряд
так называемых «новых» бедных,
т.е. тех, кто работает, но не
получает заработной платы в
течение продолжительного промежутка
времени, или ее уровень очень
низкий. Соотношение прожиточного
минимума и минимальных социальных
гарантий государства представлено
в табл. 1.
Таблица 1. «Соотношение
денежных доходов населения с величиной
прожиточного минимума в 2010 г. в Республике
Башкортостан».
|
Рублей в месяц |
Соотношение с
величиной прожиточного мин, % |
Среднедушевые
денежные доходы населения |
2442,4
|
183,2 |
Среднемесячная
номинальная начисленная заработная
плата одного работника |
2942,9
|
202,5 |
Средний
размер назначенных пенсий (с учетом
компенсации) |
1050,4
|
105,5 |
Минимальный
размер оплаты труда |
300,0
|
22,5 |
Тарифная
ставка (оклад) 1-го разряда ETC по оплате
труда работников бюджетной сферы с учетом
доплаты |
450,0
|
33,8 |
Минимальный
размер пенсии по старости без компенсации |
185,2
|
13,9 |
с
учетом компенсации |
485,2
|
36,4 |
По
инвалидности (без компенсации) |
370,4
|
27,8 |
1-й
группы (с надбавкой на уход)
2-й группы |
185,2
|
13,9 |
3-й
группы |
123,6
|
9,3 |
По
случаю потери кормильца (без компенсации,
на каждого нетрудоспособного члена семьи) |
123,6
|
9,3 |
1-й
группы (с надбавкой на уход) |
370,4
|
27,8 |
2-й
группы |
185,2
|
13,9 |
Ежемесячное
пособие на каждого ребенка в
возрасте до 16 лет |
70,0
|
5,3 |
Миним.
размер стипендии студентам вузов |
200,0
|
15,0 |
Величина
прожиточного мин. на одного чел. |
1333,0
|
1,0 |
Другой особенностью социальной защиты,
присущей переходной экономике, является
изменение роли государства и направлений
его деятельности в сфере социальной защиты
населения. Государство, как это и определено
Конституцией Республики Башкортостан,
по-прежнему является главным субъектом
социальной защиты населения, которая
осуществляется по следующим направлениям:
- правовое обеспечение
социальной защиты (т.е. законодательное
предоставление социальных, экономических
и правовых гарантий) и контроль
за его соблюдением;
- компенсационные
мероприятия, необходимые для
поддержания уровня жизни отдельных
категорий лиц - пожилых, больных,
инвалидов, многодетных и неполных
семей и т. д.;
- меры «субсидиарного»
характера, когда стимулируются
негосударственные, неформальные
методы социальной защиты через
различные союзы, ассоциации, фонды,
общественные организации.
В условиях, когда возможности государства
охватить социальной защитой всех без
исключения членов общества весьма ограничены
из-за продолжающегося экономического
кризиса, возрастает роль других субъектов
социальной защиты. Для достижения максимального
удовлетворения потребностей населения
в социальной защите, предотвращения социальных
конфликтов и обеспечения гармоничного
социально-экономического развития общества
необходимо наличие разветвленного плюралистического
механизма регулирования социальных процессов,
включающего и деловые круги, и самих работников
и их объединения, и домашние хозяйства
(семью) и другие институты гражданского
общества (благотворительные организации,
церковь). Т.е. социальная ответственность
должна быть многофункциональной, и каждый
из перечисленных субъектов должен выполнять
свои определенные функции по социальной
защите. Распределение этих функций между
различными социальными институтами общества
должно быть подвижным, оно зависит от
направления социально-экономической
политики, от степени развития демократии,
от традиций, обычаев и т.д.
В дореформенный период значительную
нагрузку по социальной защите и поддержке
населения несли предприятия и организации,
имея на своем балансе объекты социально-культурного
назначения (детские ясли и сады, санатории-профилактории,
поликлиники, базы отдыха), обеспечивая
своих работников жильем, материальной
помощью и т.д. Сегодня, в силу экономических
и финансовых трудностей, большинство
предприятий вынуждено отказываться от
многих социальных объектов, и фактически
работники оказались совершенно незащищенными
в социальном плане. Поэтому необходимо
повысить роль работодателей (предпринимателей)
в обеспечении социальной защиты.