Субъектами
общей собственности могут быть
любые собственники, в том
числе и государство. Если
собственник отделяет свою часть
из общей собственности, она становится
частной собственностью.[2.74]
Общая
собственность, понимается в широком
смысле слова, простирается от
узкогрупповой до общенародной. В общенародной
собственности не выделяется
субъект собственности
как индивидуум, а
право собственности распространяется
на всех граждан. В то же время
было бы неправомерным полагать,
что в общенародной собственности (называемой
иногда общественной) личность
как собственник вообще не фигурирует.
Общенародная собственность –
это то, что принадлежит всем вместе и
каждому в отдельности, т.е.
каждый член общества хотя бы
в какой-то минимальной, но
определенной степени обладает
правами собственника.
Часто общенародную
собственность отождествляют с государственной,
что не совсем корректно. Общая,
в том числе общенародная собственность
иногда разделяется по территориальному
признаку. В этом случае
выделяются такие формы
собственности, как региональная
(территориальная) и муниципальная
(местная). Выделение таких
форм собственности подчеркивает
и то обстоятельство, что собственностью
в известной степени распоряжаются
органы власти на данной
территории, скажем, муниципалитет.
Муниципальная собственность примыкает
непосредственно к государственной, которая,
однако, и на Западе, и в России квалифицируется
как отличная от государственной.
Тем не менее, по своей экономической
природе они родственны друг
другу. Разница лишь в том, что
муниципальная собственность связана
с бюджетом более низкого уровня
и функционирует в территориально
ограниченной области национального
хозяйства; собственность земель
или штатов также не
распространяется на всю страну. [8.175]
Государственная
собственность – это закрепление
права контроля объектов за государством.
Государственная собственность
в странах развитого капитализма
сосредоточена сегодня в крайне ограниченном
спектре отраслей, которые по тем
или иным причинам малорентабельны
или даже убыточны, что делает
их непривлекательными для частного
капитала. Речь идет главным
образом о социально-экономической
инфраструктуре (железнодорожный
транспорт, коммунальное хозяйство, сфера
образования). В других отраслях
имеются лишь «точечные» участия государства
в виде пакетов акций ряда фирм. В среднем
по развитым странам доля государственных
предприятий в создании ВВП в 1995 г.
не превышала 7%. В развивающихся
странах и странах с переходной
экономикой этот показатель составлял
соответственно 11 и более 40%.
Предприятия,
именуемые государственными,
либо целиком принадлежат государству,
либо оно владеет контрольным пакетом
акций (или, по меньшей мере,
обладает солидным блокирующим
меньшинством). Юридически
их собственником выступают в федеративных
государствах федеральные и земельные
органы (типа земель Германии
или штатов США, т.е. образования
типа субъектов федерации в России), а
в унитарных государствах – соответствующие
центральные и региональные учреждения.[3.75]
Фирмы
и учреждения (например,
в сферах образования
или здравоохранения), в которых
государство участвует на
уровне ниже блокирующего меньшинства,
можно назвать смешанными.
В
странах с федеративным
устройством государственная
собственность делится на федеральную
и субфедеральную, т.е. собственность
регионов субъектов федерации.
Четко
провести грань между государственной
и общенародной собственностью трудно.
Объектами общенародной собственности,
по логике, должны быть блага, общедоступные
всем гражданам на равных правах, такие,
как свободные земли, водные и речные
просторы, открытые парки и пляжи,
лесные массивы. Если возможности
использования их всеми людьми
ограничены, то применяется
принцип очередности. А такие места, как
зоопарки, заповедники, находящиеся
в ведении государственных
органов управления, относятся
уже к государственной собственности,
так же, как и государственные
предприятия, учреждения, основные виды
природных ресурсов, оборонные объекты.
Заключение
Какая
же из рассмотренных форм собственности
лучше?
Обычно этот вопрос становится
в виде дилеммы: государственная
или частная собственность?
Критерий
оценки может быть только
один: какая форма собственности
обеспечивает в данный исторический момент
и в отдаленной перспективе более
высокий уровень удовлетворения
потребностей населения в
благах, но обязательно с учетом
индикаторов качества жизни.
По
совокупности этих критериев
предпочтение следует отдать
частной собственности, являющейся
в настоящее время стержнем
развитой рыночной экономики стран
Запада. К формированию именно такой
хозяйственной системы стремятся развивающиеся
и бывшие социалистические страны.
Она содержит в себе мотивы прибыли
и конкуренции, реализация которых
приносит наивысшую экономическую
эффективность и наилучшее удовлетворение
потребностей. Однако и частная собственность
имеет свои недостатки, в первую очередь
касающиеся занятости и безработицы.
Ведь мотив прибыли и конкуренции
вынуждает предпринимателей постоянно
стремиться к возможно большему
сокращению издержек производства, в том
числе и на наем рабочей силы.
ЛИТЕРАТУРА:
- Морозова
.Т. Г. Государственное регулирование
экономики: Учебное пособие .- М.: Юнити-Дана,
2002. — 225с.
- Плотницкий.
М.И. Курс экономической теории :Учебник
.- Мн.: Мисанта, 2003. — 496 с.
- Курс экономической
теории. Общие основы экономической теории
: Учебник / Под ред. А. В.Сидоровича . - М.:
Дело и Сервис, 2001. — 832 с.
- Черкасов
.Г.И. Общая теория собственности :Учебное
пособие .- М.: Юнити - Дана, 2003. — 263 с.
- Борисов
.Е.Ф. Основы экономики : Учебник . - М.:
Дрофа, 2005. - 416 с.
- Добсон .С
. Основы экономики : Учебное пособие.-
Мн.: УП "Экоперспектива", 2004. — 336
с.
- Камаев
. В.Д. Основы экономики : Учебное пособие.-
М.: Владос, 2002. — 160 с.
- Базелер
.У.Основы экономической теории. Принципы,
проблемы, политик : Учебник .- СПб.:
Питер, 2000. — 800 с.
- Экономика
:Учебник / Под ред. Булатова А.С. 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. — 896
с.
- Ефимова
.Е.Г. Экономика : Учебное пособие.- М.: МГИУ,
2005. — 368 с.