СНГ в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

В совокупности страны СНГ имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, дающие им значительные конкурентные преимущества и позволяющие занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают: 16,3% мировой территории, 5% численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% промышленного производства, 12% научно-технического потенциала, 10% ресурсообразующих товаров.
Страны-члены СНГ имеют материальные, исторические, идеологические и этнокультурные основания для коллективного встраивания в мировую экономику. В условиях нарастающей глобализации это единственный шанс создать социально ориентированное рыночное хозяйство, цивилизованное и благоденствующее общество.

Работа содержит 1 файл

снг в мировом хозяйстве.docx

— 41.38 Кб (Скачать)

 

Аналитическая работа на тему: «СНГ в мировом хозяйстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка III курса  факультета МО 3 ак. группы Палий Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Введение

 

Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. В него в 1991 г. вошли одиннадцать республик бывшего СССР: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (в 1993 г. к ним присоединилась Грузия).

 

В совокупности страны СНГ имеют  богатейший природный и экономический  потенциал, обширный рынок, дающие им значительные конкурентные преимущества и позволяющие  занять достойное место в международном  разделении труда. Они располагают: 16,3% мировой территории, 5% численности  населения, 25% запасов природных  ресурсов, 10% промышленного производства, 12% научно-технического потенциала, 10% ресурсообразующих товаров.

 

Страны-члены СНГ имеют материальные, исторические, идеологические и этнокультурные основания для коллективного  встраивания в мировую экономику. В условиях нарастающей глобализации это единственный шанс создать социально  ориентированное рыночное хозяйство, цивилизованное и благоденствующее общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая интеграция стран СНГ

 

Прежде чем охарактеризовать экономику  стран СНГ, важно отметить особенности развития этих стран после получения политической независимости. Новые независимые республики ввели президентство;  были проведены выборы законодательных органов на многопартийной основе; все страны бывшего СССР вступили в ООН; происходило укрепление политических и экономических связей с Западом; страны вступили в ряд международных организаций. Однако, приобретение политической независимости не привело к экономическому и социальному благополучию; скорее наоборот, для многих стран СНГ политическая нестабильность, межнациональные конфликты и даже межгосударственное противостояние стала печальной реальностью, к которой они не были готовы.

 

На экономическую ситуацию в  государствах СНГ оказали влияние  не только различные политические проблемы, но и переход к рыночной экономике. При этом оказалось, что потенциальные и реальные возможности в странах СНГ далеко не одинаковы, да и само стремление к рынку правящих структур республик было различным, что привело к разным темпам рыночных преобразований.

 

Одним из самых сложных для стран  СНГ был 1992 год. Единое экономическое пространство, годами складывающиеся экономические связи были нарушены. Страны ввели ограничения на вывоз товаров; системой стали нарушение взятых обязательств по поставкам продукции и задержка платежей, что привело к резкому падению производства и обострению экономического кризиса. В целом по СНГ в 1992 г. величина национального дохода упала до уровня 1978 г. Этот спад продолжался и в последующие годы. Наибольший спад производства  произошел в Армении, Азербайджане, Киргизии, Молдове, Таджикистане и на Украине. Более стабильным был производственный процесс в Узбекистане, Туркменистане и Беларуси.

 

Снижение объемов производства в промышленности во всех странах  СНГ шло одновременно с ростом оптовых цен. Например, цены в Казахстане только в 1991-1993 гг. выросли более  чем в 1000 раз, в Молдове — в 300 раз, в Армении — в 200 раз. При этом резко сокращались капитальные вложения в промышленность и сельское хозяйство. Обострилась ситуация с энергетическими ресурсами, осложнилось финансовое положение, наблюдался быстрый рост иностранных долгов и падение жизненного уровня населения, рост безработицы, и как результат — массовая эмиграция. В 1992-1993 гг. только в Россию из стран СНГ эмигрировало около 1,7 млн человек.

 

Помимо этого, соглашения, заключенные в рамках Содружества, позволяли и до сих пор позволяют многим его членам смягчать потери, связанные с выходом из СССР. Таким образом, РФ, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан через механизмы СНГ и на двухсторонней основе дотируют другие страны, предоставляя дешевые энергоносители и покупая в обмен на них недостаточно конкурентоспособную продукцию.

 

Другой формой помощи со стороны СНГ стало предоставление российского рынка труда для миллионов граждан бывших союзных республик. При этом необходимо учитывать, что значительная часть их доходов не облагается налогами, и это наносит довольно сильный ущерб бюджету РФ. Например, только граждане Грузии, работающие в России, за год вывозят из нее, согласно оценкам, более 1,2 млрд. долл.

 

Благодаря деятельности Содружества бедные энергоресурсами страны смогли не только использовать предприятия экс-общесоюзной собственности, но и фактически на протяжении многих лет пользоваться преимуществами постсоветского рынка. Однако в начале 2000-х годов укрепление демократической государственности и рыночные реформы в корне меняют взаимоотношения в рамках СНГ. В результате проведенной в его странах приватизации основными участниками хозяйственных связей становятся предприятия частной или смешанной форм собственности (в 1999 г. в Казахстане и Киргизии доля последних по численности занятого на них населения составила 77%, в Таджикистане — 63%, России — 61%, Беларуси — 35%), что резко ослабило административные возможности стимулирования экономической интеграции. Государства СНГ теперь стали не в состоянии обязать национальные корпорации продавать свою продукцию в рамках Содружества по заниженным ценам, в долг или по бартеру. Более того, продажа по заниженным ценам дефицитных ресурсов в другие страны СНГ справедливо рассматривается госорганами как форма ухода от налогов. В условиях приватизации государства Содружества должны создать экономические условия, которые будут способны заинтересовать хозяйственные субъекты в сохранении и развитии связей. Так, отсутствие таможенных и экспортных пошлин, отмена НДС на экспортируемую продукцию, льготные условия кредитования, лицензирования, квотирования и другие меры, присущие «экономическому союзу», стимулируют страны СНГ участвовать в развитых формах экономической интеграции. Например, «Газпром» продает газ в России по 12 долл. за 1000 куб. м, в Беларусь — по 25— 30 долл., а в страны, не являющиеся членами Таможенного союза, — по ценам, приближающимся к мировому уровню (около 100 долл.). Однако очевидные преимущества участия в Экономическом союзе стран СНГ сталкиваются с интересами международных корпораций, дочерними фирмами которых стали многие хозяйственные субъекты постсоветских стран.

 

В ходе разгосударствления наиболее эффективные предприятия оказались  в руках иностранных инвесторов. Существует несколько причин: преобладающее влияние иностранных инвесторов вызвано не только финансовой слабостью отечественного капитала, но и политизацией приватизационного процесса — стремлением некоторых стран любой ценой не допустить российских инвесторов на рынок капиталов стран СНГ. Так, в Казахстане практика передачи крупнейших отечественных предприятий в доверительное управление иностранным фирмам с последующей приватизацией получила широкое распространение, причем в результате применения закрытой ее формы ведущие предприятия базовых отраслей были по сути за бесценок выкуплены управляющими фирмами. И хотя позже ситуация была исправлена, ведущие предприятия металлургии, химии и энергетики оказались в руках иностранного капитала, который переориентировал их продукцию, ранее направлявшуюся в основном в Россию, на рынки за пределы СНГ.

 

Как известно, рынки капиталов, товаров  и труда тесно связаны между  собой. Следовательно, пока не будет  общего рынка капиталов СНГ, будет невозможно создать единый ни полноценный общий рынок товаров, ни общий рынок труда, в котором заинтересованы участники Содружества. Постсоветская интеграция является взаимовыгодным процессом для всех его участников. На интеграционные процессы серьезное влияние оказало и произошедшее за последнее десятилетие истекшего века изменение отраслевой структуры народного хозяйства. Промышленное производство стран СНГ сократилось более чем вдвое, в результате чего доля Содружества в мировом ВВП уменьшилась до 3— 4%. При этом спад в 1992—1999 гг. был неравномерным. С одной стороны, наибольшие потери понесли именно наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности, которые в современном мире определяют конкурентоспособность национальных экономик.; государства СНГ утратили более 300 технологических направлений и производств: аэрокосмическое, робототехники, информатики, биотехнологии, новых материалов, и др. Было остановлено большинство заводов по производству оптики и электронных приборов. Выпуск тканей, обуви, швейных изделий и бытовой техники сократился более чем в 10 раз; три четверти потребительского рынка Содружества занято импортной (причем довольно часто низкокачественной) продукцией.

 

С другой стороны, стабилизировался или  даже увеличился (в конце 90-х годов) выпуск продукции в нефтегазовой, горнодобывающей, химической, металлургической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, т.е. в отраслях, использующих невоспроизводимые  природные богатства, с наибольшими  вредными выбросами в окружающую среду и тяжелыми условиями труда. Доля отраслей ТЭК в общем объеме промышленного производства СНГ  за десятилетие выросла с 16,5% до 32%.

Так, можно сказать, что промышленность распалась на два комплекса: сырьевой, ориентированный в основном на экспорт, и обрабатывающий, не имеющий надежного рынка сбыта. Исключение составляет военная продукция, но она также ориентирована (и в России, и в Украине) главным образом за пределы Содружества (в Индию, Китай, Пакистан, и др.).

 

Экономика СНГ за время своего существования  прошла путь от единого народнохозяйственного  комплекса до группы взаимосвязанных  экономик независимых государств. Создание «зоны свободной торговли» означало отмену в ее пределах таможенных тарифов и экспортно-импортных квот, и сегодня можно смело утверждать, что большинство государств Содружества голосуют за введение режима свободной торговли, так как страны видят в нем реальный поворот к реализации давно продекларированного курса на тесную экономическую интеграцию. Соглашение о создании режима свободной торговли было подписано 11 государствами Содружества (всеми, кроме Туркменистана). Был также создан Таможенный союз, который предполагает создание единой таможенной службы, установление единых тарифов, квот, а также мер нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Участниками Договора о Таможенном союзе являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Помимо этого, страны СНГ провозгласили своей целью создание «Экономического союза», который предполагает также согласование макроэкономической (бюджетной, денежной, инвестиционной, налоговой) политики и соответствующего законодательства.

Интеграция государств СНГ имеет  ряд принципиальных особенностей. Во-первых, объединяются страны с существенно  различным уровнем экономического развития (реальные доходы населения  России, Казахстана, Беларуси во много  раз превышают реальные доходы жителей  Таджикистана и Грузии). Во-вторых, в  СНГ объединены страны, основной объем  торговли которых приходится на государства  остального мира. В-третьих, в СНГ  есть страны, как располагающие мощным сырьевым потенциалом (Россия, Казахстан, Азербайджан и др.), так и не обладающие богатыми природными ресурсами (Грузия, Молдова, Беларусь, Украина  и др.). В-четвертых, в рамках СНГ  объединяются страны-должники, зависимые  от мировых кредиторов, причем МВФ, Мировой банк и США негативно  относятся как к интеграции государств Содружества с РФ, так и к  развитию в этих странах высоких  технологий, особенно двойного назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие интеграционных процессов в СНГ

 

В условиях постоянно ускоряющегося процесса глобализации экономической деятельности и развития региональной и субрегиональной интеграции страны СНГ сталкиваются с различными трудностями.

Главной причиной сложного экономического положения в СНГ является неподготовленность его государств к полнокровному включению в мирохозяйственные связи, в результате чего развиваются негативные дезинтеграционные процессы, возникающие под мощным воздействием мирового рынка. В этой обстановке страны Содружества закономерно ищут пути возрождения и развития национальных хозяйственных комплексов, с помощью которых могут обеспечиваться защита национальных интересов, активная социальная ориентация экономики, взаимовыгодное международное сотрудничество и сближение уровня развития стран СНГ. И здесь с удовлетворением можно отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к углублению и развитию интеграционных процессов. Для успешного развития сотрудничества нужны последовательные, целеустремленные и взаимодополняющие действия как со стороны госорганов, так и со стороны хозяйственных субъектов.

 

Не без оптимизма следует  отметить и то, что в торгово-экономических  отношениях государств СНГ в последнее  время наблюдается ряд существенных изменений, которые в целом приближают их к действующим нормам и правилам международной практики.

 

1.         Заметно  свернута система межгосударственных  взаимосвязанных поставок продукции  на эквивалентной основе, сократились  масштабы собственно государственных  внешнеторговых операций.

 

2.         Возросла  роль косвенного государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  через механизмы налогового, таможенного  и валютного контроля.

 

3.         В главных  чертах завершено формирование  внешнеторгового механизма, основанного  на ограниченном использовании  нетарифных методов регулирования  экспорта сырьевых товаров, дозируемом  применении протекционистских таможенных  тарифов. 

 

4.         В результате  последовательной либерализации  внешнеэкономической деятельности  торговые отношения более устойчиво  развиваются на рыночных принципах,  осуществляются непосредственно  хозяйствующими субъектами, которые  сами несут ответственность за  выполнение заключенных контрактов.

 

Серьезные позитивные сдвиги в экономическом  развитии государств Содружества отметили и иностранные инвесторы, которые рассматривают страны СНГ в качестве перспективного рынка для своих капиталов, так и отечественные — стабилизируются условия вложения их свободных средств в производство.

 

На процессах интеграции в СНГ  сказываются разная степень подготовленности входящих в него стран и различные  подходы в них к проведению радикальных экономических преобразовании, стремление найти собственный путь  (Узбекистан, Украина), взять на себя роль лидера (Россия, Белоруссия, Казахстан), уклониться от участия в трудном договорном процессе (Туркмения), получить военно-политическую поддержку (Таджикистан), решить за счет Содружества свои внутренние проблемы (Азербайджан, Армения, Грузия). При этом каждое государство самостоятельно старается определять форму и масштабы своего участия в Содружестве и в работе общих органов с тем, чтобы в максимальной степени использовать его в интересах укрепления своих геополитических и экономических позиции.

Информация о работе СНГ в мировом хозяйстве