Смешанная экономика: ее сущность, типы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем. Они различаются по способу координации хозяйственной деятельность людей, фирм, государства, а также по типу собственности на экономические ресурсы. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: традиционная, рыночная (капитализм), командная (социализм), смешанная.

Содержание

План работы
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Устройство смешанной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.Сущность смешанной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.Модели смешанной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 2. Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан 14
1.Этапы и особенности формирования смешанной экономики Казахстана.14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

l Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха[9, с. 25.].

l Германская модель -- это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику[9, с.26.].

Германская модель, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная  свобода как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания конкуренции;

- социальное равенство  - рыночное распределение доходов  обусловлено объемом вложенного  капитала или количеством индивидуальных  усилий, в то время как достижение  относительного равенства требует  энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

- стимулирование  технологических и организационных  инноваций;

- проведение структурной  политики;

- защита и поощрение  конкуренции. Перечисленные особенности  германской модели есть производные  от основополагающих принципов  социальной рыночной экономики,  первым из которых является  органическое единство рынка  и государства.

l Японская модель -- это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала[9, с. 26.].

l Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства"[9, с. 27.].

ГЛАВА 2. Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан

2.1. Особенности смешанной экономики в условиях Республики Казахстан

С момента обретения  государственной независимости  в Казахстане осуществлялись преобразования, направленные на создание экономики  рыночного типа. Учитывая сложившиеся  социально-экономические и политические условия, отсутствие опыта и традиций государственного управления рыночной экономикой, необходимо было определить будущий тип государственного устройства, характер и способы защиты национальной безопасности.

Как известно, кризис экономики Казахстана, как и всего бывшего Советского Союза, начал проявляться с середины семидесятых годов и выражался в снижении темпов роста и эффективности производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. В этой связи в центр экономической политики были поставлены вопросы повышения эффективности общественного производства, в частности путем ускоренного внедрения рыночных методов ведения хозяйства. Предполагалось осуществить достаточно плавный переход от централизованной экономики к рыночной системе ведения хозяйства, были разработаны ряд программ такого перехода.

Первый этап радикальной  экономической реформы в Казахстане в этой связи начался в конце 80-х годов и продолжался по 1991 год, когда союзным и республиканским  правительствами были сделаны попытки радикально перестроить хозяйственный механизм в целом, отказаться от чрезмерной централизации и предоставить больше прав непосредственно хозяйствующим субъектам. Однако, совершенствование хозяйственного механизма ограничивалось лишь внедрением отдельных мер по расширению прав товаропроизводителей в рамках сохранения достаточно жесткой системы централизованного планирования производства, распределения материально-технических и финансовых ресурсов, не затрагивая при этом саму экономическую систему, а главное, не затрагивая отношения собственности.

Характерной чертой того времени стало уклонение  товаропроизводителей от поставок продукции  по госзаказу по фиксированным ценам, преимущественное использование договорных цен, необоснованное увеличение заработной платы. Это привело к вынужденной эмиссии денег, не подкрепленных соответствующими товарными ресурсами. Таким образом, подавленная инфляция переросла в открытую форму, инфляционные процессы усилились и, соответственно, усилились кризисные явления в экономической и политической сферах.

Второй этап экономических  реформ охватывает период 1992-1993 г.г. - с  момента объявления Казахстаном  суверенитета и до введения собственной  национальной валюты. Казахстан эти  годы полностью зависел от изменений  социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались половинчатостью, следовали в фарватере российской политики. В первую очередь это относилось к денежно-кредитной и бюджетной политике, которая в условиях единой валюты диктовалась Центральным Банком РФ.

Следующий этап экономических  преобразований в Казахстане начался  с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

На этом этапе  началось формирование самостоятельной  макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно  и не комплексно. Непоследовательность, в частности, выразилась в попытке решить проблему неплатежей посредством предоставления предприятиям эмиссионных директивных кредитов для погашения задолженности в растянувшемся во времени процессе либерализации цен, что только усугубило инфляционные процессы.

Как известно, в основе самостоятельной экономической  политики, проводимой Правительством Республики Казахстан, был заложен  стандартный пакет антикризисных  мер, который рекомендовали Международный  Валютный Фонд и другие международные  финансовые организации:

- уменьшение роли  государства в непосредственном  управлении социально-экономическими  процессами в стране, отказ от  директивных методов в пользу  рыночных механизмов;

- либерализация цен  и заработной платы;

- либерализация внешнеэкономической  деятельности;

- создание условий  развития негосударственного сектора  экономики, приватизация государственной  собственности;

- рационализация  государственных расходов;

- сведение до минимума  дефицита государственного бюджета;

- осуществление коренных  институциональных преобразований в стране;

- повышение эффективности  финансовой сферы;

- проведение жесткой  антиинфляционной политики.

В соответствии с  Программой и Планом действий Правительства  с 1995 года по настоящее время более  или менее последовательно проводится курс ограничительной денежно-кредитной и бюджетной политики, либерализации внешнеэкономической деятельности, реформи-рова-ния отношений собственности и формирования рыночной инфраструктуры.

В рассматриваемый  период времени был задействован механизм санации и процедуры банкротства несостоятельных предприятий. Последовательно проводилась структурная перестройка и демонополизация экономики с целью создания конкурентной среды. В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов велось строительство объектов жизнеобеспечения - электроэнергетики, транспорта (включая транспортировку нефти и газа) и связи, переработки сельскохозяйственной продукции, а также строительство приоритетных объектов со строительной готовностью не ниже 85%.

Бюджетная политика в целом адаптировалась к неблагоприятным экономическим условиям, связанным с резким сокращением доходной части, и была ориентирована на стратегию выживания, финансирования наиболее неотложных социально-экономических мероприятий. При этом, правда, бюджет в значительной степени утратил такие важные функции, как инвестиционную, инновационную, структурообразующую, социальную. Меры по сокращению бюджетных расходов на социальные нужды сопровождались усилением адресности социальной защиты малоимущих слоев населения. В 1996 году была начата реализация новой Программы действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы. В рассматриваемый период времени были разработаны и приняты такие важные документы как: среднесрочная программа дальнейшего реформирования банковского сектора на 1996-1998 годы; программы поэтапной передачи объектов социальной сферы хозяйствующих субъектов на местные бюджеты; развития рынка ценных бумаг; развития страхового рынка; повышения занятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства; приватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996-1998 годы (III этап) и другие, которые были направлены на закрепление уже свершившихся институциональных преобразований и создание предпосылок для инвестиционной и деловой активности.

Несмотря на неоднозначные  оценки и различное отношение  к проводимой в Республике Казахстан  реформе, реализация антикризисных  программ создала организационно-правовые и экономические предпосылки  для перехода к рыночной экономике. В этой связи следует отметить, что социально-экономические реформы в Казахстане в целом проходят противоречиво и с огромными сложностями, а потому с переменными успехами и провалами, с наличием ряда принципиальных позитивных сдвигов, произошедших в 1992-1997 г.г. в обществе и экономике и негативных социально-экономических последствий рыночной трансформации.

Переход Казахстана от социалистической системы к рыночной (и многоукладной) экономике вызвал серьезные изменения в социальной структуре, которые имеют долговременные последствия. По данным переписи 1999 г., в сельском хозяйстве были заняты 21,9% трудоспособного населения, в промышленности и строительстве -- 18,3% трудоспособного населения, в сфере услуг -- 59,8% трудоспособного населения[1]. В 2004 г. это соотношение несколько изменилось. По данным Агентства РК по статистике, в 2004 г. в сельском хозяйстве были заняты 32% населения, в промышленности и строительстве -- 18%, в сфере услуг -- 50% населения[1]. По данным Всемирного банка, в Казахстане в 2002 г. насчитывалось 2,6% безработных от общей численности трудоспособного населения[2]. В то же время число официально зарегистрированных безработных в 2004 г. составило 1,5% трудоспособного населения[1].

Для поддержания  дальнейшего политического роста и развития в условиях кризиса на мировых рынках капиталов, а также роста ценовой конъюнктуры особое значение приобретает необходимость формирования системы прогнозирования и адекватного реагирования на внешние изменения. Данная система должна объединять ресурсы экономического и административного воздействия на деятельность субъектов экономики - с тем, чтобы нейтрализовать угрозы и в полной мере использовать возможности внешней среды.

С этой точки зрения целесообразно усилить позицию  государства во всех сферах экономики, что позволит более эффективно защищать собственные экономические интересы. Тенденции мировой экономики состоят в том, что в жесткой конкурентной борьбе могут выстоять только мощные национальные корпорации, создание которых без участия государства на данном этапе представляется невозможным. Пристального внимания требуют и вопросы стабильности финансовой системы государства, так как ее состояние и возможности развития определяют условия роста экономики.

В целом казахстанская  модель развития, определяемая движением от экономики к политике, вполне доказала свою жизнеспособность. Она содержит потенциал будущего устойчивого развития при сохранении ее сути, когда для формирования сильного государства необходима стабильная экономическая основа, а для реализации экономической стратегии - стабильность внутренних и внешних политических приоритетов.

Информация о работе Смешанная экономика: ее сущность, типы и перспективы