Система поддержки бизнеса в технопарках Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:51, реферат

Описание работы

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Положение о научно-технологическом парке», под технопарком понимается «субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу».

Содержание

Понятие и сущность технопарков………………………………………………………………..…2
1.1.Понятие технопарк………………………………………………………………………………..2
1.2 Деятельность технопарков………………………………………………………………………..3
Функционирование технопарков в РБ……………………………………………………………….4
Технопарки РБ……………………………………………………………………………………4
Государственная поддержка технопарков…………………………………………………..…7
Существующие проблемы в деятельности технопарков Республики Беларусь и пути их решения………………………………………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 39.43 Кб (Скачать)

   8. СООО  «Арвит – авто» 
Миссией технопарка является содействие развитию инновационной и инвестиционной деятельности в регионе, сотрудничеству и кооперации между исследователями и промышленностью, оказание услуг наукоемким фирмам в сфере информационного обеспечения, подготовки и обучения персонала в области менеджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами, а также на содействие созданию, росту и развитию инновационных предприятий, или предприятий, использующих высокотехнологичные разработки. 
Целью инновационной деятельности технопарка является разработка особых мер поддержки инновационных предприятий, позволяющих снижать неопределенность и учитывать риски при осуществлении трансфера технологий и коммерциализации научной продукции, а так же при разработке концепций развития инновационных предприятий и отборе отдельных проектов. 
Задачи технопарка: 
▪ разработка инновационных проектов предприятий; 
▪ отбор проектов на основе системы объективной экспертизы; 
▪ всемерное содействие внедрению отобранных проектов на предприятиях Гомеля и области всех форм собственности; 
▪ создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм; 
▪ поддержка венчурных проектов; 
▪ организация системы участия в разработке перспективных научно-технических направлений; 
▪ поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе свободной экономической зоны, технопарками, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями); 
▪ помощь в поиске и получении финансирования для формирования материально-технической базы внедряемых инновационных проектов; 
▪ тесное взаимодействие со структурами, аккумулирующими финансовые ресурсы (инновационными, инвестиционными, венчурными, гарантийными фондами и др.); 
▪ создание информационных сетей, обеспечивающих информационный обмен предприятий предлагающих инновационные разработки и предполагаемых инвесторов, развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям; 
▪ получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, контроллинга, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой; 
▪ помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подаче заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах; 
▪ обучение предпринимательству в научно-технической сфере.
 

   10. "Научно-технологический  парк г. Гродно" 
http://belisa.org.by/ru/print/?brief=art2_4_2006

   В Гродно технопарк создан при Гродненском  государственном университете им. Янки Купалы. Издан приказ ректора университета от 19 октября 2005 г. № 745, в соответствии с которым назначен руководитель технопарка, выделены офисные помещения, определены источники финансирования технопарка на первых этапах его деятельности. Во исполнение решений, принятых губернатором области, в настоящее время определяется механизм передачи для размещения технопарка здания в центре города общей площадью более 5 000 квадратных метров. В нем  будут размещаться дирекция и  службы технопарка, консалтинговые фирмы, региональное отделение Республиканского центра трансфера технологий, центр сертификации и стандартизации, метрологическая и другие научно-исследовательские лаборатории, инновационные фирмы-резиденты технопарка, постоянно действующая выставка продукции предприятий Гродненского региона и другие структуры. 

   2.2 Государственная поддержка  технопарков 

   В Беларуси предоставляется больше льготы технопаркам. Резиденты ПВТ освобождаются от:

   налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные  целевые бюджетные и внебюджетные фонды, установленных законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности);

   налога  на прибыль;

   налога  на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности).

   Кроме освобождения от налогов и сборов, перечисленных выше, резиденты ПВТ  имеют льготы и по другим платежам:

   основные  средства и объекты незавершенного строительства резидентов Парка, освобождаются  от налога на недвижимость в том  случае, если они расположены на территории Парка;

   с резидентов Парка не взимается оффшорный  сбор при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам);

   резиденты освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для  осуществления видов деятельности, соответствующих направлениям деятельности ПВТ.

   Доходы  физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в  течение календарного года от резидентов Парка по трудовым договорам, а также  доходы резидентов Парка — индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% и в совокупный годовой доход  не включаются (в Республике Беларусь действует прогрессирующая шкала  подоходного налога с физических лиц, взимаемого по ставкам 9, 15, 20, 25 и 30 % в зависимости от величины совокупного годового дохода). Кроме того, местным органам государственного управления рекомендовано освободить резидентов ПВТ от уплаты местных налогов и сборов. Также установлены льготы и для юридических лиц, не имеющих возможности из-за своей территориальной отдаленности (или простого желания) стать резидентами Парка: нерезиденты при реализации зарегистрированных бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий освобождаются от единого платежа, налога на прибыль и НДС при выполнении работ (оказании услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту. 

     3. Существующие проблемы в деятельности технопарков Республики Беларусь и пути их решения. 

   На  данном этапе, несмотря на достаточно большое число инновационных  структур в Республике Беларусь, существует ряд проблем связанных с их реальной работоспособностью.

   1. Несовершенство  законодательных основ деятельности  технопарков.

   Проведенный анализ действующей в Республике Беларусь базы законодательства, регулирующей деятельность субъектов инновационной  инфраструктуры, свидетельствует, о  её несовершенстве, фрагментарности  и несформированности эффективной правовой системы, стимулирующей успешное становление и развитие инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. В частности, предприятия, входящие в состав технопарка не получают серьёзных льгот.

   Цель  создания технопарков, а именно интенсификация инновационной деятельности малых  предприятий и общей политики инновационной направленности, в  стране труднодостижима, т.к. у малых  предприятий отсутствует стимул для вхождения в технопарк. Для  того чтобы деятельность технопарка была эффективна, малые предприятия  в его составе должны получать ощутимые преимущества для ведения  инновационной деятельности. Однако внесение изменений и дополнений в акты законодательства, регулирующие порядок создания и условия функционирования субъектов инновационной инфраструктуры не обеспечит в полной мере данные преимущества, так как эти изменения  должны касаться и других законодательных  актов – налогового, таможенного  и др. законодательства. Участники  технопарка, а также сам технопарк, должны стать отдельной категорией налогоплательщиков, особенности налогообложения которых, необходимо предусмотреть в законодательстве Республики Беларусь о налогах и сборах.

   Необходимо  отметить, что качественное законодательство об инновационной деятельности, эффективное  государственное регулирование  инновационной сферы являются необходимыми условиями для реализации государственной инновационной политики.

   2. Отсутствие  эффективного механизма финансового  обеспечения деятельности технопарков.

   В стране отсутствуют такие эффективные  и признанные в мире формы инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие.  Венчурные инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение  их в производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и развитие действующих  предприятий, укрепление производственного  и рыночного потенциала инновационных  фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационные компании, которые на момент кредитования являются фактически или потенциально ведущими в своей области.

   Необходимо  развитие базовой предпринимательской  инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок), которая является основой для перехода на устойчиво  инновационный путь развития.

   Правила операций на фондовом рынке на адаптированы к потребностям малого и среднего инновационного бизнеса и инвесторов, заинтересованных во вложениях в  ценные бумаги таких компаний. Для этого целесообразно рассмотреть вопрос о создании специализированного инновационного подразделения на белорусской валютно-фондовой бирже. Директор администрации Парка высоких технологий Валерий Цепкало отметил, что в недалекой перспективе планируется создать фондовый рынок в области высоких технологий: «Мы хотим сделать так, чтобы люди держали деньги не в банках, а пропускали их через биржи, тем самым поддерживая Парк высоких технологий».

   Для стимулирования банковско-кредитных учреждений следует  предусмотреть освобождение от налогообложения  части прибыли банков, получаемой ими в результате предоставления долгосрочных кредитов под конкретные инновационные проекты. Целесообразно  разрешить коммерческим банкам не производить  отчисления в резерв Национального банка Республики Беларусь на сумму привлеченных ресурсов в объеме предоставленных банком инвестиционных кредитов под освоение в производстве результатов отечественных научно-технических разработок.

   3. Отсутствие  отлаженной системы взаимодействия  между инновационными структурами  и университетами.

   В мировой  практике между университетами и  фирмами-резидентами технопарков  или парков высоких технологий, устанавливаются  партнерские взаимоотношения, которые  носят взаимовыгодный характер. Преимуществами размещения в технопарках для  фирм-арендаторов являются возможность  формального и неформального  сотрудничества с научными работниками  и преподавателями вуза, льготный доступ к научным и технологическим  разработкам, использование информационных и библиотечных ресурсов университета. Тесное взаимодействие с арендаторами технопарка – это возможность  для университета приблизить содержание и цели программ обучения к потребностям перспективных нанимателей и  для повышения шансов на трудоустройство  выпускников, что в конечном счете способствует укреплению репутации и престижа вуза.

   В Беларуси же отношения между инновационными структурами и вузами имеют выраженную учебную окраску, а контакты в  области научных исследований и  разработок носят скорее разовый  и очень избирательный характер.

   4. Недостаточная  обеспеченность кадровыми ресурсами.

   Кадры являются важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов. По оценкам специалистов, для успешного  продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. Это является одной  из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно  осуществлять на базе вузов.

   Ситуация  усугубляется процессами так называемой «утечки мозгов». Примечательно  то, что отток кадров наблюдается  уже не в сторону США и стран  Запада, а в страны ближнего зарубежья, и в первую очередь, в Россию. В  сфере информационных технологий решением данной проблемы стало создание Парка  высоких технологий. Валерий Цепкало отметил: «Пока еще специалисты у нас не получают такие зарплаты, как в США, Европе или в Москве (мы очень конкурентоспособны по зарплатам с остальной Россией). Но зарплата уже не является для нас фактором опасности, поскольку люди начинают смотреть и на такие факторы, как качество жизни. В Москве вы тратите по 5-6 часов для передвижения по городу в автомобильном транспорте, квартира стоит в 4 раза больше, чем в Минске… Когда люди начинают взвешивать все эти факторы, зарплата становится пусть и важным фактором, но не столь определяющим», - уточнил он.

 
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информация о работе Система поддержки бизнеса в технопарках Республики Беларусь