Система охраны здоровья населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 17:38, реферат

Описание работы

Здравоохранение - это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Содержание

1. Определения здравоохранения. Экономика здравоохранения. Характеристика.

2..Здравоохранение как отрасль экономики.

3.Связь с другими отраслями.

4.Ресурсы здравоохранения.

5.Номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала.

6.Создание систем страховой медицины, основанных на различных формах собственности ( государственной, частной, муниципальной).

Работа содержит 1 файл

Белла.doc

— 65.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: « Введение. Система  охраны здоровья населения  России»

      

                                                   План:

    1. Определения здравоохранения. Экономика  здравоохранения.     Характеристика.

    2..Здравоохранение  как отрасль экономики.

    3.Связь  с другими отраслями.

    4.Ресурсы  здравоохранения.

    5.Номенклатура  специальностей среднего медицинского и фармацевтического  персонала.

    6.Создание  систем страховой медицины, основанных  на различных формах собственности  ( государственной, частной, муниципальной). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Определения здравоохранения. Экономика  здравоохранения. Характеристика.

      Здравоохранение как отрасль экономики. Связь с другими отраслями. 
 

    Здравоохранение - это система социально-экономических  и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

    Экономика здравоохранения - отрасль науки, которая  изучает место здравоохранения  в народном хозяйстве, разрабатывает  методы рационального использование  ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.

    Цель  экономики здравоохранения- удовлетворение потребности населения в медицинской помощи.

    Предмет экономики здравоохранения - разработка методов рационального использование  ресурсов для достижения цели в охране здоровья населения.

    В здравоохранении, как и в любой  другой области деятельности человека, могут быть выделены профессиональная и экономическая стороны. Профессиональная - составляет содержательный аспект медицинской деятельности. Экономическая же сторона предполагает хозяйственные формы, в рамках которых совершается данная профессиональная деятельность. Действительно, ни один вид профессиональной деятельности не осуществляется в отрыве от какой-либо конкретной экономической формы.

    Указанные стороны деятельности существуют в  неразрывной связи при любых  условиях, в любом обществе.

    От  решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профессиональной деятельности медицинских работников, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли хозяйства. 

    Экономика здравоохранения исследует хозяйственные  формы медицинской профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет существенную научно-практическую значимость.

    Следовательно, экономику здравоохранения можно  определить, как комплекс экономических  знаний о формах, методах, результатах  хозяйственной деятельности области медицины.

    Экономика здравоохранения тесно связана  с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь здравоохранения  со всеми отраслями народного  хозяйства. Эта взаимосвязь прежде всего касается:

    - влияния  здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;

    - влияние  экономики отдельных отраслей  на здоровье населения.

    Это означает, что экономика здравоохранения - отраслевая наука, которая изучает  взаимодействие здравоохранения с  экономикой народного хозяйства, формирования, распределения и использования в охране здоровья материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

      Охрана здоровья имеет влияние  на развитие экономики народного  хозяйства посредством сбережения  здоровья населения (снижение  смертности, особенно в трудоспособном возрасте, смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни).

      В зависимости от того, на каком уровне внутри системы здравоохранения или вне ее рассматриваются экономические отношения, они могут быть разделены на макро-, микро- и миди-экономические.

    На  макроэкономическом уровне отношения  складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно  связаны со здравоохранением, а таких отраслей насчитывается около тридцати. Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями народного хозяйства.

    Микроэкономический  уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.

    На  миди-экономическом уровне исследуются  хозяйственные связи внутри системы  здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей из целого ряда подотраслей, производств и специализаций, связанных решением одной функциональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения.

                                

                                         Ресурсы здравоохранения. 

    Различают материальные, трудовые и финансовые ресурсы ЛПУ.

    Материальные  ресурсы - это совокупность естественных и инвестиционных ресурсов. В структурном отношении они включают: медикаменты, медицинское оборудование, аппаратуру, медицинские инструменты, перевязочные средства и средства ухода за больными и т.п.

    Трудовые ресурсы -- медицинские кадры: врачи, медицинские сестры. Экономическое обеспечение деятельности ЛПУ должно базироваться на определенных принципах Важное значение в эффективном решении проблемы удовлетворения потребностей фирмы в экономических ресурсах занимает оценка состояния производственной базы ЛПУ. Сюда включается анализ размеров производственной площади, наличного оборудования и медицинской техники, численности работающих.

    Капитал - это отношение между людьми по поводу создания и распределения конкретно-экономических форм дохода предприятия, основанного на найме персонала.

    Согласно  финансовому определению капиталом  называют все активы (средства) фирмы. По функциональному определению, это  только реальный объект, т. е. средства производства. Капитал как средства производства делится на средства и предметы труда, т.е. на основной и оборотный капитал. 

      Номенклатура  специальностей среднего медицинского и                  фармацевтического  персонала.

                                                

                                            ПОЛОЖЕНИЕ 
О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ 
СПЕЦИАЛИСТАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 
                                    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (Утверждено  приказом Министерства здравоохранения   Российской Федерации  от 09.08.2001 N 314) 

    
  1. Общие положения 
    1.1. Положение о порядке получения квалификационных категорий (далее - положение) определяет порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. 
    1.2. При получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. 
    1.3. Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей. 
    1.4. Специалист может получить квалификационную категорию по специальностям, соответствующим как основной, так и совмещаемой должностям. 
    1.5. Квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении. 
    1.6. Контроль за соблюдением настоящего положения осуществляют: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, другие министерства и ведомства. 
    (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.03.2009 N 128н) 
     
    II. Порядок получения квалификационных категорий 
     
    2.1. Специалисты, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подают в аттестационную комиссию заявление, заполненный аттестационный лист (приложение N 1) и отчет о работе за последние три года - для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год - для работников со средним профессиональным образованием, утвержденный руководителем организации, в которой работает специалист. 
    Специалисты федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подают документы, указанные в абзаце первом пункта 2.1, в Центральную аттестационную комиссию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 
    (абзац введен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.03.2009 N 128н) 
    2.2. За три месяца до окончания срока действия квалификационной категории специалист может подать в аттестационную комиссию заявление о подтверждении имеющейся квалификационной категории или получении более высокой. 
    2.3. Специалист имеет право: 
    - получить квалификационную категорию в аттестационной комиссии, созданной в соответствии с настоящим положением; 
    - ознакомиться с представленными на него в аттестационную комиссию документами; 
    - получить от руководителя разъяснение в письменном виде, в случае отказа руководителя подписать отчет о работе; 
    - пройти повышение квалификации по специальности; 
    - обратиться с заявлением в Центральную аттестационную комиссию или орган, при котором создана аттестационная комиссия, в случае несогласия с решением аттестационной комиссии.
 

    Создание  систем страховой  медицины, основанных на различных формах собственности ( государственной, частной, муниципальной). 

    Развитие  и формирование системы обязательного  медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.В 1861 г. был принят первый законодательный  акт, вводивший элементы обязательного  страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд.

    В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий  создание при фабриках и заводах  больниц.

    В 1894 г. при министерстве внутренних дел  был создан Госстрахнадзор.

    Особое  значение в становлении обязательного  медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон \"О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности\". По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве.

    По  Закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику  больничной кассы в четырех видах:

1.Первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях.              2.Амбулаторное лечение.

    3.Родовспоможение.

    4.Больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.

    Советская власть начала свою деятельность по реформе  социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России \"полного социального страхования\". Основные положения Декларации были следующие:

    распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую  и сельскую бедноту;

    распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы);

    возложение  всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство;

    возмещение  полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы.

    Впервые в «Основах» определено сочетание трёх систем здравоохранения: государственная, муниципальная и частная.

    В юридической литературе говорится, что в систему здравоохранения входят лечебные, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, санитарно-эпидемиологические, аптечные, родильные, образовательные учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения, развитие которых гарантируется Конституцией. Каждая из систем здравоохранения РФ (государственная, муниципальная и частная) имеет свою структуру, закрепленную в Основах. Рассмотрим их подробнее.

    В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относятся:

    1) федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан;

    2) находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации;

    3) медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ведомственные учреждения). При этом к ведомственным учреждениям здравоохранения можно отнести лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерств здравоохранения и социального развития субъектов в составе РФ.

Информация о работе Система охраны здоровья населения России