Система государственного регулирования рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:05, реферат

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг 5
2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 8
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

РЦБ.rtf

— 168.96 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине: РЦБ

на тему: «Система государственного регулирования рынка ценных бумаг» 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 4 курса

очного отделения

специальности: «ФиКУ»

группы - 071

Городбин Виктор Алексеевич 
 

Проверил:

к.т.н., доцент

Сергеев С. Ю. 

Урюпинск 2010

Содержание 
 

Введение 3

1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг 5

2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 8

Заключение 17

Список использованной литературы  18

Введение

 
 

      В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых  инструментов является использование ценных бумаг.

      Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

      Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. Сейчас в Российской Федерации активно функционируют такие биржи, как ММВБ, РТС1 и РТС2, Санкт-Петербургская Фондовая и Валютная биржа, а также Сибирская, Уральская, Ростовская, Самарская, Нижегородская биржи… Как видно фондовый рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики, вследствие чего появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.               

      Методическую и теоретическую основу исследования российского рынка ценных бумаг составили труды отечественных и зарубежных ученых, Гражданский кодекс РФ, Указы Президента, Постановления Правительства РФ и Министерства Финансов, а также другой методический материал по изучаемым вопросам.

      В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно - логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, описательный, использовались основные приемы анализа.

      Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

 

      Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

      -   государственное регулирование;

      - регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

      -   общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

      Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

      - поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

      - защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

      - обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

      - создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

      - формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

      - достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

      Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:

      - создание нормативной базы функционирования рынка -- разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

      - отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

      - контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

      - систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

      Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются:

      - разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка--с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором -- отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

      - выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных -- выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

      - максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка -- эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

      - обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

      - разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;

      - обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

      - соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

      - оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями.

      Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:

      - идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

      - концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

      - установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов);

      - контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

      - создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;

      - формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

      - предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискально-го, налогового);

      - предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

      Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

      - крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

      - макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;

      - крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

    2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

 
 

    Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

    - инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

    - эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

    - профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

    - регулятора -- при написании законов и подзаконных актов;

    - верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

    Система государственного регулирования рынка включает:

    - государственные и иные нормативные акты;

    - государственные органы регулирования и контроля.

    Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

    Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

    - установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

    - регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

    - лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

Информация о работе Система государственного регулирования рынка ценных бумаг