Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:55, доклад
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Шведская модель
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них:
1. высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
2. в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
3.
в социальной области - возрастание среди
традиционных факторов производства (труд
- капитал - технологии - природные ресурсы)
значения человеческого фактора - высококвалифицированного
и инновационного, творческого по характеру
труда, Основанный на этих принципах шведский
тип организации жизни общества обеспечивает
высокий уровень экономической эффективности
и высокие жизненные и экологические стандарты.
Швеция превратилась в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики. Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.
Сохранение
в будущем двух основных целей
шведской модели - полной занятости
и равенства - видимо, потребует новых
методов, которые должны соответствовать
изменившимся условиям. Лишь время покажет,
сохранятся ли специфические черты шведской
модели - низкая безработица, политика
солидарности в области зарплаты, централизованные
переговоры по зарплате, исключительно
большой государственный сектор и соответственно
тяжелое налоговое бремя, или же модель
будет нуждаться в обновлении.
Взять
на вооружение
Что же
можно позаимствовать из опыта шведской
модели? Некоторые аналитики считают,
что шведский опыт и методы можно
легко экспортировать и использовать
в других странах. Однако механически
перенести на чужую почву даже самый прогрессивный
опыт очень трудно. Каждая страна имеет
свои собственные традиции, историю и
институциональные структуры, и многое
из того, что привлекает внимание в шведском
обществе, основано на специфических традициях
и институтах, появившихся очень давно.
И все
же некоторую пользу могут извлечь
и другие страны. Например, опыт активной
политики на рынке труда — важнейшей
части шведской модели — может использоваться
другими странами,в частности и в Беларуси
а именно: лучше проводить переподготовку
безработных и возвращать их к труду, в
частности путем предоставления субсидий
для переезда к вакантному рабочему месту,
чем тратить огромные суммы на пособия
безработным в качестве компенсации за
потерянные доходы. Безработица - это не
только неблагоприятные последствия для
человека, но еще и весьма дорогостоящий
метод борьбы с инфляцией и решения структурных
проблем. Значительная часть издержек
на политику на рынке труда в Швеции возвращается
государству в виде налогов и взносов
на социальное страхование. Чистые расходы
на нее заметно меньше значащихся в бюджете
цифр. Шведский опыт состоит в том, что
мощная и хорошо организованная политика
на рынке труда высокопродуктивна и на
деле является эффективным способом использования
денег налогоплательщиков. Социальная
политика и регулирование
рынка труда — это как
раз то, что больше всего
привлекает внимание
в шведской модели.
Вообще же оценка шведской модели в существенной степени зависит от того, какой смысл вкладывается в этот термин. Те, кто выделяет только отдельные черты шведской действительности, соответствовавшие лишь особым условиям послевоенного периода, при наступлении кризисных явлений в этой области начинают говорить о крахе шведской модели. Но если рассматривать шведскую модель как весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране в их постоянном развитии, то в этом случае необходимо сделать следующий вывод: шведская модель не является чем-то неизменным и окончательным и с течением времени постоянно подвергается изменениям. В этом и состоит возможность ее приспособления к постоянно меняющимся условиям, в том числе и в ходе национальных особенностей социально-экономического развития в рамках европейской интеграции.