Шведская модель региональной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:19, реферат

Описание работы

Шведская модель социализма Мюрдаля во многом сходна с концепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. Как и Эрхард, Мюрдаль считал, что «регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех». В основу регулируемой экономики была заложена сложная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения.

Работа содержит 1 файл

экономика Швеции.doc

— 42.50 Кб (Скачать)
 

     Шведская  модель социализма Мюрдаля во многом сходна с концепцией социального  рыночного хозяйства Эрхарда. Как  и Эрхард, Мюрдаль считал, что  «регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной  экономики, основанной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех». В основу регулируемой экономики была заложена сложная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения.

     Главным в шведской модели социализма Мюрдаль  считал создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как для трудоспособного, так и для нетрудоспособного населения

     Основные  черты экономического развития

     За  сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе) страны, какой  она была в середине XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе.

     Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.

     В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение.

     Доля  рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась  половина работающего населения.

     В условиях быстрого роста населения  важное значение имела эмиграция, прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция  позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия  в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики.

     В межвоенный период Швеция по темпам роста  ВПП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса.

     В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это  были ее “золотые” годы. Главным  фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости.

     Смешанная экономика

     Существующая  в Швеции экономическая система  обычно характеризуется как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою “нишу”, выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу  фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.

Государственный сектор

    Важнейшая роль государственного сектора в  Швеции - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

   Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной  собственностью принято считать  предприятия, принадлежащие государству  полностью или частично (смешанная собственность) . Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место. 
 

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек

Центральное правительство решающее воздействие  на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.

    В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный  сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.

    Оставшиеся  после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

   Основа  шведской системы социального страхования - различные виды социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения

   Финансирование  государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.

    Для местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%).

В секторе  социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование - основной источник доходов.

Кооперативы

Особенностью шведской экономики является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

    Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с  общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

    В смешанной экономике кооперативное  движение действует в качестве “третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

    Частный сектор    Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции   играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно  и тоже лицо .В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам, в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно.

Информация о работе Шведская модель региональной экономики