Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

41. Научно-технический потенциал национальной экономики.
42. Инновационный потенциал и национальная инновационная система, задачи инновационного развития страны.
43. Инвестиционный потенциал. Источники финансирования инвестиционного процесса.
44. Определенные потребности в инвестициях в сфере производства товаров и оказания услуг.
45. Оценка эффективности инвестиций.

Работа содержит 1 файл

шпоры нац. экон.бл 41-50!!!!!!!!!!!!!.docx

— 33.59 Кб (Скачать)

41. Научно-технический потенциал национальной экономики.

Научно-технический  потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Значение, качество и продуктивность потенциала научной и научно-технической  деятельности как креативного ядра инновационной системы страны характеризуют следующие количественные и качественные параметры и показатели:

• количество научных организаций, их функциональная структура (по видам  деятельности, секторам, отраслям, регионам);

• объемы и структура исследований и разработок (ИР) (фундаментальные  и прикладные исследования, государственные  научно-технические программы, отраслевая структура ИР и т.п.);

• научные кадры (численность персонала, занятого PIP), в том числе по категориям и уровню квалификации;

• финансовое обеспечение (источники  финансирования, объем затрат на ИР и т.п.);

• материально-техническая база (научное  оборудование, приборы, производственные помещения и т.д.);

• научно-информационные ресурсы (библиотечные и патентные фонды, компьютерные информационные системы, Интернет-хосты и др.);

• система управления научной сферой, процессами ИР, включая блок оценки их результатов.

Важной  качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки.

Преобладание  технических и естественных наук, отражающее специализацию Беларуси на машино- и приборостроении, создает потенциальные возможности для поддержания и развития известных белорусских научных школ в области математики, физики, механики, химии, биологии, а также разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, машиностроения, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологии, способов обработки информации, специальной вычислительной техники.

 

 

42. Инновационный  потенциал и национальная инновационная  система, задачи инновационного  развития страны.

Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

• уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

• состоянием и мощностью опытно-экспериментальной  базы отраслей и предприятий;

• наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

• уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

• наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного  выпуска новой продукции;

• степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным  менеджментом, маркетингом, другими  механизмами коммерциализации нововведений);

• системой подготовки кадров-инноваторов;

• финансовым обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность  использования потенциала и всех его составляющих определяется в процессе инновационной деятельности, которая в свою очередь оценивается в мировой практике (по рекомендации ОЭСР) по следующим параметрам:

• долей новой продукции (освоенной  в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции;

• развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных технологий);

• внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте);

• участием предприятий в технологическом  обмене и их долей на рынках инновационной  продукции;

• участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационностъ означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства и эксплуатации в сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получения информации.

Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого система должна отвечать следующим требованиям:

• быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

• опираться на институциональные  и правовые решения, поднимающие  на принципиально новый уровень  взаимоотношения науки, образования, производственной сферы;

• иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Соответственно  стратегическими приоритетами должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная  технологическая среда «новой»  и традиционной экономики.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития. Действующая Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы в связи с этим актуализируется в годовых прогнозах СЭР и годовых заданиях целевых ГНТП.

В рамках этих документов должны решаться следующие основные задачи:

• создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

• постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального  сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствование  нормативно-правовой базы, связанной  с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный  оборот;

• адаптация научно-технического комплекса  к условиям рыночной экономики, привлечение  внебюджетных средств, собственных  средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

• рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной  деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и  технологий;

• совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и  инновационной деятельности;

• совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки  и технологий;

• поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с  учетом мировых тенденций в этой сфере;

• укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы.

 

 

43. Инвестиционный  потенциал. Источники финансирования  инвестиционного процесса.

Инвестиционный  потенциал страны — это ее способность  освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий  и их комплексов, расширение и реконструкцию  действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют объемы и структура  капиталовложений и строительно-монтажных  работ, качество и технический уровень  вводимых в эксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы.

Основными составляющими инвестиционного  потенциала являются проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации  и такие отрасли народного  хозяйства и промышленности, как  строительство, промышленность строительных материалов, конструкций и деталей (строительный комплекс).

Для сохранения и развития инвестиционного  потенциала страны на уровне европейских  стандартов требуется модернизация производственной базы строительного  комплекса. Основными целями его  развития на 2001-2005гг. и на более отдаленный период (2006-2010гг.) являются:

• техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий и на этой основе более полное удовлетворение потребностей населения и народного  хозяйства в высокоэффективной  строительной продукции;

•внедрение  ресурсосберегающих технологий, выпуск новых видов материалов, конструкций  и изделий, отвечающих требованиям  международных стандартов ИСО серии 9000, 14000;

• совершенствование проектирования, внедрение прогрессивных архитектурно-планировочно-конструктивных решений; 

• совершенствование законодательно-нормативной  и информационной базы, организационных  структур управления строительным комплексом, адекватных рыночным условиям;

• эффективная реализация долгосрочных программ и инвестиционных проектов, обеспечивающих снижение себестоимости  продукции и работ;

• разработка новой государственной  политики развития территорий и населенных пунктов с созданием рациональной модели расселения, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Для достижения этих целей необходимо обеспечить реализацию системы мероприятий, включающих:

• совершенствование внутриотраслевой структуры строительного комплекса  на основе приоритетного развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств, базирующихся на высоких и экологически чистых технологиях;

• создание новых архитектурно-планировочных  систем зданий и сооружений, возведение жилых и административных зданий по современным эффективным проектам, обеспечивающим снижение уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла;

• модернизацию технологий строительства  и производства строительных материалов до уровня передовых европейских  стран, постепенное поэтапное закрытие энергоемких и экологически вредных  производств, требующих импорта  дорогостоящего и экологически вредного сырья и перепрофилирования их на новые виды продукции;

• расширение международного сотрудничества, прежде всего с Россией и другими  странами СНГ, Евросоюза, направленного  на привлечение иностранных инвестиций и кредитов в приоритетные подотрасли — цементную промышленность, промышленность стеновых и теплоизоляционных материалов;

• активизацию проведения подрядных  торгов на строительство объектов за пределами страны, поиск потенциальных  потребителей строительных материалов и изделий;

• обеспечение развития территорий, моделей  расселения, инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденными  генеральными планами.

В развитии инвестиционного потенциала важную роль будет играть промышленность строительных материалов и конструкций. В этой отрасли к 2010 г. предполагается осуществить ряд инвестиционных проектов — завершить строительство  ОАО «Красносельскцемент» в Гродненской области, второй очереди Белорусского цементного завода в Костюковичах Могилевской области. Обеспечение потребностей страны в гипсокартонных листах станет возможно благодаря строительству нового завода гипса и гипсовых стройдеталей, работающего на техногенных отходах — фосфогипсе. Выпуск кровельных материалов будет осуществляться на более долговечной основе (стекло-холсте), а цементно-волокнистых листов (шифера) — на основе волокон, альтернативных асбесту. Обеспечение потребностей страны и внешнего рынка в железобетонных конструкциях, облицовочных материалах и стеклоизделиях предусматривается за счет интенсификации действующих производств.

Для повышения эффективности строительного  комплекса необходимо обеспечить реализацию мероприятий по оказанию государственной  поддержки проектов создания (развития) приоритетных производств путем  первоочередного их кредитования, предоставления государственных преференций и  гарантий; создать условия в виде  приоритетные подотрасли — производство цемента, стеновых и теплоизоляционных материалов.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"